Союзмультфильм — наш ответ Диснею

Автор: Maks Авг 22, 2020

Бегемоты, крокодилы, обезьяны и другие представители африканской фауны изнывают от жары и мечтают о… мороженом. С рисованной истории об их экспедиции к Северному полюсу начинается путь студии «Союзмультфильм».

На мультфильмах этой студии выросло не одно поколение, и все благодаря советским чиновникам, которые однажды решили: движущиеся картинки наделены волшебной силой, ведь с их помощью можно изобразить все что угодно.

Зарождение в… храме

Первым местом жительства студии были два закрытых храма в Москве. Кукольные мультфильмы создавались в помещении храма Спаса Преображения на Арбате, а рисованные — в церкви святого Николая Чудотворца на Долгоруковской улице.

После успеха первого черно-белого фильма «В Африке жарко», в котором герои практически полностью копируют диснеевскую манеру, вышли и другие короткометражные рисованные фильмы, но уже в цвете. Очень скоро стало понятно: советские мультипликаторы работают не хуже заокеанских конкурентов. Художники быстро оттачивали мастерство, придумывали новые техники съемок, сценаристы создавали сюжеты, понятные советскому ребенку.

В 1938 году увидели свет «Мойдодыр», «Лимпопо», «Бармалей», отличительной особенностью которых стала уникальная живость персонажей. Все благодаря советскому изобретению мультипликационной технике «эклер»: сначала снимают настоящих людей и животных, а потом прорисовывают покадрово каждое их движение.

По ту сторону фронта

Великая Отечественная война не обошла стороной «Союзмультфильм».

Часть студии в 1941 году была эвакуирована в Самарканд, а часть осталась в Москве. В спешном порядке пришлось переориентироваться на создание агитационных «киноплакатов» для поднятия боевого духа советских граждан. Работа в Самарканде была практически полностью парализованной, так как не было создано никаких условий, и вскоре часть студии вернулась в Москву. Но и в столице дела обстояли не лучше: цеха без нужного освещения и отопления, отсутствие материалов и специалистов (многие мультипликаторы ушли на фронт). Какое-то время на студии даже штамповали пуговицы и гребни из кинопленок.

Несмотря на тяжелые условия, с конвейера фабрики мультфильмов в этот период вышли такие шедевры, как «Сказка о царе Салтане», «Краденое солнце», «Синдбад-мореход», «Телефон». А спустя год после Победы — «Пропавшая грамота» по гоголевской повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В послевоенные годы дела студии улучшились. Помимо создания новых рисованных фильмов «Союзмультфильм» получает первую международную награду. В 1947 году на Венецианском кинофестивале бронзовой медалью отмечен мультфильм «Песенка радости».

«Золотой век» мультяшек

СоюзмультфильмПервое десятилетие после войны на студии отметилось поиском новых форм, стилей и техник. Признания на родине добивается кукольный мультфильм «Карандаш и Клякса — веселые охотники».

В 1955 году рисованный метр «Необыкновенный матч» становится лучшим мультфильмом года, по мнению жюри Венецианского кинофестиваля. История о футбольном матче между двумя командами игрушек-деревянными и мягкими — стала первой в череде громких международных побед студии в этот период. «Золотая антилопа» собирает призы на фестивалях в Каннах, Белграде, Лондоне. В 1957-м советский мультфильм вновь покоряет Венецию: на этот раз приз забирает «Снежная королева».

В 1960-е годы на киностудии было снято 269 мультипликационных картин. Но наиболее продуктивным стало следующее десятилетие: «Союзмультфильм» стал крупнейшей анимационнои студией в Европе. Было создано 368 фильмов, которые в общей сложности завоевали на разных конкурсах и биеннале более 150 наград.

За 20 «золотых» лет «Союзмультфильма» сняты такие легендарные рисованные фильмы, как «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Ежик в тумане» (признан лучшим мультфильмом всех времен по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран), альманах «Веселая карусель».

Трудный возраст

Но все хорошее имеет свойство когда-нибудь заканчиваться. 1980-е и 1990-е годы стали испытанием для киностудии. Начавшаяся перестройка сказалась на работе «Союзмультфильма». Структура фабрики была реорганизована в 1988-м. На просторах одной студии появилось целых пять творческих объединений: «Поиск», «Комикс», «Традиция», «Детский фильм», «Объемно-кукольные фильмы».

Спустя два года стало очевидно: такая форма работы неэффективна. Было решено вернуться к прежнему делению — на отделы рисованных и кукольных фильмов. Правда, на этом кризис не завершился. В 1990-е годы киностудия перестала получать поддержку от государства, поэтому производственные площади стали сдаваться в аренду другим анимационным компаниям. Примерно в это же время студия лишилась здания, в котором располагался отдел по производству кукольных фильмов.

С падением «железного занавеса» произведения «Союзмультфильма» стали доступны зрителям во всех точках земного шара. Права на прокат перешли компании Films by Jove. Так, Снежную королеву озвучила Катрин Денев, а Щелкунчика — Хулио Иглесиас. Чебурашка и вовсе покорил сердца жителей Японии, став культовым героем.

Но в начале нулевых началось громкое судебное разбирательство, целью которого было вернуть все права на рисованные ленты «Союзмультфильму». В дело даже пришлось вмешаться бизнесмену Алишеру Усманову. Он выкупил права у Films by Jove за крупную сумму, а потом подарил все советские мультфильмы детскому государственному телеканалу «Бибигон».

Назад в будущее

Оправляться от кризиса студия начала лишь недавно. В 2013 году было запущено производство короткометражных мультфильмов, появились новые выпуски «Веселой карусели», началась подготовка к переезду в новое здание на улице академика Королева.

Переезд в новые помещения, оборудованные с учетом современных технологий, завершился в 2017 году. В новом доме «Союзмультфильма» были запущены в производство анимационные сериалы «Простоквашино», «Богатырята», «Приключения Пети и Волка», полтора десятка короткометражек. Началась работа и по восстановлению качества советского наследия. Этот процесс оказался не только длительным, но и трудоемким, так как все делается специалистами вручную.

Сейчас перед «Союзмультфильмом» стоит довольно амбициозная задача — создавать продукт, на котором вырастет новое поколение россиян, при этом не забывать про лучшие традиции отечественной анимации. Непростой путь киностудии лишний раз доказывает: нам есть чем гордиться!

Вячеслав КОРОТИН



Загадки истории » Искусство и телевидение » Союзмультфильм — наш ответ Диснею

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,124 сек. Потребление памяти:8.11 mb