Робин Гуд на автомобиле

Автор: Maks Авг 22, 2019

Добрая лирическая комедия «Берегись автомобиля» стала первым фильмом режиссера Эльдара Рязанова, сценарий к которому он написал вместе с Эмилем Брагинским. Потом были другие совместные работы, среди которых «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Сотрудничество прервала смерть Брагинского в 1998 году.

Эльдар Рязанов и до начала сотрудничества с Эмилем Брагинским снимал успешные фильмы. Например, «Карнавальную ночь» (1956) и «Гусарскую балладу» (1962). Но именно Брагинский внес в их совместное творчество тонкую, трогательную, лирическую ноту. Со смертью Эмиля эта нота ушла ив картин Рязанова безвозвратно.

Водитель из Куйбышева

А тогда, в 1966 году, Рязанов и Брагинский услышали от великого клоуна и актера Юрия Никулина историю про одного водителя из Куйбышева, который угонял машины жуликов, воров, взяточников, продавал автомобили и вырученные средства перечислял на счета детских домов. В своей книге «Неподведенные итоги» Рязанов писал: «Но прежде, чем начинать работу над сценарием, нам хотелось убедиться в достоверности этого происшествия. Мы искали газету, но тщетно… Мы обращались с запросами в юридические учреждения, но не смогли найти следов подобного судебного дела. И наконец, мы поняли, что это вымышленная история, легенда, принявшая обличье всамделишного случая». Тем не менее фантастическая история советского Робин Гуда запала в душу начинающих соавторов, и они засели за сценарий. Рязанов позже вспоминал: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».

Сценарий фильма, который изначально назвали «Угнали машину», утвердить удалось сравнительно легко. Впрочем, редакторы сделали замечание: почему, мол, главный герой — преступник, а не доблестный сотрудник ОБХСС?

Как уговаривали Смоктуновского

В главной роли хотели снять Юрия Никулина. Но именно в период съемок он с цирком отправился в длительное зарубежное турне. Стали пробовать других звезд советского кино. Леонид Куравлев выглядел простоватым и каким-то уж слишком нормальным: на Робин Гуда он явно не тянул. В Олеге Ефремове, который в картине сыграл роль следователя Максима Подберезовикова, чувствовались жесткий характер и железная воля.

Выбор пал на Иннокентия Смоктуновского. К тому моменту звезда Иннокентия Михайловича уже взошла: в 1961 году он сыграл у Михаила Ромма в «Девяти днях одного года». В 1964-м он исполнил роль Гамлета в картине Григория Козинцева.

Рязанов задался целью «соблазнить» артиста ролью Деточкина. Рязанов даже ездил в Ленинград, где тогда жил Смоктуновский, чтобы уговорить его сниматься. После возвращения из Ленинграда режиссер получил телеграмму от артиста: «К сожалению, сниматься не могу, врачи настаивают длительном отдыхе. Пожалуйста, сохраните желание работать вместе другом фильме, будущем. Желаю успеха, с уважением. Смоктуновский».

Но не таким человеком был Эльдар Александрович, чтобы просто так сдаться. Он опять поехал в Ленинград. Там он узнал, что Иннокентий Михайлович плохо себя чувствует и проводит время на даче. И Рязанов проехал еще сто километров по Ленинградской области, чтобы встретиться со Смоктуновским. Вот как он сам позже описал эту встречу: «Когда я вошел, Иннокентий Михайлович спал. Шум разбудил его. Он проснулся — в проеме дверей стоял толстый человек в плаще, с которого стекала вода. Меньше всего он ожидал увидеть в этот момент у себя в доме именно меня. Он не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, а, как он потом сам говорил, оказалось кошмарной действительностью».

Смоктуновского вроде удалось уговорить. Но он еще колебался. Тогда Рязанов взял с него расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля»». Эта бумажка сохранилась до сих пор. На самом деле актеров гораздо больше, чем ролей. И чтобы выдающийся режиссер мало того что уговаривал артиста сниматься, еще и брал с него письменное обещание участвовать в съемках…

Папанов был прав!

Берегись автомобиляАнатолий Папанов и Андрей Миронов впервые вместе появились на экране именно в «Берегись автомобиля». Притом игрой Анатолия Дмитриевича Рязанов был недоволен. Режиссеру казалось: артист в кадре выглядит слишком нарочито. Папанов еще и творил на ходу. Знаменитые ушедшие в народ фразы «Положь птичку» и «Тебя посодят, а ты не воруй» принадлежат именно артисту. В общем, режиссер решил переснять сцены с участием чересчур самостоятельного Папанова. Но времени уже не оставалось, и Рязанов от этой идеи отказался. Потом постановщик признался: это была просто рука Провидения, не позволившая испортить лучшие моменты картины.

Роль жулика Димы Семицветова легко и виртуозно исполнил Андрей Миронов. Герой такого типа появился на советском экране впервые. Рязанов сильно тревожился. Но, как оказалось, тревоги были напрасны. Рязанов вспоминал о работе с Мироновым: «Тогда этот персонаж олицетворял авторские антипатии. А сейчас Дима Семицветов не только типичен, он попросту «герой нашего времени». Чеховский Лопахин, доведенный до абсурда. Роль, честно говоря, была выписана нами с Брагинским весьма однокрасочно, и требовался актер, который не просто сыграет то, что сочинили авторы, но еще и станет «донором», то есть обогатит роль своей индивидуальностью, выдумкой, мастерством. Так произошло мое знакомство с замечательным артистом, с которым мы скоро подружились».

Рязанов требовал от актеров предельной естественности. От этой черты характера режиссера во время съемок больше всех «пострадала» Ольга Аросева, исполнившая роль Любы, возлюбленной Деточкина. Согласно сценарию Люба работала водителем троллейбуса. Именно поэтому Рязанов заставил актрису закончить курсы водителей этого вида электротранспорта. Вот как сама Аросева рассказалa об ужасе, который она пережила на съемках: «На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила…»

Комедия получилась сверхуспешная.

Только Рязанов потом долго корил себя: после «Берегись автомобиля» Смоктуновский в течение двух лет болел туберкулезом глаз и из-за недуга отказывался от съемок. Но, возможно, откажись тогда Иннокентий Михайлович от участия в картине, неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась его профессиональная судьба.

Мария КОНЮКОВА

Под градом наград

В 1966 году Иннокентия Смоктуновского отметили призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене. А в 1967 году картину удостоили почетного диплома на международном кинофестивале в Мельбурне. Кроме этого, по опросу читателей журнала «Советский экран» Смоктуновский был назван лучшим актером 1966 года.



, ,   Рубрика: Искусственная история

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,222 сек. Потребление памяти:8.43 mb