Ключ без права передачи

Автор: Maks Апр 3, 2021

В 1978 году в эфире Ленинградского телевидения появилась необычная передача. Она называлась «Контрольная для взрослых». Выходила она в течение следующих 16 лет — каждые три года. О себе и своей жизни в ней рассказывали десять детей. В начале съемок этим шести девочкам и четырем мальчикам не было еще семи лет. В 1994-м — когда вышел последний десятисерийный цикл — им исполнилось по 33 года.

Режиссером программы «Контрольная для взрослых» был Игорь Абрамович Шадхан — известный кинодокументалист. В 1978 году ему было 38 лет. Соавтором серии фильмов стала журналист Светлана Волошина. Идея череды десятисерийных фильмов была проста: дети 1971 года рождения рассказывали о себе, о своей жизни, о том, как им видится реальность.

Обычные дети

Эти дети не были пионерами-героями, детьми передовиков производства, какими-нибудь активистами. Просто обычные дети. И передача сразу стала сверхпопулярной. Как оказалось, страна только и ждала обычных людей, с их обычными чувствами, заботами и проблемами. В «Контрольной для взрослых» участвовали также близкие родственники героев.

Вскоре после выхода первого цикла Шадхана стал обвинять в том, что в его программе участвуют какие-то особенные, специальным образом подобранные дети. Игорь Абрамович эту версию опровергал. По его словам, единственным критерием подбора детей была близость садика, куда они ходили, к ленинградскому телецентру на Петроградской стороне.

В чем же все же состояла «необычность» мальчиков и девочек, которых в течение 16 лет снимал Игорь Шадхан? Причина их искренности и раскованности состояла в том, что режиссер умел найти подход к любому ребенку. Дети охотно откликались на его искренность, симпатию и интерес к ним. Вот как сам Игорь Абрамович рассказывал о своем простом и гениальном изобретении: «Цель нашей передачи — привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, к их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклоняться надоедает, мы перестаем это делать — и не видим ребенка; только слышим его.

А слова — они не все скажут. Телекамера уравняла взрослых с детьми, они перед ней одного роста. И многое стало виднее. Взрослым иногда кажется, что существует особый детский мир, такой несерьезный, пустячный. А мы хотим показать, как в этом мире все по-настоящему, как все глубоко чувствуется и переживается».

Вторая половина 1970-х годов в СССР была отмечена повышенным интересом к жизни и миру подростков. В это время, к примеру, взошла звезда кинорежиссера Динары Асановой, которая к 1978 году сняла несколько картин о проблемах подростков, в том числе «Не болит голова у дятла» (1975) и «Ключ без права передачи» (1976). Фильмы эти широко обсуждали. Сейчас мы понимаем, что они наделали много шума, потому что показывали обычных людей, с их повседневными проблемами и душевными муками, не связанными с возможностью или невозможностью победить в социалистическом соревновании.

Игорь Шадхан всегда безошибочно чувствовал веление времени. И придумал свой проект о живых и молодых, только документальный, а не художественный.

Не врать!

«Контрольная для взрослых»Еще одни секрет успеха «Контрольной для взрослых» заключался в том, что Игорь Шадхан умел заставить любого человека говорить правду. Он слушал его с огромным искренним интересом, никогда ни за что не осуждая. Такая позиция режиссера становилась для героев чем-то вроде сыворотки правды: никто не хотел при нем казаться ни лучше, ни хуже, чем был на самом деле.

Сам Шадхан так характеризовал себя в творчестве: «Вот весь смысл моего творчества — расскажи про меня, Игорь! — говорит мне один, другой, третий. И я понял, что ничего не умею другого, кроме как рассказать про человека».

Наверное, рассказать про ребенка было еще труднее.

Дети росли. Превратились в подростков. Только Шадхан мог предложить старшеклассникам прочитать наизусть письмо Татьяны из «Евгения Онегина». И оказалось, что мальчик по имени Леша Караваев знает этот немаленький отрывок из поэмы Пушкина наизусть…

На протяжении 16 лет съемок дети, а потом уже взрослые люди показывали себя по-разному.

И жизнь героев «Контрольной для взрослых» сложилась по-разному — удивляться нечему. Это еще раз доказывает: никакого специального подбора героев не было.

Тот самый Леша Караваев, будучи уже взрослым человеком, старше 40 лет, вспоминал о съемках программы: «Вот пришел человек и стал смотреть на маленьких детей. Сидит передо мной серьезный взрослый большой дяденька, смотрит серьезно-серьезно и относится ко мне, несмотря на улыбку, тоже серьезно-серьезно. Вот он начинает задавать вопросы, и ты всем нутром ощущаешь, что соврать нельзя. Надо все сказать, не стесняться, не бояться… Так потом было всю мою жизнь. Я всегда знал, что этому человеку бесполезно врать, потому что он видит тебя насквозь.»

Незаменимые есть

О героях «Контрольной для взрослых» Игорь Абрамович говорил как о своих детях. Например, он с огромной болью вспоминал об Илье, который, как и Шадхан, стал режиссером-документалистом. Этот герой легендарной передачи скончался, когда ему было всего 39 лет: у него были проблемы с алкоголем. Его смерть режиссер переживал как потерю собственного ребенка.

Шадхан много думал о каждом из героев: стал ли он тем, кем должен был стать? Имеет ли в жизни то, что заслуживает? Счастлив ли он, в конце концов?

Такой подход во многом и создал особую атмосферу «Контрольной для взрослых».

Игорь Шадхан, замечательный режиссер-документалист, человек, искренне любивший людей, отец пятерых детей, скончался в 2014 году в возрасте 74 лет. Леша Караваев вспомнил похороны Игоря Абрамовича: «На похоронах Шадхана меня попросили что-то о нем вспомнить. Я сказал, что фамилия Шадхан в переводе с еврейского означает «сват», тот, кто соединяет людей, а Игорь Абрамович помогал человеку соединиться со своим внутренним состоянием. Он чувствовал человека, помогал человеку себя найти».

Как оказалась, президент Владимир Путин тоже был поклонником «Контрольной для взрослых». Свое первое интервью у будущего главы государства Игорь Шадхан взял еще в 1991 году.

Именно по просьбе Игоря Абрамовича Владимир Путин после интервью, которое у него взял Шадхан, помиловал героиню его фильма «О милости прошу»…

В 2017 году ведущий Андрей Малахов попытался собрать всех участников «Контрольной для взрослых» вместе в студии. И они единодушно отказались прийти на ток-шоу.

Еще раньше, при жизни Игоря Шадхана, они отказались сниматься в продолжении «Контрольной для взрослых». Почему? На этот вопрос режиссер ответил еще в 2010 году:«…мне достаточно того, что я их вижу, слежу за их судьбой. Почему они не хотят продолжения — это вопрос к обществу. Раньше они, говоря мне о чем-то, доверяли мне… Общество поменялось, телевидение поменялось, оно стало глубоко враждебно человеку. …я их на сожрание не отдам. У нас появилось свободное общество, у нас началось свободное телевидение, и у нас закончилась «Контрольная для взрослых»».

Мария КОНЮКОВА

ВЕЧНАЯ ИСТОРИЯ

Мысль о том, что обычных людей можно снимать раз в несколько лет — с детства и до зрелости, впервые возникла у английских документалистов. Их передача, аналогичная «Контрольной для взрослых», началась еще в 1960-х, лет за десять до того, как Игорь Шадхан начал снимать своих героев. Сейчас персонажам английского сериала по 63 года. С 1989 года режиссер Сергей Мирошниченко каждые семь лет снимает серии аналогичного проекта под названием «Рожденные в СССР».

Загадки истории » Искусство и телевидение » Ключ без права передачи

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 39 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,174 сек. Потребление памяти:7.45 mb