Пройдоха из Бергамо

Автор: Maks Окт 28, 2025

Ко второй половине 1970-х годов в киноиндустрии СССР возник спрос на легкий жанр. Режиссеры экранизировали оперетты и легкие комедии (преимущественно иностранных авторов) одну за другой. Зрители воспринимали такие картины с восторгом. Фильм «Труффальдино из Бергамо» не стал исключением.

Застойные 1970-е и начало 1980-х были временем скучной стабильности. Советская цензура работала исправно. Так что легче всего было выйти на широкий экран именно с музыкальной комедией. Спрос породил предложение — вскоре один за другим стали выходить удачные фильмы. Достаточно вспомнить «Собаку на сене», «Летучую мышь», «Благочестивую Марту» Яна Фрида. Но не один Ян Борисович царил в этом жанре.

Отработанная схема

Схему режиссеры выработали быстро. В основу картин, чаще всего двухсерийных, ложились старинные пьесы западных драматургов. Например, пьеса «Слуга двух господ» про Труффальдино из Бергамо итальянского драматурга Карло Гольдони вышла в 1749 году. Это произведение, написанное по канонам комедии дельарте, выбрали давние соавторы: известный ленинградский композитор Александр Колкер и поэт-песенник Ким Рыжов.

Колкер, чрезвычайно плодовитый автор, выступал в самых разных жанрах: от песен до оперетт и музыки к кинофильмам.

В 1972 году главным режиссером Театра музыкальной комедии стал Владимир Воробьев. Постановщик загорелся идеей двухсерийного музыкального фильма, искрометного, легкого и задорного. Потом он планировал перенести действие на театральную сцену.

В 1974 году Воробьев снял «Свадьбу Кречинского» по мотивам собственного спектакля на музыку Колкера, поэтому его предложение, поступившее на «Ленфильм», одобрили. Оставалось превратить пьесу в киносценарий, что сделал выходец из Белоруссии опытный сценарист Акиба Гольбурт, автор картины «Человек-амфибия» (1961).

Интриги, интриги, интриги

Большой проблемой стал выбор исполнителей главных ролей. Воробьев обещал актерам своего театра, что в ленте все персонажи без исключения достанутся им. Например, роль Труффальдино сразу предложили Борису Смолкину.

Но тут вмешалась Ее Величество Судьба в лице Колкера и Рыжова. Они буквально умолили Воробьева взять на главную роль Константина Райкина, сына великого комика Аркадия Райкина. Этот недавний выпускник Щукинского училища уже снялся в нескольких эпизодических ролях, в том числе в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Понятного амплуа у этого — тогда начинающего актера не было. Наклевывалось нечто комическое, не более того.

В предложении Райкина-младшего на главную роль, скорее всего, оказался «замешан» Ким Рыжов, который был заинтересован в покровительстве Аркадия Райкина. Рыжов совместно с драматургами Михаилом Гиндиным и Генрихом Рябкиным писал скетчи для Ленинградского театра миниатюр по приглашению Аркадия Райкина. Они работали под псевдонимом Гинряры либо сестры Гинряры, образованным по первым слогам их фамилий. Так, например, Гинряры полностью написали спектакли «На сон грядущий» (1958) и «От двух до пятидесяти» (1960) для ленинградского театра Райкина.

Пройдоха из БергамоАркадий Исаакович в 1970-х еще жил в Ленинграде. В Москву он переехал в начале 1980-х годов. Его сыну, Константину Райкину, было вполне удобно приезжать к родителям и заодно сниматься на «Ленфильме», где начиналась работа над картиной Воробьева.

В общем, утвердили Райкина. А Смолкин уже позже сыграл Труффальдино в театре.

Режиссер сначала пожалел о том, что поддался давлению и взял в фильм сына великого комика. Константин Аркадьевич обладал еще одним недостатком с точки зрения сюжета картины: он не умел петь. Хотя танцевал отменно, практически на профессиональном уровне.

Но главной проблемой оказалась самоуверенность артиста. В чем была ее причина? Возможно, младший сын великого Аркадия Райкина с детства был окружен любовью и восхищением. А может быть, роль сыграл успех у женщин, которым пользовался Константин, несмотря на своеобразную внешность.

Райкина раздражал приказной тон режиссера, который считал: сынка советского комика ему навязали. Воробьева выводила из себя разбитная манера вести себя, по мнению постановщика, присущая актеру.

Апогея конфронтация достигла в начале съемок, когда Райкин застал Воробьева сидевшим на корточках у стены. Режиссер попросил начинающего артиста помочь подняться. Обратился небрежно, как к прислуге. Райкин взял его за запястье и дернул так, что Воробьев улетел к противоположной стене. «Сильные у тебя руки», — почти простонал он. Райкин ответил: «Подробней узнаете, когда морду набью…»

Гундарева против Райкина

Тут же на Константина Аркадьевича свалилась новая напасть в лице Натальи Гундаревой, которая играла Сме-ральдину, его экранную невесту. Эта выдающая актриса, талант который к середине 1970-х годов был общепризнан, училась с Райкиным на одном курсе в училище имени Щукина. Еще во время учебы Наталья Георгиевна, по всей видимости, дала низкую оценку способностям Райкина. Ее звездный статус позволил ей отпускать шпильки в адрес партнера, с которым ей нужно было сыграть целый ряд нежных любовных сцен. Неприязнь подпитывалась еще и тем, что Гундарева видела в роли Труффальдино своего давнего друга Виктора Павлова, к которому она всю жизнь испытывала великую благодарность: именно он ее, юную чертежницу, уговорил пойти в артистки.

Загвоздка состояла в том, что и для режиссера неожиданным поворотом стало назначение Натальи Гундаревой на роль Смеральдины. Этого потребовал заказчик — Центральное телевидение. Актриса уже снялась в картинах, где на нее обратило внимание телевизионное руководство. Петь она тоже не умела. За нее спела Елена Дриацкая, которая исполняет в ленте одну из ролей. Есть в кино и парная сцена, где обе поют одним голосом Елены. Остальные роли исполнили актеры коллектива Воробьева. Беатриче сыграла Валентина Кособуцкая, Флориндо — Виктор Костецкий. Но все равно постановщик чувствовал себя виноватым перед артистами Ленинградского театра музкомедии, которым он обещал отдать все роли в «Труффальдино из Бергамо».

Снимали картину в Пушкине под Ленинградом. «Роль» венецианских каналов исполнил ленинградский канал Грибоедова, на котором гондолы смотрелись весьма органично. Понятно: о съемках Италии в Италии советские граждане могли только грезить.

В общем, к началу съемок у всей группы сложилось ощущение, что в воздухе щелкают электрические разряды — такая напряженная сложилась атмосфера. Но началась работа. Как известно, интриги цветут там, где нет серьезной занятости.

И вдруг выяснилось, что Константин Райкин — на месте. Его лихость, быстрота и энергия вполне соответствуют характеру человека, который служит двум господам, при этом еще и успевая крутить роман.

Гундарева успокоилась, привыкнув к своему Труффальдино. Воробьев также решил: сын комика представляет собой нечто как актер. Райкин оторопел, случайно услышав, как режиссер ставит его в пример другим артистам.

В итоге главной проблемой стала погода: фильм начинается со сцены на жарком южном побережье, где волнами прибивает к берегу морскую пену, а на самом деле был конец ноября, у кромки Финского залива лежала не пена, а снег, и Константин Райкин старался не дрожать от холода в тонкой рубашке…

Этот двухсерийный телевизионный фильм вышел в конце августа 1977 года. И сразу попал в зрительские фавориты. Эту свою самую удачную постановку Воробьев перенес-таки на театральную сцену — спектакль шел 20 лет с неизменным успехом.

Мария КОНЮКОВА

ПРИЧУДЫ СУДЬБЫ

В фильме Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» за главного героя пел известный актер Михаил Боярский. Именно его Владимир Егорович, «по совместительству» главный режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии, не взял в труппу из-за хриплого голоса, сказав артисту: «Пойди полечись».

  Рубрика: Искусство и телевидение 29 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,259 сек. Потребление памяти:6.79 mb