Бенедикт Нурсийский и орден бенедиктинцев

Автор: Maks Ноя 30, 2021

Бенедикт Нурсийский жил за 500 с лишним лет до церковного раскола, поэтому его почитают и католики, и православные. Многие столетия жизнь в христианских монастырях протекала по написанному им Уставу. Именно Бенедикт Нурсийский привел в систему христианское монастырское служение, упорядочив его. Это обеспечило монастырям особый социальный статус в обществе, позволив оказывать существенное влияние как на религиозную, так и на другие сферы жизни.

Жизненный выбор

Бенедикт Нурсийский родился и умер во времена господства в Италии германского племени остготов, основавших там свое королевство на обломках Западно-Римской империи. Он появился на свет 2 марта 480 года в городе Норча (Нурсия), расположенном в провинции Умбрия, в весьма зажиточной семье. Богатство родителей позволило Бенедикту получить блестящее образование. Тем не менее, когда он учился в Риме, то увидел развращенность нравов. В 494 году юный Бенедикт отказывается от занятия науками, отрекается от жизни в миру и становится отшельником, избрав для жительства пещеру близ местечка Субиако, что в 70 километрах от Рима. Там он подолгу предавался благочестивым размышлениям.

Жителям окрестных селений святой Бенедикт впоследствии стал известен как настоящий духовный подвижник. Согласно его жизнеописанию, однажды он своими молитвами даже сумел оживить мертвого мальчика, которого ему принес сраженный горем отец. Почитаемый как святой и чудотворец, в 510 году Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в аббаты. Однако вскоре новый аббат понял, что братия не склонна придерживаться строгих правил, которые он пытался установить в монастыре. Монахам не понравилось ни послушание, ни обязанность проводить жизнь исключительно в трудах и молитвах. Тогда он оставил сие вольнолюбивое богоугодное заведение и вернулся к отшельнической жизни.

Монастырь в Монте-Кассино

Через некоторое время к новому месту пребывания пустынника потянулись другие христианские аскеты. Со временем они организовали монашескую общину, главой которой стал святой Бенедикт, принявшийся разрабатывать новый монастырский устав. Он расселил монахов в киновиях (общежитиях), каждая из которых была рассчитана на 12 человек. После долгих и мучительных размышлений Бенедикт Нурсийский пришел к выводу, что жизнь монахов не должна сводиться к уединению и молитвам. Им следует также совершать благие дела. Поэтому монахи стали также учить и воспитывать детей из знатных семей.

Все было бы просто великолепно, но местному священнику не понравилась слишком бурная деятельность святого Бенедикта. По наущению завистливого священнослужителя монахи вынудили Бенедикта Нурсийского покинуть свою обитель. Тот с несколькими учениками поселился в небольшом городке Монте-Кассино, что в провинции Кампания. И вот римский патриций Тертулл, наслышанный о подвижничестве Бенедикта, выделил ему участок земли, на котором стоял древний храм бога Аполлона. Возможно, выбор патриция не был случаен, ведь римляне на первых порах частенько рассматривали Иисуса Христа как сына Всесокрушающего Солнца. Как бы там ни было, святой Бенедикт распорядился снести статую Аполлона, возвышавшуюся над храмом, и превратил рассадник язычества в христианский монастырь. Именно здесь в 529 году он написал свой знаменитый Устав, который впоследствии был принят не только орденом бенедиктинцев, но и на многие столетия стал определять жизнь католических монахов.

Устав Бенедикта Нурсийского на сей раз не был чрезмерно строг. Он учел, что климат Западной Европы все-таки более суров, чем климат Египта или Сирии, и не стал требовать от монахов чрезмерного усердия в аскезе. В то же время устав был направлен и против чрезмерной вольницы, запретив монахам, например, переходить из одного монастыря в другой по собственной прихоти. Устав этот быстро шагнул за пределы Монте-Кассино, его стали охотно принимать и другие монастыри. Объединение монастырей, принявших Устав святого Бенедикта, стало называться бенедиктинским орденом, и орден этот вплоть до Крестовых походов был самым почитаемым в Европе.

Устав

Бенедикт НурсийскийУстав определял распорядок жизни в монастырях. В течение суток бенедиктинцы должны были семь раз молиться не только в дневные, но и в ночные часы. Молились они и ради личного спасения, и за весь мир, который в те времена был более хрупок, чем ныне — эпоха Великого переселения народов еще не закончилась. Сами же молитвы представляли собой одноголосое пение. Свободное от молитв время монахи посвящали физическому труду, главным образом землепашеству, и чтению. Интересно, что на разных этапах духовного роста им выдавалась определенная литература.

Важную роль святой Бенедикт уделял смирению. В своем уставе он писал: «Кого охватит любовь к достижению вечной жизни, те и взыскуют узкого пути (поелику Господь говорит: “тесен путь, ведущий в жизнь”), так что, живя не по своему хотению и повинуясь не своим стремлением или вожделением, но ходя под чужой волею и властию, живя в киновиях, жаждут иметь над собой аббата. Таковые, без сомнения, подражают словам Господа, говорящего: “Я не пришел творить волю Мою, но Того, кто послал Меня». Но самое послушание сие тогда будет угодно Богу и приятно людям, когда повеление выполняется бестрепетно, безропотно, безотлагательно, ревностно и безответно, ибо послушание, оказываемое старшим, Богу воздается; ведь сказано: “слушающий вас Меня слушает”. И повиноваться ученики должны с ясным духом, ибо “доброхотно дающего любит Бог’’».

Еще одним приоритетом для монаха-бенедиктинца являлось молчание. Вот слова Бенедикта Нурсийского об этой добродетели: «Даже добрые, благочестивые и назидательные речи пусть разрешаются и совершенным ученикам [т. е. монахам, а не послушникам], ради великой важности молчания, лишь изредка, ибо сказано: “при многословии не миновать греха”, и еще: “смерть и жизнь — во власть языка”. Ибо говорить и поучать приличествует наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику».

В бенедиктинских монастырях существовала система наказаний за нарушения устава, впрочем, весьма мягкая. С монахом, который оступился в первый раз, проводили душеспасительную беседу. Оступившийся во второй раз рисковал тем же. Но если нарушение правил поведения следовало в третий раз, то монах не допускался к трапезе и общей молитве. За серьезную провинность можно было подвергнуться телесным наказаниям. Если же монах продолжал раз за разом нарушать устав, его могли изгнать из обители.

Интересно и то, что важное место в жизни монастыря святой Бенедикт отводил приему странников. Он писал: «Все странствующие, без разбору, принимаются, точно Христос, ибо сказал Он: Я был странником, и вы приняли меня. А посему, как только доложат о страннике, пусть встретят его и аббат, и братия со всяким делом любви, и прежде всего пусть помолятся вместе и так воссоединятся в мире… С особым же тщанием принимать нищих и пилигримов, ибо в лице их более всего принимается Христос».

Монастырские библиотеки

Бенедикт Нурсийский умер 21 или 23 марта 547 года в основанном им монастыре Монте-Кассино. Через несколько лет под ударами могучих армий византийского императора Юстиниана I пало Остготское королевство, а в 568 году в Италию пришли лангобарды, которые и сами были вытеснены из Паннонии очередными пришельцами из Азии — аварами. Лангобарды в череде всевозможных германцев были племенем не особо просвещенным: любители истории хорошо знают их по длинным железным мечам с приварными стальными лезвиями и по пристрастию к людоедству. В прямом, а отнюдь не переносном смысле этого слова. Вместе с этими длиннобородыми дикарями в Италию вторглись и их разношерстые союзники: германские племена саксов, свевов и гепидов, а также сарматы, булгары и славяне. В числе «подвигов» этого дикого воинства было и разграбление монастыря Монте-Кассино.

Большинство монахов, впрочем, успели укрыться в Риме. Позже они приобщали всех этих новопоселенцев солнечной Италии к христианству.

Орден бенедиктинцев существует по сей день. Он оказал средневековому обществу просто неоценимые услуги в области сохранения науки и образования. Вплоть до начала XIII века в этой области на Западе работали одни лишь бенедиктинцы. Поэт и историк, педагог-новатор, домашний учитель истории и географии в царской семье Николая II, тайный советник Константин Алексеевич Иванов в своей выдержавшей в период с 1895 по 1915 годы четыре издания книге «Средневековый монастырь и его обитатели» писал: «Без их деятельности варварство одержало бы полную победу. Некоторые^ бенедиктинские монастыри в Италии, Германии, Англии, Франции и Бельгии сделались настоящими умственными светочами, были как бы университетами, распространителями знания. Внутренние монастырские школы создавали контингент образованного монашества, приготовляли учителей, направлявшихся потом в другие места, внешние — просвещали представителей светского общества. Просвещенные иноки усердно переписывали ценные [античные] рукописи…

Великую услугу оказали образованные монахи переписыванием книг. Не заготовь они столько экземпляров книг по различным отраслям знаний, все предшествующие труды человечества в области знания погибли бы для позднейших поколений. Просвещенные аббаты разыскивали ценные по содержанию рукописи, приобретали их для монастырской библиотеки и поручали своим монахам переписывать их. Они меняли эти книги на такие, которых у них не было, но которые имелись и переписывались в других монастырях. Так постепенно наполнялись, росли монастырские библиотеки».

Андрей ЧИНАЕВ

  Рубрика: Легенды прошлых лет 398 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,708 сек. Потребление памяти:11.6 mb