История с царским размахом

Автор: Maks Мар 30, 2023

В субботнем номере газеты «Правда» за 26 июня 1937 года был опубликован материал, посвященный завершению работы над первой серией фильма «Петр Первый». Появления таких статей в центральном органе ВКП(б) деятели искусства всегда ждали со смешанными чувствами. Одобрение нового произведения открывало перед его создателями широкие перспективы общественного признания и государственных наград, а жесткая критика в лучшем случае приводила к замалчиванию, а в худшем — могла навсегда лишить авторов не только возможности творить, но и свободы. Однако в данном случае публикация расточала похвалы новой картине, заявляя, что «фильм «Петр Первый», созданный по сценарию Алексея Толстого и В. Петрова, представляет редкое для искусства явление, когда оно идет впереди исторической науки».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

По большому счету создатели фильма с самого начала выполняли важный государственный заказ. На первый взгляд это может показаться странным, ведь после 1917 года в СССР старались всячески отмежеваться от наследия императорской России и прославления ее героев. Но дело в том, что образ Петра в этом фильме очень сильно перекликался с фигурой самого Сталина: мудрый вождь, принимающий трудные, но судьбоносные для страны решения, ни перед чем не останавливающийся ради блага своего народа.

Кроме того, к середине 1930-х годов уже начал намечаться переход от официальной интернационалистической идеологии к имперской. Международная обстановка, стремительно обострявшаяся после прихода нацистов к власти в Германии, также настоятельно диктовала необходимость возрождения патриотических традиций на новой основе. Именно эти задачи и были призваны воплотить создатели фильма «Петр Первый».

Несмотря на то что в 1934 году Алексей Толстой уже закончил работу над первыми двумя книгами романа «Петр Первый», талантливый режиссер Владимир Петров, который начал работу над фильмом вместе с писателем (во второй серии к их тандему присоединился сценарист Николай Лещенко), уговорил Толстого не адаптировать роман, а сразу создавать оригинальный текст для кино. Режиссер утверждал: «Мы должны создать образ… не дебошира и пьяницы, каким часто изображали Петра Первого, а образ крупнейшего государственного деятеля и реформатора своей эпохи… Задача трудная, тяжелая, но мы — я уверен — ее решим».

ЗА КУЛИСАМИ

Изначально фильм должен был стать трехсерийным и выйти в прокат на русском, французском и английском языках. Однако затем от многоязычия решили отказаться, а съемки первой серии, повествующей о юности будущего императора, отменить.

Фильм создавался на студии «Ленфильм», которая, по мнению Алексея Толстого, была «одной из лучших, если не единственной, где творческая и производственная жизнь била ключом». «Петр Первый» должен был стать для нее самой большой, сложной и дорогой картиной. «Вокруг кабинета режиссера расположились комнаты группы, — вспоминал исполнитель роли Меншикова Михаил Жаров.

— Количество комнат и состав группы говорили, что такой картины по масштабу работы и размаху организации на студии еще не было. Комнаты были заполнены всевозможными книгами, рисунками, эскизами художников, подлинными вещами Петровской эпохи и орденами, взятыми из музея. Оружие валялось на столах, у стены стояли мушкеты. Со всего снимали образцы для передачи в пошивочные, гримерные и бутафорские цехи. Все требовалось для картины в сотнях и тысячах штук».

ШЛЯПА ДЛЯ ГЕРОЯ

Действительно, картин такого размаха в СССР еще не снимали. В ленинградских газетах дали объявление, что идет набор статистов. В течение многих дней Кировский (ныне Каменно-островский) проспект был буквально забит толпами людей, желавших сниматься в новом фильме. В общей сложности у ворот «Ленфильма» побывало около 10 000 человек!

Они проходили придирчивый отбор членов съемочной группы: искали лица, которые, по представлению режиссера, могли соответствовать той эпохе. В конечном итоге отобрали примерно 3 000 человек, которые должны были изображать солдат, бояр, юродивых. Надо сказать, они стойко переносили многочисленные трудности съемочного процесса.

Невиданный масштаб требовал и соответствующего реквизита. Для съемок заказали 200 гренадерских киверов, 1 770 пар чулок, 1 300 туфель, 1 000 штыков, 60 000 специальных пуговиц и даже 1 400 треуголок! Но вдруг выяснилось, что ни одна шляпная мастерская не может изготовить солдатские треуголки Петровской эпохи в нужном количестве из-за отсутствия фетра необходимого качества. Ленинградским мастерам в срочном порядке пришлось осваивать этот «новый» вид продукции.

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ШТУРМ

Фильм 1937 года Пётр IСъемки начались 2 августа 1935 года в пригороде Ленинграда. Здесь снимали одну из ключевых батальных сцен фильма — штурм шведской крепости русскими войсками. Вообще-то ни в сценарии, ни в самой картине не было четкого указания, какую именно крепость предстояло взять петровским солдатам. Киноисториками упоминаются в этой связи и Нотебург, будущий Шлиссельбург, и Нарва, и Ниеншанце, который русские захватили весной 1703 года. Но, скорее всего, это лишь обобщенный образ первых побед Петра.

На Поклонной горе построили в натуральную величину крепостные ворота, стены и башню шведской крепости, а в батальных сценах принимали участие десятки «драгунских соединений», по которым вела огонь почти настоящая артиллерия, но, конечно, бутафорскими ядрами. Сами актеры учились ездить на лошадях и фехтовать. Общее число участников «сражения» достигало 1 500, которых разбили на группы по 30 человек.

Каждой такой группой руководил актер, получивший предварительно задание от ассистентов режиссера. Заложили и пиротехнические фугасы — в нужный момент взлетали очень эффектные дымовые фонтаны. Места зарытых фугасов отмечали белыми камнями, чтобы участники массовки случайно на них не наступили. С холма Петр — актер Николай Симонов — смотрел в подзорную трубу, приобретенную по случаю за 300 рублей, в комиссионном магазине. Он вспоминал: «Зной был страшный. Разрывались дымовые шашки, и мне в суконном костюме было так жарко, что и представить трудно».

Съемки в присутствии большого числа зрителей продолжались 10 дней. Приезжал и Алексей Толстой, живший в то время в Детском Селе (Пушкине). Однако затем начались затяжные дожди. Продолжение «штурма» пришлось перенести на весну следующего года, и в нем уже были задействованы свыше 500 красноармейцев.

ДОЖДЬ ПРЕКРАТИТЬ!

Всем участникам надолго запомнились съемки сцены наводнения в только что основанном Санкт-Петербурге. Снимать ее начали лишь в сентябре, несмотря на раннюю осень и быстро остывшую воду Невы. Предстояло снять шторм, затопленные дома, тонущих людей. На полузатопленной барже выстроили крыши и верхние этажи тонущих домов. Шторм имитировали четыре глиссера и три моторных катера, дававших большую волну. Струи из пожарных брандспойтов, протянутых от пожарного катера, имитировали ливень.

Но вскоре от этого пришлось отказаться, так как снятые при дожде кадры оказались нечеткими. Особенно тяжко приходилось статистам, изображавшим тонущих людей. Их играли 10 спортсменов, остававшихся в воде не более 5 минут, чтобы не простудиться. Снимали «утопающих» восемь ночей, в одну из которых произошел трагикомический эпизод. Один из «тонущих», неверно поняв указания режиссера, нырнул и оставался под водой длительное время, в течение которого среди съемочной группы началась паника: они решили, что статист действительно утонул.

НАФТАЛИНОВЫЙ СНЕГ

Штурм крепости и наводнение оказались, пожалуй, самыми трудными из массовых сцен первой серии фильма. Но были и другие сложные ситуации. Например, в одном из монастырей Ростова Великого должны были пройти съемки снятия колоколов по указу Петра — медь нужна была для производства пушек. Одну из ключевых сцен фильма, в которой принимали участие около 500 человек, предполагалось снять на зимней натуре, в яркий солнечный день.

Однако весь февраль шел дождь с мокрым снегом. И декорации монастыря пришлось возводить в одном из павильонов «Ленфильма», а сугробы имитировать смесью нафталина, опилок и соли. От резкого запаха у актеров начинала болеть голова, возникали приступы удушья, но неумолимый режиссер снова и снова снимал очередной дубль, разрешая лишь короткие перерывы.

Отдельные эпизоды переснимали до 30 раз! Стоило режиссеру заметить хотя бы малейшую фальшь или наигранность в движении, интонациях или даже в выражении лица исполнителя, как Петров заставлял все переделывать заново. Некоторые изменения возникали и по причинам высшего порядка. Толстой, а затем и Петров несколько раз показывали отснятый материал Сталину, который внимательно следил за работой над фильмом. Оператор Вячеслав Горданов вспоминал: «А. Н. Толстой брал с собой несколько коробок с готовыми кусками и уезжал в Москву. Через неделю возвращался. Иногда половину павильонов строили заново, и происходили повторные съемки».

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ!

В сентябре 1937 года первую серию «Петра Первого» показали в Ленинграде в новом и самом большом на тот момент в городе кинотеатре «Гигант». В Москве фильм пошел сразу в 15 кинотеатрах. Одним из них стал трехзальный «Метрополь», над которым, как вспоминал писатель Лев Разгон, для большего погружения в Петровскую эпоху был даже поднят черно-желто-белый императорский штандарт — невиданное дело для Страны Советов! За первые 11 дней фильм в стране посмотрели 1 600 000 зрителей!

ПЕТРОВСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

10 апреля 1938 года начались съемки второй серии картины. Она открывается Полтавским сражением. Батальные сцены на этот раз снимались под Одессой, куда уехала вся группа. Туда же следовали и 28 вагонов с грузом — от оружия до боярских бород. Одних только пиротехнических материалов потребовалось шесть вагонов. В съемках Полтавской баталии в роли солдат русской и шведской армий было занято 5 000 человек, которых нужно было не только одеть и вооружить соответственно началу XVIII столетия, но и обучить навыкам боя того времени.

Свыше месяца продолжались съемки Полтавского боя, 40 дней снимали морское сражение. Для сцен морского боя в Николаеве была построена специальная флотилия из 11 судов. Основной корабль «Полтава» был выстроен в натуральный размер фрегатов того времени. Его высота с мачтами составляла 32 метра, на судне помещалось около 300 человек и несколько десятков пушек в реальную величину. Отличие состояло лишь в том, что корабль был снабжен не только парусами, но и мотором, что позволяло ему двигаться в любую погоду. Другие суда были полумакетного типа, но и они оснащались моторами, командами и могли свободно передвигаться по воде.

Вторая серия «Петра Первого» вышла на экраны страны весной 1939 года. С 7 марта «звуковой, художественный, исторический фильм», как его представляла афиша, начал демонстрироваться сразу в девяти крупнейших ленинградских кинотеатрах. Писатель Алексей Толстой, режиссер Владимир Петров, исполнитель заглавной роли Николай Симонов и другие члены съемочной группы еще в 1938-м были отмечены государственными наградами, а в 1941 году Владимир Петров и актеры Николай Симонов и Михаил Жаров были удостоены Сталинской премии I степени.

Алексей КУЛЕГИН,
кандидат исторических наук

ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Еще до съемок вокруг сценария фильма разгорелась полемика. Впоследствии А. Толстой в своей статье «Петр I» в кино» (1937) писал: «Множество… штатных теоретиков от кино обрушили на нас самые разноречивые требования. Вихляющийся, истеричный Петр, которого нам навязывали, никак не совпадал с нашими замыслами… Мы далеки от мысли возродить тривиальный хрестоматийный образ «венценосного плотника», но мы не хотим в нашей картине умалять значение личности человека, возвысившегося над своей эпохой».

  Рубрика: Искусство и телевидение 327 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,301 сек. Потребление памяти:9.66 mb