Охота на самозванку

Автор: Maks Мар 12, 2020

Захватывающая история авантюристки, известной как княжна Тараканова, так и просилась на экран. Неудивительно, что еще в 1990 году Виталий Мельников снял пышную костюмную мелодраму «Царская охота».

Издержки самодержавия

Как водится, судьбу самозванки, объявившей себя дочерью русской царицы Елизаветы Петровны, кинематографисты изложили без пиетета к фактам. Еще бы, ведь в основу сценария легли не хроники описываемой эпохи, а пьеса Леонида Зорина 1974 года, в тексте которой подлинные события щедро разбавлены вымыслом. И Мельников поправлять автора не стал, добавив порцию ляпов от себя. Давайте разберемся, в чем конкретно картина разминулась с истиной.

Действие «Царской охоты» начинается в середине зимы 1775 года, поскольку Екатерина II (Светлана Крючкова) получает известие о казни Пугачева (10 января). Тут же императрица увольняет графа Никиту Панина (Анатолий Шведерский) из наставников царевича Павла и удаляет от двора бывшую подругу Екатерину Дашкову (Светлана Смирнова). Позвольте, но увольнение Панина случилось еще в 1773 году, когда наследник престола женился, а Дашкова поссорилась с царицей еще лет за пять до того и на время уехала за границу. И хотя в 1775-м она опять укатила в Европу, это было не следствием ослабевшей к тому времени опалы, а ради образования сына княгини, поступившего в Эдинбургский университет.

Крючкова играет великолепно, но предлагаемый ею психологический портрет самодержицы не совпадает с тем, что писали о ее героине современники. Мы видим на экране властную, жесткую и высокомерную особу, склонную к паранойе и унижению подчиненных. Настоящая Екатерина II отличалась приятными манерами и ласково вела себя даже с прислугой. Понятно, что Пугачева она отправила на плаху и Тараканову сгноила в узилище, но в непринципиальных для стабильности трона вопросах вела себя деликатно, дабы не заводить лишних врагов, и даже опале подвергала в мягкой форме — вроде отлучения от двора.

И уж, конечно, она не говорила с таким жутким немецким акцентом, как в фильме. До самой смерти царица писала по-русски не шибко грамотно, однако к 1775 году саксонский говор из ее устной речи почти выветрился.

Миссия в Италию

Далее зритель узнает, что фаворит императрицы Григорий Орлов (Александр Голобородько) получает отставку, а его место занимает Александр Васильчиков. На самом деле Орлов вышел в тираж еще в 1772-м. Более того, в рассматриваемое время и Васильчиков уже упустил «оказию»: взошла звезда Григория Потемкина.

Как бы там ни было, ситуацию с исчезновением фавора пытается спасти другой из братьев Орловых — Алексей (Николай Еременко). Царица посылает его с миссией в Италию: любым способом захватить авантюристку, изображающую из себя претендентку на русский престол. Проблема в том, что Екатерина не могла лично отдать этот приказ. Алексей тогда находился не в России, а как раз в Италии. И соответствующие инструкции от самодержицы пришли к нему письмом — причем еще осенью 1774 года.

Алексей Орлов берет с собой запойного пиита Кустова (Михаил Кононов), который работает при нем голосом совести и время от времени разражается возвышенными виршами. Например, такими: «Прелеста, веселись! Мой рок уже решился! / Внимай и торжествуй, я с вольностью простился!» Все это страшно мило, однако вышеприведенные строчки принадлежат другому стихотворцу — Ивану Дмитриеву, которому тогда исполнилось всего 15 лет, и впервые он возьмет в руки лиру только пару лет спустя.

В теплой Италии, к слову, зеленеет трава, распускаются цветы, деревья украшены густой листвой, идет торговля фруктами, а народ расхаживает в летних платьях. С учетом того, что на дворе февраль, который даже на Апеннинах остается февралем (средняя дневная температура 10°), картина совершенно фантастическая.

Любовь зла

Фильм «Царская охота». Княжна ТаракановаОрлов сразу берет быка за рога и с помощью красивого шрама на челе (вообще-то шрам был у него на щеке, но гримерам проще работать со лбом) мигом очаровывает лже-княжну (Анна Самохина), за несколько дней пройдя путь от поклонника до любовника. В реальности пленению предшествовали многомесячная переписка и солидные денежные подарки самозванке от Орлова, постепенно завоевывавшего доверие осторожной авантюристки.

Нет никаких свидетельств любовной связи графа со своей жертвой. Корыстная и ловкая Елизавета (назовем ее так, поскольку настоящее имя неизвестно) уже очевидно умирала от чахотки, большую часть времени лежала в постели без сил и ужасно нуждалась в средствах, поскольку как раз лишилась богатых покровителей. Почти наверняка она доверилась Орлову не из-за приписываемой ей авторами ленты страсти к русскому аристократу, а оттого, что оказалась в отчаянном положении.

Экранная же псевдокняжна пышет здоровьем и млеет от одного взгляда Алексея, в то время как тот ведет себя не больно куртуазно. Он по большей части мрачен и груб — между прочим, таким его хронисты и описывали. Но именно в случае с Таракановой граф в кои-то веки был само очарование. По крайней мере, тому остались свидетельства, и хмурое выражение физиономии Еременко в кадре, символизирующее муки совести героя, кажется все-таки неуместным.

Еще более неуместной выглядит сцена свадьбы Орлова и Елизаветы на борту русского корабля. Байка про это венчание появилась много лет спустя и является совершенным вымыслом. В действительности авантюристку арестовали почти сразу после прибытия на борт, усыпив бдительность ее слуг салютом и почестями.

Допрос с мукой в сердце

Итак, Тараканова захвачена и помещена в Петропавловскую крепость. Судя по пейзажам, попадающим в кадр, в России наступил апрель — листвы нет, кое-где еще лежит снег. Тут создатели картины промахнулись: самозванка прибыла в пределы империи только 11 мая.

Царица, находясь в Петербурге, живо интересуется прогрессом в допросе пленницы, с которой «работает» князь Голицын (Олег Табаков). Но Екатерина II в то время, если верить источникам, должна была находиться в Москве. И вообще она ведет себя, с точки зрения историка-буквоеда, странно: поминает, к примеру, в беседе Северный Ледовитый океан. В XVIII веке полярные морские просторы называли либо Северным, либо Ледовитым, либо Арктическим океаном. Термин «Северный Ледовитый океан» ввел в обиход адмирал Федор Литке лишь в 20-х годах XIX века.

Чтобы подчеркнуть, насколько изящно название фильма «Царская охота», Мельников ближе к финалу отправляет государыню на настоящую охоту. Нестыковка в том, что весной стреляют перелетную птицу, возвращающуюся с юга. В кадре же мы видим убитого кабана на вертеле и собак, бегущих за зайцем. В апреле-мае эта добыча не по сезону: звери худые, жир не нагулян.

Между тем Екатерина с неприкрытым садизмом велит Орлову лично допросить Тараканову, дабы разрушить веру лжекняжны в то, что тот невиновен в ее пленении. И когда Алексей с мукой в сердце исполняет повеление, самодержица награждает графа ночью страсти, и кино завершается грехом предательства любви.

В реальности императрица почла за благо скрыть от Таракановой вероломство Алексея, боясь, что та наложит на себя руки. И никакой ночи страсти с Орловым у царицы, конечно, не было.

Да, режиссер мог снять увлекательный исторический детектив, закрутив сюжет вокруг тайны личности «княжны». Увы, киношные инстинкты вынудили его пойти по проторенному пути любовной мелодрамы. Возможно, это решение и привлекло больше зрителей, ценящих не факты, а накал эмоций. Но с гарантией свело историческую ценность «Царской охоты» на нет.

Александр ЧЕКУЛАЕВ



,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,121 сек. Потребление памяти:7.7 mb