Чёрный день календаря

Автор: Maks Мар 17, 2020

17 августа 1960 года около четырех часов дня жители села Тарасовичи, расположенного в сорока километрах от Киева, услышали в небе страшный шум, потом раздался взрыв, и на землю стали падать обломки. Большой и красивый самолет Ил-18, который газеты называли чудом советской техники, разбился вдребезги, унеся множество человеческих жизней.

Размеры фюзеляжа Ил-18 впечатляли: почти 36 метров в длину и 3,5 метра в диаметре. Взлетная масса 58 тонн. Четыре мощных турбовинтовых двигателя, огромные топливные баки, позволяющие совершать дальние беспосадочные перелеты. Первоначальная версия лайнера Ил-18А, разработанного в конструкторском бюро Ильюшина, была рассчитана на 75 пассажирских мест, но приемной комиссии салон показался маловат, и конструкторы сделали его еще просторнее, увеличив количество посадочных мест до 89.

Удобный и безопасный?

Взлетная масса Ил-18Б увеличилась на 3,5 тонны. Первые два авиарейса в апреле 1959 года из Москвы в Адлер и из Москвы в Алма-Ату прошли успешно. Самолет пошел в серийное производство. Наряду со знаменитым детищем другого конструкторского бюро Ту-104 он стал появляться в аэропортах по всей стране.

Пассажиры очень хвалили новый самолет. В нем было удобно и уютно. Не то что в каких-нибудь старых моделях, где постоянно закладывало уши и мешал шум двигателей. Летчики тоже хвалили разработку бюро Ильюшина. Ил-18 оснастили самым совершенным на тот момент пилотажно-навигационным оборудованием. Впечатляла и скорость, которую мог развивать этот гигант в полете — свыше 600 километров в час. Чем не замена заграничным боингам?

Катастрофа Ил-18 у села ТарасовичиИл-18 изначально проектировался как сугубо гражданский самолет Это «тушки», «аннушки» и «яки» перерабатывались в гражданские из военных моделей. А «илы» — нет. В этом были и свои плюсы, и свои минусы. Сделать из военного самолета лайнер, рассчитанный на гражданских, намного проще, он будет надежнее, потому что уже «обкатан» военными летчиками. Ил-18 проектировался с нуля. По большому счету «обкатывать» его стали… на пассажирах. За период с 1957-го по 1961 год с новыми лайнерами произошло 13 аварий, причем в шести случаях это были авиакатастрофы с человеческими жертвами. Так Ил-18 вводили в эксплуатацию.

«Падаем, падаем…»

В 15 часов 52 минуты борт 75705 прошел контрольный пункт Кодра в Макаровском районе Киевской области, скоро он должен был миновать и сам Киев. Именно тогда борт связался с землей и запросил вынужденную посадку в международном аэропорту Киева — перестал вращаться пропеллер одного из двигателей. Но уже через пять минут с борта сообщили, что положение намного хуже — в двигателе начался пожар. Диспетчер тут же предложил посадку в киевском аэропорту Жуляны. Но услышал в ответ только отчаянное: «Падаем, падаем, падаем…»

Четвертый двигатель полностью вырвало из крыла, загорелись и взорвались топливные баки, отделился первый двигатель из того же крыла, само крыло разлетелось на мелкие обломки, а лайнер полностью потерял управление и пошел носом вниз, пока не столкнулся с землей на окраине села Тарасовичи. Раздался страшный взрыв.

Погибло 27 пассажиров и 7 человек экипажа — первый пилот Лягин, второй пилот Кищенко, штурман Россихин, бортмеханик Коваленко, бортинженер Горбатов и две стюардессы — Звонова и Юрченкова. Самое неприятное, что из 27 пассажиров 11 были иностранцами, а некоторые из них — весьма непростыми иностранцами. По личному приглашению Хрущева в Москву из Каира летел лидер национального конгресса Уганды (в изгнании) Джон Мухима Комулуанж Калекези. И летел он не посмотреть на достопримечательности столицы, а на показательный процесс над сбитым над СССР американским летчиком-шпионом Фрэнсисом Пауэрсом! На этом же проклятом рейсе находился лидер алжирских левых из Фронта национального освобождения Мустафа Феррухи. Его собирались арестовать французская полиция, и Мустафа решил перебраться вместе со своей семьей — женой и тремя детьми — в коммунистический Китай. Разумеется, через душевно расположенную к террористам Москву.

После катастрофы полеты Ил-18 приостановили по всему СССР. Но возникшие было слухи о происках империалистов не подтвердились. Причина выявилась быстро: подвело устройство форсунки, прогорела камера сгорания четвертого двигателя. Двигатель разрушился, винт заклинило, а дальше все понятно: пожар, керосин, взрыв. Срочно модифицировали устройство двигателя. Противопожарные перегородки сделали титановыми. Поставили дополнительные. Снова разрешили полеты.

Думаете, помогло? Самолеты падали и в 1961 году, и в 1962, и в 1963, и позже — пока все дефекты лучшего в мире гражданского лайнера не были устранены.

Елена ФИЛИМОНОВА



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,161 сек. Потребление памяти:8.1 mb