Марафон в треугольнике

Автор: Maks Ноя 14, 2020

Фильм «Осенний марафон» Георгия Данелии вышел в 1979 году — сорок один год назад. А смотрится так, как будто снят был сегодня: увы, проблема вечного, к сожалению, треугольника «муж — жена — любовница» вряд ли когда-либо утратит актуальность.

Большинство мужчин — участников съемочной группы «Осеннего марафона» говорило, что они работали над картиной о собственной судьбе. У каждого за плечами был свой «марафон».

Слишком «мелкая» тема

К концу 1970-х годов драматург Александр Володин стал востребованным автором. По его сценариям сняли больше десятка фильмов, включая «Пять вечеров». Его пьесы шли во многих театрах страны. При этом партийное советское начальство неизменно ругало драматурга за мелкотемье, обвиняло его в «нездоровом интересе к маленьким людям и неустроенным судьбам». А он просто писал об общечеловеческих проблемах, с которыми в жизни сталкивался или мог столкнуться каждый.

Но пьеса «Горестная жизнь плута», по мнению киношного начальства, это было уж слишком. Рассказ о ленинградском интеллигенте, который в середине своего пятого десятка мечется между молодой любовницей и женой, с которой прожил жизнь, так в конце и не совершив окончательного выбора, выглядел как-то не по-советски.

Несколько режиссеров отказались от постановки картины на такую «мелкую» тему. А Данелия, прочитав пьесу, загорелся. Тема ему вовсе не казалось мелкой: он сам мучительно переживал роман с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой, будучи женатым на актрисе Любови Соколовой. В то же время аналогичная ситуация в жизни автора пьесы когда-то сподвигла и Володина на создание «Горестной жизни плута».

Данелия боялся сотрудничать с Володиным: говорили, что он не разрешает исправлять в сценарии ни одной запятой. Но, как оказалось, дело было в бездарных постановщиках, которые коверкали замысел сценариста. С Данелией у Александра Моисеевича случился, что называется, роман. Они вместе перерабатывали пьесу в сценарий. И дело дошло до того, что вечно мучивший себя самокритикой сценарист заявил режиссеру: он-де не доволен произведением и готов переписать его от начала до конца…

Как оказалось, проблема интеллигента, который разрывается между женой и любовницей из-за того, что никому не может сказать «нет», была не мелкой, а масштабной и всеобъемлющей. Как и проблема доброго человека, которому трудно отказать любому из тех, кто к нему обратился с просьбой о помощи.

Неожиданный Бузыкин

На роль измученного собственной безотказностью Андрея Бузыкина, героя нашего времени, претендовали и Станислав Любшин, и Леонид Куравлев, и Николай Губенко. Данелии в роли Андрея Павловича виделся Александр Калягин. Но вскоре режиссер понял: манера игры московского артиста совершенно не соответствует образу героя.

В списке претендентов был Олег Басилашвили, который в результате и исполнил роль незадачливого доцента. Ассистент по актерам Елена Судакова настаивала именно на кандидатуре этого артиста. Данелия сам позже вспоминал, как отнекивался: «Я его в театре тогда не видел, а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин».

В общем, по воспоминаниям Данелии, ситуация возникла неудобная: «Олег был убежден, что это я его пригласил. А я, таким образом, был в идиотском положении. Нельзя же, в самом деле, с первой же минуты разговора сказать артисту: «Извините, вы нам не подходите!» Зачем же тогда, спрашивается, беспокоили человека, косвенно обнадеживали… Мне ничего не остается, как задавать какие-то вопросы, вести вроде бы заранее задуманный разговор… А за спиной Басилашвили я показывал ассистентке большой кулак: спасибо, мол, втравила в историю!»

Данелии стало жаль Басилашвили, которого он не собирался брать в картину. И он подбросил его на машине до метро. И, отъезжая, глянул на Олега Валериановича в зеркало заднего вида: «Смотрю, совсем другой человек стал. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпается вперед — и тут же назад. Так это же Бузыкин! Я позвонил Лене: берем Басилашвили без проб. «Я так и знала», — ответила она. Оказывается, Лена сказала Олегу: как только выйдете из машины, Георгий Николаевич обязательно посмотрит на вас в зеркало заднего вида. В этом момент вы и сыграйте Бузыкина».

«Сложные» актрисы

«Осенний марафон»Марину Неелову на роль Аллы, любовницы главного героя, Данелия прочил изначально. Он давно хотел поработать с этой талантливой актрисой. Артистка на роль согласилась: она в то время переживала аналогичную ситуацию. Любимый человек отказался на ней жениться. Данелии она боялась: ей говорили, что он диктатор на съемочной площадке. И общаться с ним Неелова согласилась через сердобольного Володина. Режиссер передавал актрисе: «Скажи этой артистке, что буду снимать ее только так, как мне надо, а не так, как она хочет».

Сценарист передавал постановщику слова артистки: «Ну ладно. Коль скоро у нас в съемочной группе такая диктатура, то я постараюсь выполнить нелепые требования режиссера». В итоге Неелова поняла, что снимается в замечательном кино, и даже подружилась с режиссером.

Наталья Гундарева, гениально исполнившая роль Нины Евлампиевны, жены Бузыкина, также оказалась дамой с претензиями. Она в то время переживала измену мужа. Но это не помешало ей, человеку очень скрупулезному, прийти к режиссеру с тщательно вычитанным сценарием. Текст пестрел заметками актрисы. Данелия парировал замечания звезды советского кино: «Если вы сами захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своем объединении, вы — законченный режиссер».

Еще одна героиня — несчастная и нагловатая подруга Бузыкина Варвара — отлично получилась в исполнении Галины Волчек. Ее также тронула история Бузыкина: нахлынули воспоминания о браке с артистом Евгением Евстигнеевым, который был ей неверен.

Галина Борисовна пришла в ужас, увидев себя на экране. Она показалась себе ужасно старой и некрасивой. Собственно, постановщик и хотел продемонстрировать ее именно в таком виде. В итоге именно после «Осеннего марафона» актриса и режиссер занялась улучшением своей внешности: для начала она ликвидировала бородавку на носу.

Главный парадокс состоял в том, что именно Олег Басилашвили, сыгравший главного героя, совершенно не понимал его мучений. Но прошло несколько лет, и… он признался Данелии в том, что он понимает, о чем сняли кино.

Данелия снял Норберта Кухинке, корреспондента журнала «Штерн», в роли Билла Хансена, датского коллеги Бузыкина. Долго режиссер не мог добиться не только разрешения на съемки иностранца, но и понимания того, кто должен дать это разрешение. В итоге снимал Кухинке на свой страх и риск. И не прогадал.

С худсоветом, который принимал картину, у Данелии возникли проблемы, как это бывало уже не раз с предыдущими фильмами. Как и ожидал постановщик, ему предложили изменить финал: Бузыкин должен был вернуться к жене. Георгий Николаевич от такого варианта окончания картины отказался. Потом начальство сжалилось, предложив удлинить финал, чтобы показать всю ничтожность героя. Данелия согласился. Ничего в картине не изменил. Но сказал, что внял замечанию. После этого принимающим показалось: «Осенний марафон» стал лучше. И фильм выпустили на широкий экран.

Мария КОНЮКОВА

ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА

Марина, Неелова» сыгравшая в «Осеннем марафоне» молодую любовницу главного героя, была на год старше Натальи Гундаревой, которая в картине сыграла его немолодую жену. В 1979 году, когда картина вышла на экран, Нееловой было тридцать два года, а Гундаревой — тридцать один год.

Загадки истории » Искусство и телевидение » Марафон в треугольнике

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 91 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,193 сек. Потребление памяти:7.13 mb