Легендарная Ольга

Автор: Maks Ноя 2, 2022

Она первой из русских правителей приняла христианство и вела мудрую политику, укрепившую власть Киева. Неудивительно, что про эту незаурядную женщину сняли кино — «Легенда о княгине Ольге».

СКАНДАЛ НА СТУДИИ

Режиссер Юрий Ильенко вообще-то грезил целой серией исторических картин о выдающихся князьях домонгольского периода. Но ему неизменно отказывали: несмотря на членство в КПСС, постановщик имел репутацию украинского националиста и исповедовал в творчестве принципы подозрительного поэтического реализма — не социалистического. В общем, считался сомнительной фигурой.

После того как режиссером «Ярослава Мудрого» (1981) утвердили не его, а Григория Кохана, Ильенко закатил небольшой, но звучный скандал на студии имени Довженко. Начальство в кои-то веки почувствовало себя неловко и решило умаслить обиженного кинематографиста, разрешив ему запустить в производство историческую драму о княгине Ольге. Тем более что он как раз написал либретто для популярного балета Евгения Станковича про эту древнерусскую правительницу. Ильенко смотреть в зубы дареному коню не стал, в кратчайшие сроки накатал сценарий и запустил проект в производство.

Хотя фильму дали «зеленый свет» и к тому же можно было сэкономить на декорациях (для съемок использовали постройки и реквизит из того же «Ярослава Мудрого»), дело шло туго. Значительную часть материала пришлось переснимать: неопытный оператор Владимир Тарнавский запорол километры пленки — его заменил срочно призванный на помощь мэтр Вилен Калюта.

Руководству не нравилось, что постановщик избрал для рассказа о княгине прием «ненадежного рассказчика»: рисунок роли Ольги (Людмила Ефименко) менялся в зависимости от того, через призму восприятия какого персонажа героиню показывали в той или иной сцене.

Ильенко применил эту технику не просто так, а чтобы отразить на экране противоречия между изложением фактов биографии Ольги в разных летописях. Но начальство желало, чтобы образ княгини был однозначным, как в характеристике с места работы. Режиссеру стоило громадного труда отстоять свое ведение.

ЗНАЛ ЛИ ВЛАДИМИР ГРАМОТУ?

Хотя фильм является жизнеописанием Ольги, сама она появляется в кадре лишь через полчаса после начала. Причина в сложной структуре повествования: оно нелинейно и представляет собой череду отрывочных воспоминаний умирающего в 1015 году от болезни внука Ольги — князя Владимира (Иван Миколайчук).

Первый экскурс в прошлое — разговор Владимира-отрока (Ваня Иванов) с отцом — князем Святославом (Лесь Сердюк) в день смерти Ольги. На экране при этом видно весеннее половодье, что странно, ведь княгиня преставилась 11 июля 969 года. Святослав выглядит вполне канонично, однако почему-то носит современную «козацкую» прическу с подбритыми висками, а должен иметь чуприну: длинный оселедец на бритом черепе. Дабы испытать сына, правитель оставляет его на год в глухом лесу. Владимир должен самостоятельно выжить и доказать, что достоин называться мужчиной. Очень интересная затея, но полная выдумка.

Далее Святослав зовет ученого монаха Арефу (Дмитрий Миргородский), чтобы тот почитал вслух сочиненное им жизнеописание Ольги. Чернец раскрывает рукописную книгу, написанную кириллицей, и начинает чтение. Проблема в том, что персонаж дословно цитирует два источника, принадлежащих перу иных авторов. Во-первых, германскую хронику Адальберта Магдебургского, которая тогда не была переведена на славянские языки. А во-вторых, «Повесть временных лет» Нестора, которая появится позже — только в XII веке.

Одновременно зрителю четко дается понять, что Владимир-подросток владеет искусством разбирать буквы. Хотя известно: по крайней мере первую половину жизни будущий креститель Руси точно был неграмотен. И совершенно не исключено, что вторую тоже.

Любопытно, что Святослав Игоревич живет не в деревянном тереме, как следовало бы, а в каменных палатах с эклектичным дизайном, в котором смешаны элементы романо-византийской архитектуры, а также зодческие решения эпохи Возрождения.

ЛОЖЬ РАДИ ВЫСШЕЙ ПРАВДЫ

Легенда о княгине ОльгеАрефа излагает князю известные легенды о том, как Ольга отомстила древлянам за убийство явившегося к ним за данью мужа — князя Игоря: мол, похоронила заживо первую делегацию послов, потом спалила в бане вторую, опоила и велела зарубить 5000 человек из их племени, а потом еще сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, которым привязала к лапам горящую паклю. Историки со скепсисом относятся к этим байкам, вот и наш летописец признается, что все выдумал. Для чего? Ради высшей правды: пусть люди думают, что княгиня была жестокой фурией, пока не приняла христианство и не помягчела душой!

Святославу такой художественный прием, порочащий его мать, понятное дело, не нравится, и он прогоняет литературно одаренного монаха. Тогда воевода Свенельд (Константин Степанков) как бы в утешение повествует князю, что хорошего напишут о нем, Святославе, потомки. И тоже вдохновенно воспроизводит текст еще не созданной «Повести временных лет» — тот кусок, где его сюзерена сравнивают с пардусом (то есть леопардом, барсом или рысью).

Воодушевившись, Святослав рассказывает Владимиру и зрителям о своих достижениях и завоеваниях, упоминая в этой хвастливой речи Балканы, Кавказ, Черное море, Волгу и Карпаты. Ну и напрасно. Географический термин «Балканы» появится лишь в XIII веке благодаря туркам-османам. Слово «Кавказ» войдет в обиход в эпоху Просвещения — до того на Руси говорили «Кавкасийские горы» или «Каспий». Черное море наши летописцы именовали до XIII века Понтским или Русским. А Волга тогда была рекой Итиль, ибо ее контролировали тюркские племена. Наконец, Карпаты назывались в описыаемое время Сарматскими или Угорскими горами.

Из явных ошибок стоит еще упомянуть те, что относятся к оружию дружинников князя. Среди характерных для них прямых мечей каролингского типа в кадре внезапно мелькают сабля-шамшир XIX века с изогнутым эфесом и тяжелая европейская шпага XV-XVI столетий с эфесом-бабочкой.

НОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ

Тут в действие вмешивается мать Владимира — юночница Малуша (Светлана Ромашко). У нее для сына имеется собственная версия жизни Ольги. Будто бы та любила простого язычника Руса (Иван Гаврилюк), но ее выдали за постылого князя Игоря, а Руса зарезали на свадебном пиру, когда тот победил в драке медведя и нагло потребовал в награду танец с невестой. Увы, вся эта история — вымысел.

Очевидно, режиссеру Ильенко не нравилась наиболее вероятная теория о варяжском происхождении Ольги (на что указывает скандинавское имя героини), и он настойчиво продвигает в данной сюжетной линии ничем не подкрепленную идею, что та являлась славянкой из племени поклонников Перуна. И вообще прозрачно намекает: все последующие наши князья не Рюриковичи, а потомки мифического Руса. В любом случае, современные исследования ДНК скорее подтверждают норманнскую теорию образования древнерусской элиты, чем опровергают ее.

За оставшееся до финала время княжеский гонец Вивера (Георгий Морозюк) успевает рассказать отроку Владимиру еще одну гипотезу происхождения Ольги. Мол, она — болгарка из Плиски! Да, такое предположение тоже известно в научной среде, однако под ним нет прочной фактической базы.

В итоге, когда зритель уже совсем запутался, кем же была княгиня в реальности и какие ее деяния выдуманы, а какие нет, к угасающему Владимиру является дух героини — лично расставить точки над «i». Если верить предсмертному бреду князя, Ольга родом из Пскова (без уточнения, славянского она происхождения или варяжского), князя Игоря она все-таки любила, но древлянам за него мстила без перебора, казнив только убийц супруга. И выдали ее замуж не зрелой дамой, как в фильме, а совсем еще девочкой — обычное тогда дело. А христианство она приняла ради укрепления и единения Руси.

Пафосно-державные ноты в финале слегка портят впечатление от фильма — в целом увлекательного и изобретательно снятого. Как бы то ни было, «Легенда о княгине Ольге» хороша. Более того, это редкий пример исторической драмы, в которой органически смотрятся элементы фэнтези — удивительно, но факт.

Александр ЧЕКУЛАЕВ

  Рубрика: Искусство и телевидение 212 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,225 сек. Потребление памяти:9.3 mb