Опасный полёт «тушек»

Автор: Maks Июл 30, 2019

Одна из самых крупных авиационных катастроф в СССР произошла 3 сентября 1962 года. Разбился самолет Ту-104, выполнявший рейс по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский с промежуточной посадкой в Хабаровске. Все пассажиры, находившиеся на его борту, и члены экипажа — всего 86 человек — погибли.

К тому моменту лайнер эксплуатировался всего четыре года, а общий налет составлял 4,5 тысячи часов. Точная причина трагедии неизвестна до сих пор. По одной из версий, катастрофа была вызвана техническими неполадками. Недоработок в новом детище Туполева и в самом деле было немало. Недаром же про него на мотив похоронного марша напевали: «Ту-104 — самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезет». Однако есть и другая версия гибели лайнера: он был сбит зенитной ракетой «земля — воздух».

Расследование засекретили

Борт с регистрационным номером СССР-42366 вылетел из столицы в Петропавловск-Камчатский 2 сентября 1962 года. Хабаровск был промежуточной остановкой. На борту находились 79 пассажиров и 7 членов экипажа. В Хабаровске самолет приземлился без каких-либо проблем. Прогноз погоды, обещавший экипажу непростые условия на маршруте — сильную облачность с верхней кромкой на высоте 8-9 километров, не оправдался: фактическая погода в городе оказалась более благоприятной.

Из Хабаровска лайнер вылетел ранним утром в 4 часа 32 минуты по местному времени и начал набор высоты. Через семь минут экипаж доложил диспетчеру, что самолет находится на высоте четыре тысячи метров, и получил разрешение занять эшелон в восемь тысяч метров.

Но уже спустя полторы минуты, пройдя еще 500 метров, самолет стал терять управление, фюзеляж начал сильно вибрировать. Командир воздушного судна Петр Марсаков, выйдя на связь с диспетчером, дважды доложил: «Бросило!» Через несколько секунд он успел еще сообщить, что самолет трясет и «бросило сильно на крыло», после чего связь полностью прервалась.

Свидетелями происходящего стали пилоты самолета Ан-10, летевшего следом с интервалом четыре минуты. Сквозь облака они увидели красное зарево, которое постепенно погасло.

Спустя 10 минут после взлета Ту-104 рухнул на землю в 95 километрах от аэропорта Хабаровска. Лайнер упал в болото и от удара полностью разрушился, а образовавшуюся в этом месте воронку быстро заполнило водой. Не выжил ни один из 86 человек, среди которых был 21 ребенок. Причины крушения самолета, которые расследовала специальная комиссия, установить так и не удалось.

Предполагалось, что падение самолета могли вызвать технические неполадки. Однако окончательные результаты расследования были полностью засекречены. Правда, по слухам, Ту-104 мог быть сбит ракетой: авиалайнер проходил в непосредственной близости от военного полигона Литовка, откуда и могла быть выпущена ракета класса «земля — воздух».

Подвиг Гарольда Кузнецова

Ту-104Полет первого в СССР реактивного пассажирского лайнера Ту-104 состоялся в 1955 году. Его выпуск прекратили через пять лет, хотя эксплуатация самолета в гражданской авиации продолжалась до 1979 года. Дело в том, что самолет оказался ненадежным: на 201 выпущенную машину пришлось 37 аварий! В них погибли 1140 пассажиров и членов экипажей. Как такое могло произойти и почему лайнер, который должен был стать гордостью отечественной авиации, оставил в ее истории столь кровавый след?

Ту-104 называют самой большой ошибкой в жизни конструктора Андрея Туполева. Готовили его в невероятной спешке: перед КБ Туполева поставили задачу в самые кратчайшие сроки показать, как мы осваиваем передовые технологии — реактивных пассажирских самолетов в Союзе до этого не производили. Новый самолет призван был стать самым быстрым, летать выше и дальше всех. Всего этого удалось добиться, только вот слишком дорогой ценой.

Первая катастрофа казалась случайной: Ту-104 упал, просто оставшись без топлива, — возможно, был испорчен датчик. Однако потом пошла целая серия аварий, и лишь благодаря мужеству известного пилота Гарольда Кузнецова удалось установить причины катастроф.

17 октября 1958 года на высоте 13 километров плохо сконструированный самолет ушел в штопор, Кузнецов до последнего пытался выровнять машину. Одновременно он передавал на землю показания приборов — черных ящиков тогда еще не было. Передавал даже тогда, когда стало ясно: катастрофа неизбежна. Никому из пассажиров и пилотов рейса Пекин — Омск — Москва спастись не удалось: он рухнул в Чувашии.

Но благодаря Кузнецову инженеры получили информацию о причинах катастроф и смогли внести изменения в конструкцию. В частности, было принято решение ограничить эшелоны полетов самолетов Ту-104 до 9000 метров. До этого они летали «над погодой», то есть на эшелонах выше 11 километров. Выяснилось, что это была плохая идея: на этой высоте возникают воздушные потоки такой силы, с которой данный самолет просто не в состоянии справиться.

Последний рейс лайнера состоялся 7 февраля 1981 года, закончившись катастрофой под Ленинградом: СССР лишился в ней всего руководства Тихоокеанского флота. Лишь после этого эксплуатация самолета-убийцы была наконец запрещена.

Кстати, Туполев не мог не знать о крайней ненадежности реактивных пассажирских самолетов. Так, к 1955 году англичане уже выпустили свою «Комету» (de Havilland Comet) и успели потерять несколько ее экземпляров. У самолета даже отозвали допуск к полетам, но причины трагедий при этом так и не были точно установлены. Но знаменитый конструктор решил проигнорировать ставшие ему известными данные факты. В историю ушла фраза Туполева в адрес пилотов, ставшая образцом цинизма и равнодушия к человеческим жизням: «Это не наш самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!»

Мишень для ракет

Впрочем, были и другие негативные факторы. Сейчас уже известно, что самолеты в СССР гибли не только из-за технических неполадок: их нередко сбивали свои же ракеты. Так, 18 января 1959 года возле Сталинграда был сбит пассажирский Ил-14, совершавший рейс из Внуково в Баку. Самолет попал под пулеметный огонь с земли — на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы. Погибли все 25 человек, находившиеся на его борту. Дело замяли, списав катастрофу на технические неполадки, никто из военных наказания за гибель людей не понес.

В декабре 1961 года пассажирский Ил-18, летевший по маршруту Москва — Адлер, внезапно потерял управление и разрушился в воздухе. Жертвами катастрофы стали 59 человек. Официальная причина случившегося не была названа. Однако по разбросу обломков самолета высказали предположение, что лайнер уничтожен зенитно-ракетным комплексом С-75, располагавшимся на полигоне Капустин Яр. Официальная версия — технические неполадки.

4 апреля 1963 года возле Чистополя разбился Ил-18В, 67 человек погибли. Причиной трагедии опять стала выпущенная военными ракета.

6 января 1968 года в 92 километрах западнее Олекминска (Якутия) на высоте 4,5 километра ракета сил ПВО поразила Ан-24 «Аэрофлота», выполнявший рейс Якутск — Братск — Красноярск — Новосибирск. Погибли 45 человек.

22 января 1973 года Ан-24 разбился за 15 минут до посадки в аэропорту Перми. Погибли 44 человека. Самолет был сбит ракетой «земля — воздух».

К сожалению, подобные трагедии случаются и в новейшей истории. Так, в 2001 году самолет Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск, был сбит ракетой, выпущенной с противовоздушного комплекса С-200 вооруженных сил Украины. Погибли 78 человек.

Ирина ДАНИЛИНА

Рабочая ласточка

Лучше других «тушек» был сконструирован Ту-134: созданный в далеком 1967 году, он до сих пор поднимается в небо. Однако наши летчики больше всего любят и ценят Ту-154 1972 года рождения. Именно он долгие годы остался главным «воздушным рабочим Страны Советов».



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,234 сек. Потребление памяти:8.43 mb