«Мосфильм» за тремя морями

Автор: Maks Дек 5, 2022

В СССР фильмы о знаменитых соотечественниках редко снимали совместно с иностранцами. Историческая драма «Хождение за три моря» (1958) стала исключением.

РАДИ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Как ни странно, к созданию фильма привела большая политика. Обнаружив, что США и их союзники по НАТО успешно блокируют советское влияние на Западе с помощью тактики железного занавеса, Никита Хрущев стал активно искать союзников в Африке и Азии. Список потенциальных друзей возглавляла Индия, только в 1947 году избавившаяся от английского владычества и симпатизировавшая Советскому Союзу с его приверженностью антиколониализму.

В 1955 году Никита Сергеевич посетил южную державу, после чего сотрудничество между двумя странами расцвело буйным цветом. Решение о совместной экранизации путевых записок тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» являлось прямым следствием этого вояжа. Да и как экранизация могла быть не совместной? Глупо было без участия индийцев затевать кино о человеке, который открыл Индию для русских раньше, чем Васко да Гама сделал это для европейцев.

Режиссерами проекта назначили русского Василия Пронина и индуса Ходжу Ахмада Аббаса. Причем оба прославились вовсе не как постановщики. Первый начинал как оператор и самостоятельно снял только один удачный фильм — «Сын полка» (1946). Второй был более известен как сценарист невероятно популярных у нас мелодраматических комедий Раджа Капура «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955). Пронин и Аббас образовали вполне гармоничный творческий тандем, хотя общаться им пришлось через переводчика.

На главную роль взяли стремительно набиравшего популярность после «Овода» (1955) и «Сорок первого» (1956) Олега Стриженова. Поскольку описаний внешности Афанасия Никитина не сохранилось, было решено, что светловолосый и голубоглазый артист замечательно подойдет для воплощения образа хрестоматийного русича. Записки героя рисуют портрет довольно-таки приземленного коммерсанта, но киношники, конечно же, решили романтизировать личность Никитина, отчего у них он похож скорее на былинного Садко, чем на расчетливого охотника за прибылью.

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-МАТУШКЕ

Авторы ленты хоть и ориентировались на одноименный труд Афанасия, подробно записавшего свои приключения на чужбине, верности букве первоисточника не сохранили, круто переврав большинство фактов из жизни купца.

Кино начинается с того, что Афанасий решает в сердцах навсегда завязать с торговыми экспедициями после убыточного похода в Литву, поставившего его семью на грань разорения. На самом деле операции в Литве были для него успешны.

Так или иначе, страсть к путешествиям заставляет экранного Никитина нарушить обет и отправиться ко двору Ивана III (Леонид Топчиев), чтобы с его благословения рвануть с товарищами в загадочную Индию. Увы, это выдумка. К великому князю в Москву уроженец Твери Афанасий не заглядывал, получив разрешение от собственного князя Михаила Борисовича. И об Индии в тот момент Никитин не помышлял — историки считают, что дальше Шемахи (Северный Кавказ) он ехать не планировал.

Афанасий хотел примкнуть к посольству Василия Папина в прикаспийскую страну Ширван, но тот отплыл на юг по Волге раньше, поэтому предпринимателю пришлось дожидаться в Нижнем Новгороде ширванского посла Хасан-бека (Пайди Джайрадж), чтобы следовать с ним. В кадре же встреча с Хасан-беком показана как случайная — посреди реки. И дипломат компанию герою не составил.

Как и в реальности, на экспедицию напали близ Астрахани татары. Однако далее начинается полная отсебятина. В действительности русские лишились двух кораблей из четырех, и Никитин, потерявший все свои ценности, был вынужден пересесть на судно ширванца. В фильме, как мы уже знаем, посла оставили за скобками. Создатели картины подают дело так, что все спутники Афанасия либо попадают в плен, либо гибнут, а он один спасается, примкнув к каравану, следующему через пустыню. Ничего подобного на самом деле не произошло. Вообще-то наш купец со своими соратниками должен был далее попасть в морскую бурю, пережить нападение дагестанцев и все же добраться до Дербента.

ВЫМЫШЛЕННЫЙ ПОРТУГАЛЕЦ

Хождение за три моряПосле Дербента Никитин мог с другими оставшимися без товара коллегами вернуться домой, но решил попытать счастья на чужбине, надеясь как-то отбить финансовые потери. В поисках выгодных сделок он посетил Баку, Чапакур, Мазендаран, Кашан, Иезд, Лар и Ормуз (Гурмыз). В последнем он раздобыл коня, которого решил продать в Индии, поскольку слышал, что тамошние богачи платят за хороших скакунов лучшую на Востоке цену.

Пронин и Аббас все эти многомесячные хождения выкинули, придумав альтернативную цепочку событий: будто бы Афанасий купил коня у спасших его караванщиков, чтобы догнать предавшего его доверие вора — полностью вымышленного португальца Мигуэля (Всеволод Якут).

Кстати, экранный Никитин характерно, с нажимом окает. Загвоздка в том, что уже в XIV веке тверское оканье смягчилось под влиянием московского аканья и мутировало в оригинальный вокализм с глотанием безударных гласных. То есть там, где Стриженов, округляя губы, произносит в кадре слово «город», его герой должен говорить «горд» или «горыд». В общем, Афанасий изъясняется с экрана не как житель Твери, а как карикатурный северянин или сибиряк.

Когда Никитин прибывает в Индию, более или менее достоверно киношники воспроизводят лишь историю с его конем. Наместник Асад-хан (Дэвид Абрахам) присваивает жеребца, обещая отдать его хозяину, если тот примет ислам в течение четырех дней — в противном случае неверного ждет смерть. Афанасий отказывается, но находит авторитетного покровителя по имени Мухаммед, и тот вынуждает явно вышедшего за пределы своих полномочий наместника отдать скакуна.

Этот сюжет кинематографисты с «Мосфильма» и студии «Найя Сансар» сохранили — тем не менее миссию спасения русского предпринимателя предпочли приписать уже знакомому нам Хасан-беку. А тот в Индии, судя по документам эпохи, никогда не бывал.

ГРЕХОВНЫЕ ЖЕЛАНИЯ

На этом этапе авторы картины окончательно перестают делать вид, что снимают историческое полотно и переходят в режим типичного «индийского кино» — мелодрамы про любовь. Никитин о потенциальном романе с индианкой в своих записках даже не заикается, ограничившись кратким описанием местных сексуальных нравов.

Однако в фильме есть целиком придуманная сценаристами линия отношений тверского купца со спасенной им от укуса змеи девушкой по имени Чампа (Наргис). Разумеется, дальше томных взглядов и протяжных песен героини на хинди дело не идет. Борясь с греховными желаниями, Афанасий в конце концов предпочитает оставить чаровницу, продолжив свой путь. К сожалению, это не значит, что в кадр возвращаются приключения. На финишной прямой режиссеры ударяются в этнографию: персонаж Стриженова любуется достопримечательностями, слушает рассказы о местных реалиях от нового друга Сакарама (Балрадж Сахни), наблюдает экзотические пляски в исполнении придворной танцовщицы Лакшми (Падмини) и поражается обсерватории, построенной просвещенным визирем Махмудом Гаваном (Притхвирадж Капур).

Из всех этих лиц реально существовал только последний, но в астрономии следа не оставил, хотя и славился ученостью. А показанный в кадре циклопический комплекс — это на самом деле обсерватория Джантар-Мантар, которую махараджа Джай Сингх II возвел позже, в XVIII веке. И настоящий Гаван не назвал бы Волгу в беседе с героем Волгой. Индусы именовали эту реку Ранха.

Потратив уйму времени на туристические виды, Пронин и Аббас уже не успевают показать полное приключений (арест турками по подозрению в шпионаже, зимовка в Крыму) возвращение Никитина на Русь. Вот он садится на корабль до Ормуза — и уже в следующей сцене падает на траву среди березок. И, конечно, нет никакого печального финала со смертью купца в 1475 году в окрестностях Смоленска, за несколько дней пути до родного дома.

Удивляться не приходится: «Хождение за три моря», честно говоря, снималось не для того, чтобы потчевать советских и индийских зрителей фактами биографии Афанасия Никитина. А для того, чтобы познакомить советских людей с Индией, а индийцев — с Советским Союзом. В надежде на долгую и крепкую дружбу народов.

Александр ЧЕКУЛАЕВ

  Рубрика: Искусство и телевидение 99 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,227 сек. Потребление памяти:9.32 mb