Московский Ришелье

Автор: Maks Июл 5, 2022

Митрополит Алексий — уникальная фигура в нашей истории. Среди глав Русской церкви он был, пожалуй, единственным, кто, не забывая о роли духовного лидера, сумел добиться внушительных успехов и в качестве политика.

«ЛОВЕЦ ЧЕЛОВЕКОВ»

Алексия можно назвать московским Ришелье, но с двумя существенными уточнениями: во-первых, жил он почти на три столетия раньше французского кардинала, а во-вторых, не прибегал к аморальным методам.

Будущий митрополит родился в семье Федора Бяконта, одного из приближенных московского князя. 12-летнему подростку был дан знак свыше. Расставив силки на птиц, он заснул и услышал голос: «Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом человеков». Под «ловцом человеков» подразумевался, конечно же, «духовный пастырь».

Юношу, кстати, тогда звали не Алексием, а то ли Елевферием, то ли Симеоном. Дата его рождения варьируется в диапазоне от 1292 до 1304 года.

Это время ознаменовалось борьбой между Тверью и Москвой за великое княжение Владимирское. Обладатель этого статуса становился как бы старшим среди князей Северо-Восточной Руси. Но для этого требовалось получить ярлык у золотоордынского хана.

В 1304 году первый раунд борьбы выиграл Михаил Ярославич Тверской, но он попытался отнять у московских оппонентов считавшийся спорным город Переславль-Залесский, послав к нему дружину боярина Акинфа Великого. Акинф был разбит, а его голову московский боярин Родион Несторович продемонстрировал правившему в Переславле брату московского князя Ивану Даниловичу. Именно этот князь, будущий Иван Калита, и стал крестным отцом младенца Елевферия.

В 19 лет Елевферий под именем Алексия был пострижен в монахи, причем постригал его игумен Стефан — духовник московских князей и брат Сергия Радонежского.

О житии Алексия до середины 1340-х годов практически ничего не известно, но ясно, что далеко от великокняжеского двора он не удалялся. Иначе трудно объяснить, каким образом он оказался вознесен в наместники (то есть в управляющие) митрополичьего подворья.

ИСЦЕЛЕНИЕ ХАНШИ

Митрополитом был тогда престарелый Феогност, причем со времен Ярослава Мудрого главами Русской церкви сплошь становились присылаемые из Константинополя греки.

Это не значит, что Русь зависела от Византии. Все было гораздо сложнее: присылаемые из Константинополя митрополиты оказывались в орбите влияния московских князей. А их византийское происхождение и авторитет стоявшего за ними константинопольского патриарха позволяли отбивать критику оппонентов, требовавших переноса митрополичьего подворья из Москвы во Владимир (формальную столицу Северо-Восточной Руси) или в Киев (формально митрополия считалась Киевской, хотя и находилась в Москве).

Феогност еще при жизни определил Алексия в свои преемники и отправил с посольством в Константинополь. Там Алексий и получил сан митрополита сразу после кончины Феогноста.

Времена стояли непростые. В Москве от чумы умер великий князь Симеон Гордый, а его брат и преемник Иван Красный не был столь же опытным и авторитетным политиком.

Тем временем литовский князь Ольгерд боролся с московским церковным влиянием. Он перекупил в Болгарии патриарха Тырновского, и тот посвятил в литовские митрополиты сначала некоего Феодорита, а затем Романа. Не желавшие подчиняться Москве Тверь и Новгород были не прочь перейти под руку сомнительного литовского владыки.

В сложнейшей ситуации Алексей добился хорошего компромисса. Роман как литовский митрополит получил в свою епархию Смоленск и Брянск, но отказался от других крупных центров, включая Киев.

Митрополит Алексий исцеляет ханшу ТайдулуВернувшись в Москву, Алексий стал ближайшим советником при Иване Красном, хотя и делил влияние с московским тысяцким Василием Вельяминовым. А в 1357 году митрополит был вызван в Орду, где излечил от болезни глаз ханшу Тайдулу — мать правившего на тот момент хана Джанибека.

Историки при анализе этого эпизода указывают, что в период пребывания Алексия в Орде Джанибек был болен и вскоре после отъезда митрополита скончался. Почему же хан тоже не обратился к известному своими целительскими способностями митрополиту? Или Алексий оказался не в силах помочь Джанибеку? А может быть, Джанибек умер насильственной смертью?

Очевидно лишь, что влиятельная в Орде Тайдула была расположена к митрополиту и подтвердила ему все привилегии Русской церкви. Более того, подарила закрепленное в Москве за монголами Чудово подворье.

МИТРОПОЛИТ СТАНОВИТСЯ РЕГЕНТОМ

В общем, с Ордой все складывалось удачно для Москвы, но допекал Ольгерд. Когда отношения Москвы и Литвы накалились до предела, Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей.

Далее произошло «непотребное»: литовцы, контролировавшие Киев, арестовали владыку и держали его чуть ли не в яме. Затем каким-то чудесным образом митрополит сумел бежать из заточения. К моменту возвращения Алексия в Москву Иван Красный скончался и новым московским князем стал его сын Дмитрий. А вот великое княжение Владимирское досталось правившему в Суздальско-Нижегородском уделе князю Дмитрию Константиновичу.

Решение о передаче ему ярлыка на великое княжение формально мотивировалось малолетством Дмитрия Ивановича, будущего героя Куликова поля. Хотя очевидно, что главную роль сыграло стремление ослабить чрезмерно усилившуюся Москву, которая в обозримом будущем могла бросить вызов ордынцам.

Алексий стал при 10-летнем Дмитрии регентом и попытался спасти то, что можно. Конечно, процветавший Нижний Новгород тоже сгодился бы как центр объединения русских земель. Но это означало необходимость с нуля зарабатывать репутацию столицы, которая у Москвы уже имелась. К тому же князь Дмитрий Константинович по своим личным качествам никак не тянул на роль национального лидера. А вот с отроком Дмитрием Ивановичем еще можно было поработать. А самое главное, что Алексий по происхождению все же был московским боярином.

Митрополиту крупно повезло, что в Золотой Орде началась «Великая замятия» — ханы постоянно сменялись, а иногда во главе государства и вовсе оказывались откровенные самозванцы. В 1363 году при очередном сомнительном претенденте — Мурад-хане — Москве удалось вернуть себе ярлык на великое княжение.

КРУГОМ ВРАГИ

Благодаря «Великой замятие» власть Орды ослабла, а митрополит Алексий начал восприниматься и монголами, и другими князьями как глава Московской Руси.

Главного соперника Москвы — Дмитрия Константиновича — удалось превратить в союзника. Митрополит Алексий поддержал его в борьбе с родным братом — князем Борисом Константиновичем, когда тот попытался захватить власть в Нижнем Новгороде. Для вразумления мятежника пришлось присылать Сергия Радонежского и даже закрывать церкви. Бориса угомонили, а Дмитрий Константинович выдал свою дочь Евдокию за юного московского князя Дмитрия Ивановича.

Правда, у Москвы тут же появился новый опасный соперник. Князь Михаил Александрович вел борьбу за Тверское княжение со своим дядей Василием Михайловичем Кашинским. В 1368 году для арбитража они прибыли в Москву, где Михаил Александрович оказался под арестом. Нарушение выданных ему гарантий безопасности приписывали Алексию, хотя, скорее всего, ответственность за столь резкие действия лежит на повзрослевшем Дмитрии Ивановиче.

Ситуация разрешилась самым скверным для Москвы образом. Василий Михайлович внезапно скончался, а Михаила Александровича пришлось отпустить, поскольку конфликтом заинтересовалось прибывшее в Москву ордынское посольство. В общем, Михаил стал тверским князем и вместе с Ольгердом неоднократно затевал военные кампании против Москвы.

В 1375 году Алексию и Дмитрию Ивановичу удалось собрать войско с участием практически всех русских княжеств и, осадив Тверь, принудить соперника письменно отказаться от всех претензий на великое княжение.

Другой враг — Ольгерд — продолжал бороться за устранение московского влияния на православных жителей Великого княжества Литовского. Он ссылался на то, что Алексий не посещает литовские епархии, хотя после ареста в Киеве такая осторожность митрополита выглядела вполне объяснимо. В итоге было достигнуто соглашение, по которому Литовская Русь получала отдельного митрополита в лице грека Киприана, и он же занимал место Алексия после его кончины.

Ольгерд довольно потирал руки, считая, что через своего ставленника подомнет под себя всю Русскую православную церковь. Но получилось наоборот: Алексий наладил доброжелательные отношения с Киприаном и сблизил его с Сергием Радонежским, который считался главным духовным светилом тогдашней Руси. Так что, заняв место Алексия, Киприан проводил вполне промосковскую политику. Впрочем, Ольгерд краха своего плана не увидел — литовский князь умер в 1377 году.

Митрополит Алексий ненадолго пережил Ольгерда, отойдя в мир иной 12 февраля 1378 года. Похоронили его в им же основанном Чудовом монастыре, а через 50 лет канонизировали.

Михаил ДМИТРИЕВ

  Рубрика: Легенды прошлых лет 75 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,239 сек. Потребление памяти:9.37 mb