«Чертовски грязное дело»

Автор: Maks Мар 21, 2020

Гибель огромного британского пассажирского лайнера «Лузитания» 7 мая 1915 года заставила всколыхнуться всю мировую общественность. Трагедия у южного побережья Ирландии резко осложнила отношения между США и Германией, и последствия ее стали для кайзера тревожным звоночком, хотя открыто в войну на Европейском континенте американцы вмешались лишь в 1917 году.

Лайнер «Лузитания» строился на верфи John Brown & Co. Ltd шотландского города Клайдбанк близ Глазго с 1904-го по 1907 год по заказу известной компании Cunard Line — оператора трансатлантических и круизных маршрутов. С самого начала планировалось, что «Лузитания» вернет британцам «Голубую ленту Атлантики» — приз за самое быстрое пересечение Атлантического океана пассажирским судном, на тот момент удерживаемый Германией.

Исполинское чудо техники

В контракте на постройку двух лайнеров, позже названных «Мавритания» и «Лузитания», правительство Соединенного Королевства брало на себя обязательство оплатить фирме Cunard Line постройку обоих судов, если их стоимость не будет превышать 2 600 000 фунтов стерлингов. Помимо быстроходности, на лайнерах в случае необходимости должно быть установлено 12 шестидюймовых скорострельных пушек, машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами. Кроме того, ни один из руководящих постов компании Cunard Line не могли занимать иностранные подданные.

«Лузитания» имела весьма впечатляющие размеры: длина — 240 метров, ширина — 27, осадка — 10,5, водоизмещение — 44 765 тонн. Наиболее значительным новшеством, внедренным на лайнере, была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами. «Лузитания» имела шесть турбин и четыре гребных винта. Боковые винты приводились во вращение четырьмя турбинами высокого давления, средние — двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 000 лошадиных сил судно могло развить скорость свыше 25 узлов.

К услугам пассажиров имелись детская комната, диетическая кухня для младенцев, лазарет с доктором и няньками, помещения для собак и других домашних питомцев, лифты, телефоны и электрические сигнальные лампочки, а также помещения для горничных и слуг. Элегантную и близкую к домашней атмосферу создавали арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках. Судно имело двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки с дистанционно закрываемыми дверьми, а потому считалось непотопляемым.

Уже в 1907 году «Лузитания» пересекла Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты, вернув «Голубую ленту Атлантики» Великобритании. В дальнейшем у нее имелся лишь один достойный противник — систершип «Мавритания». Вплоть до Первой мировой войны эти лайнеры попеременно отвоевывали друг у друга «Голубую ленту». За восемь лет службы «Лузитания» перевезла через Атлантику четверть миллиона человек, проделав свыше 200 рейсов.

Самый обычный рейс

Рейс, в который «Лузитания» отправлялась из Нью-Йорка 1 мая 191 5 года, не предвещал ничего необычного. На судне находились 702 члена команды и 1257 пассажиров. Кроме того, в трюмах располагался груз: листовая бронза, медь, механизмы из Бостона, продукты питания, несколько тюков с кожами, 4200 ящиков боеприпасов для винтовок, свыше 100 ящиков пустых шрапнельных стаканов и незаряженных дистанционных трубок. Груз в целом оценивался скромно — в 750 тысяч долларов. Впрочем, ходили слухи, что на судно погрузили на шесть миллионов долларов золота в слитках, которые были заперты в одной из кладовых на нижней палубе, но этот груз не был задекларирован.

Отплытие «Лузитании» всегда было великолепным и величественным зрелищем и, как обычно, прошло при большом стечении народа. Тернер был спокоен: лайнер мог уйти от любого немецкого корабля, за исключением немногих крейсеров. На борту находились граждане нейтральных государств, и «Лузитания» была безоружна — хотя она принадлежала к числу резервных вспомогательных судов, Адмиралтейство отказалось от ее использования в качестве вспомогательного крейсера.

Гибель «Лузитании»Тем временем у южных берегов Ирландии, мимо которых предстояло пройти лайнеру, появилась группа немецких подводных лодок. В том числе U-20, командиром которой был 30-летний капитан-лейтенант Вальтер Швигер. 5 мая в районе мыса Олд-Хедоф-Кинсейл восемью снарядами подводка отправила на дно большую шхуну «Эрл оф Латам», которая везла в Ливерпуль груз ирландского бекона, картофеля и яиц. На следующий день субмарина торпедировала лайнеры «Кандидат» и «Центурион».

«Лузитания» же стремительно продвигалась к ирландским берегам. Утром 7 мая лайнер вошел в полосу тумана, из-за чего был вынужден снизить скорость. К 11 часам туман наконец рассеялся, и через пару часов можно стало различить ирландский берег. Можно было видеть деревья, верхушки крыш и церковные шпили. Адмиралтейство прислало радиограмму об опасности со стороны подводных лодок, но Тернер считал, что противолодочный зигзаг следует применять только в том случае, если субмарина обнаружена. Поэтому столь внушительная цель, как «Лузитания», шла в десяти милях от берега с постоянной скоростью 18 узлов.

Роковая торпеда

Для Швигера это был настоящий подарок судьбы. Едва обнаружив «большой пассажирский пароход», он решил нанести удар. Между 14:09 и 14:10 прозвучала команда «Пли!», и с расстояния 700 метров торпеда с углублением три метра и установленной скоростью 22 узла устремилась к цели. Впередсмотрящий на баке «Лузитании» 18-летний матрос Лесли Мортон заметил устремленную к судну предательскую белую полоску в воде. Он крикнул на мостик в мегафон: «Торпеды с правого борта!» Через считанные секунды раздался взрыв, а следом — второй, гораздо более мощный. В правом борту, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, в которую свободно мог бы пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь судна.

Сразу после взрывов возник крен на 15 градусов на правый борт. Через четыре минуты он составлял уже 20 градусов, через семь минут — 30. Поскольку тонущий лайнер по инерции продолжал двигаться вперед, первые же две спешно спущенные на воду шлюпки резко развернуло, опрокинуло, и сидевшие в ней люди оказались в воде. Далее спуск шлюпок стал крайне затрудненным из-за большого крена: по правому борту они слишком далеко отошли от борта, попасть в них стало очень проблематично, а с левой стороны шлюпки задевали и буквально ложились на борт. В итоге из 48 спасательных шлюпок (22 обычных и 26 складных) благополучно спустить на воду удалось лишь шесть. Через 18 минут после взрывов «Лузитания» опрокинулась вверх килем, зарылась в воду носом и на 70 метров задрала кверху корму, после чего стремительно погрузилась и скрылась в свинцовых водах Атлантики.

Переданный в эфир SOS был услышан радиостанциями на побережье Ирландии и находившимися поблизости кораблями. На помощь тонущим устремились старенький крейсер «Джуно», несколько крупных судов и целая флотилия траулеров, буксиров и мотоботов. Однако из 1959 находившихся на борту лайнера людей погибло 1198. Среди жертв трагедии — 123 гражданина США. Американцы были крайне разгневаны. Газеты называли торпедирование «преднамеренным убийством» и «подлым поступком».

Немцы же во всем винили Британию и утверждали, что на борту лайнера находились боеприпасы и другие военные грузы, не заявленные в судовых документах, огромная контрабанда. Впрочем, доказать хоть что-нибудь им не удалось даже спустя многие годы.

Однако даже в Британии и США историки поныне говорят о возможном заговоре чиновников с целью поссорить США и Германию, чтобы вовлечь Штаты в войну на стороне Антанты. И тут, конечно, есть несколько существенных вопросов. Почему такой большой корабль затонул от попадания единственной торпеды? Почему Адмиралтейство не выслало навстречу пассажирскому лайнеру ни одного противолодочного корабля? Мог ли капитан Тернер получить тайный приказ пренебречь мерами безопасности и забыть об особых правилах судоходства в зоне боевых действий? Почему на «Лузитанию» не сообщили, что лодка U-20 по маршруту следования лайнера недавно потопила несколько судов? Наконец, что имел в виду председатель британской следственной комиссии лорд Мерси, когда заявил, что гибель «Лузитании» и связанные с ней события являют собой образчик «чертовски грязного дела»?

Валдис ПЕЙПИНЬШ



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,682 сек. Потребление памяти:9.42 mb