Летящий над волнами

Автор: Maks Сен 17, 2020

Удивительный образец боевой техники до недавнего времени хранился в сухом доке завода «Дагдизель» в Каспийске. Рожденный летать, он был отправлен на вечную стоянку по решению перестроечного военного руководства России.

Зкраноплан проекта 903 «Лунь» должен был стать первым из серии ударных ракетоносцев, способных уничтожить одним залпом соединение кораблей противника. За это «Лунь» и получил прозвище «Убийца авианосцев». Планировалось построить восемь таких экранопланов, но в состав ВМФ России вошел только один.

Творение Ростислава Алексеева

Для начала — немного теории. Еще в середине 20-х годов прошлого века пилоты самолетов-низкопланов столкнулись с так называемым экранным эффектом. Подъемная сила крыла самолета заметно возрастала при полете на высоте меньше полуразмаха крыла. Возникал некий «экран» — своего рода воздушная подушка. Только создавалась она не путем нагнетания воздуха специальным устройством, а набегающим потоком воздуха.

В полетах ранней эпохи воздухоплавания этот экранный эффект приводил к тому, что самолет начинал клевать носом при посадке, а то и вовсе делал сальто. Конструкторы аэропланов боролись с этим эффектом. Но потом инженеры подумали: «А почему бы не применить экранный эффект для движения самого летательного аппарата?»

Так родились экранопланы — корабли (по международной классификации экранопланы относят к морским судам), которые одинаково могут парить над земной твердью и морем с огромной скоростью.

Отцом советских экранопланов стал Ростислав Алексеев. Еще в 1941 году он защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях». А в 1943 году Ростислав Евгеньевич создал КБ, которое занялось проектированием боевых катеров на подводных крыльях. Разработка первого проекта затянулась на долгие годы. Уже после войны, в 1957 году Алексеев представил судно на подводных крыльях «Ракета». Все последующие советские суда на подводных крыльях — «Метеоры», «Буревестники», «Кометы» — построены по проектам, разработанным в КБ Ростислава Алексеева.

Работу над проектом корабля-экраноплана Алексеев начал в 1962 году. По замыслу конструктора предполагалось использовать экраноплан как над поверхностью воды, так и на высоте до 7500 метров. Алексеевым была создана экспериментальная модель, получившая наименование КМ («Корабль-макет»). Однако зарубежные эксперты в области военного кораблестроения расшифровали эти , буквы по-своему: «Каспийский монстр» (Kaspian Monster). Благо впервые экспериментальную модель испытали на Каспии. КМ имел размах крыла 38 метров, длину 92 метра, максимальную взлетную массу 544 тонны. До появления самолета Ан-225 «Мрия» это был самый тяжелый летательный аппарат в мире.

«Москит» — штука серьезная

Запуск ракет «Москит» с ударного экраноплана «Лунь»Ударный экраноплан «Лунь» был заложен в тогда еще городе Горьком в 1983 году на опытном заводе «Волна». К тому времени у строителей подобных кораблей уже имелся опыт эксплуатации «Каспийского монстра» и транспортно-десантного экранолета (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты) «Орленок».

«Лунь» же должен был стать ракетоносцем, способным на огромной скорости подойти к авианосному соединению противника и отстреляться по нему ракетами, оставаясь в зоне недосягаемости ответного огня. «Лунь» нес на борту шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет П-27 «Москит». Ракета эта предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия средствам противника. Попадание четырех «Москитов» гарантированно топило корабль любого тоннажа, вплоть до авианосца. Дальность стрельбы ракеты П-27 — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полета. После старта с корабля-носителя «Москит» выполняет «горку», набирая высоту, а затем снижаясь до 20 метров — эта высота полета поддерживается на всем маршевом участке траектории. При подходе к цели «Москит» снижается до высоты 7 метров, двигаясь над гребнем волн. Для прорыва ПВО цели ракета может выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и более чем десятикратной перегрузкой. «Лунь» мог нанести удар «Москитами», пролетев над водой до 2000 километров, оставаясь при этом практически невидимым для радаров противника.

Среди других достоинств экраноплана «Лунь» по сравнению с самолетами и кораблями были и такие: живучесть, большая скорость, малозаметность на радарах вследствие полета на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам. Для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана, — они могут перемещаться над замерзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем.

Словом, «Лунь» оказался весьма удачной машиной. 16 июля 1986 года он был спущен на воду. Далее его путь лежал на Каспий. В полуразобранном виде, зачехленный и с непонятной конструкцией «на горбу», вниз по матушке по Волге по ночам морские буксиры дотащили его до дельты великой русской реки. Далее путь «Луня» лежал в Каспийск, где на территории завода «Дагдизель» находился опытный филиал ЦКБ. 5 марте 1987 года начались конструкторские ходовые испытания, а в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 года подошли к концу государственные испытания. Опытный и последний полет «Луня» состоялся летом 1989 года с опытными боевыми стрельбами в полете и на плаву.

В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая звершилась через год — в 1991 году. А уже через год «Лунь» был исключен из списков боевых кораблей ВМФ России.

Как он был устроен

Экраноплан «Лунь» создан по самолетной схеме моноплана с трапециевидным крылом в плане. Корпус его функционально разделен по длине на четыре части (районы): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. Корпус, имея высоту 19 метров, длину 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит». В стойке носовых пусковых контейнеров расположена артиллерийская установка типа УКУ-9К-502-И со спаренными 23-мм двуствольными авиационными пушками ГШ-23.

В носовой части находятся помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение экраноплана. Здесь же расположены ходовая рубка и пилон, на котором размещены главные двигатели, а также помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки. В средней части находятся оборудование для проведения испытаний и боевое отделение, а также камбуз, туалет и каюта для экипажа. В кормовой части (от середины корпуса в корму) находится различное электронное оборудование, а в районе киля — электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации и связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка, обслуживающего кормовую артиллерийскую установку типа УКУ-9К-502-И. Под днищем экраноплана расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке).

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылков. В четырех отсеках крыла размещено топливо для восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клепаную конструкцию из листов и профилей.

Экипаж экраноплана «Лунь» состоял из 7 офицеров и 4 контрактников (мичманов). Автономность ударного экраноплана — 5 суток.

В настоящее время «Лунь» из Каспийска отбуксирован к Дербенту, где ждет, когда его поместят в ангар строящегося парка «Патриот».

Александр ЕГОРОВ

СПАСУТ ЛИ «СПАСАТЕЛЯ»?

Второй корабль проекта 903 также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза сказался на финансировании российского ВПК. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 1990-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75%-ной степени готовности судна.

В августе 2019 года председатель совета директоров АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев заявил, что работы над «Спасателем» активно ведутся, и это будет машина массой около 500-700 тонн, одной из основных задач которой станет тушение лесных пожаров. Он должен брать на борт 200 тонн воды. Местом базирования нового экраноплана предполагают сделать крупные реки Сибири и Байкал.

Загадки истории » История оружия » Летящий над волнами

, , , , ,   Рубрика: История оружия 7 раз просмотрели




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,589 сек. Потребление памяти:8.62 mb