Соломенная шляпка золотая

Автор: Maks Окт 15, 2020

Советские режиссеры с удовольствием расцвечивали скучную реальность застоя музыкальными комедиями. Одним из пионеров в этом невинном и безопасном, с точки зрения цензуры, жанре стал Леонид Квинихидзе, выпустивший в 1975 году «Соломенную шляпку». Этот водевиль до сих пор смотрится живо и с интересом.

Творческая удача Квинихидзе, как это часто бывает, началась с неудачи. В 1973 году вышел его фильм «Крах инженера Гарина» по произведению Алексея Толстого. В кинематографических кругах картину прозвали «Крахом режиссера Квинихидзе» — такой провальной она оказалась. Но постановщик не терял присутствия духа.

«Что-нибудь веселенькое»

Он очень комфортно чувствовал себя со съемочной группой «Краха…» и предложил им продолжить вместе работу над своей следующей картиной. Только вот над какой? Леонид Александрович сам предложил коллегам: «А давайте-ка теперь снимем что-нибудь веселенькое!»

Выбор пал на старинный французский водевиль писателей Эжена Марена Лабиша и Марк-Мишеля «Соломенная шляпка». Эта комедия была написана в 1851 году. На русский ее перевели в 1852-м. На отечественной сцене ее ставили не раз — в том числе в Александринском театре.

Выбрав пьесу, Квинихидзе не прогадал: по сюжету решившийся остепениться ловелас Леонидас Фадинар вынужден искать соломенную шляпку, идентичную той, что съела лошадь. Иначе обладательница шляпки, мадам Анаис Бопертюи, отказывается покидать дом Фадинара, где она расположилась вместе со своим любовником. Ничего Леонидасу не остается, кроме как разыскивать головной убор, чтобы честь замужней женщины не оказалась опорочена. А тут еще — невеста, гости, свадебный кортеж…

Для такого «многолюдного» фильма вполне подошла съемочная группа «Краха…». Но возникла загвоздка: Олег Борисов, который сыграл Гарина и должен был исполнить роль Фадинара, внезапно заболел и отказался от участия в комедии. Нонна Терентьева — ее игрой в «Крахе инженера Гарина» режиссер был вполне доволен — невыразительно показала себя во время проб на роль Клары Бокардон, хозяйки шляпного салона. Гораздо убедительней оказалась Людмила Гурченко. Ее и утвердили на роль.

Квинихидзе недолго думал о том, кем заменить Борисова. Он позвонил знаменитому актеру Андрею Миронову, с которым был знаком с детства: оба вышли из «киношных» семей. Квинихидзе был сыном кинорежиссера Александра Файнциммера, родители Миронова — актеры Александр Менакер и Мария Миронова. Итак, Квинихидзе позвонил Миронову и принялся расхваливать сценарий и яркую роль, которую он отвел в нем Андрею Александровичу. Тот легко согласился.

Удачные импровизации

Фильм «Соломенная шляпка»О съемках «Соломенной шляпки» артисты, занятые в картине, вспоминали как о самых легких и веселых в своей жизни. Все шло как будто играючи — даже не самые удачные моменты.

Раньше в программу подготовки актеров обязательно входили уроки верховой езды. Именно поэтому у режиссера не было и доли сомнений в том, что Миронов умеет держаться на лошади. Но не тут-то было. Вот как об этом вспоминал сам Квинихидзе:

— Когда дело дошло до съемок эпизода, где надо садиться на лошадь, я ему спокойно велел: «Андрей, давай садись. И — поехали!» Но тут увидел его напряженное лицо и понял, что он в жизни в седле не сидел! — смеется Квинихидзе. — Я спрашиваю: «Давай снимем тебя со спины, найдем какого-нибудь дублера!». Но он отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Андрей вскочил в седло, съемочная группа замерла. Все закончилось благополучно, и уже на третьем дубле Андрей держался как заправский кавалерист. Правда, потом над ним все подшучивали: Миронов ходил, как бы это сказать… широко расставив ноги! Но не зря же говорят, что искусство требует жертв.

Свободная и доброжелательная атмосфера этих съемок способствовала импровизации — Квинихидзе не был диктатором на съемочной площадке и находки актеров легко оставлял в фильме, если они казались ему удачными.

В роли виконта де Розальба снялся еще один друг детства постановщика — актер и режиссер Михаил Козаков. Он, даже будучи артистом, всегда ощущал себя частично в режиссерском кресле. И обожал шутки и импровизацию. Виконт в его исполнении приобрел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Пижонистый аристократ произнес реплику о романсе «Вечерний ветерок», героями которого станут коровки и совсем молодой пастух, — все участники съемок покатились от хохота. Миронов после этой смелой импровизации сказал Квинихидзе: «Ты с ума сошел? Закроют все к черту!» Режиссер только рукой махнул: «А! Пускай закрывают!» Но члены худсовета, принимавшие картину, в те годы, по всей видимости, мало были знакомы с манерами геев. Этот эпизод они пропустили без единого замечания.

И еще несколько эпизодов украсили актерские импровизации. Квинихидзе вспоминал:

— Скажу вам честно, этого эпизода не было в сценарии. Но во время съемок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съемку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!» Козаков прекрасно вышел из тупиковой ситуации: он поднял парик и сказал Боярскому: «Сейчас это очень модно». Андрей Миронов тоже не ударил в грязь лицом. Он подошел к Алисе Бруновне, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!» После этого работа замерла: на площадке все хохотали как ненормальные.

В добрый путь

Алиса Фрейндлих, исполнившая роль баронессы де Шампиньи, устроительницы музыкального вечера, к моменту съемок в «Соломенной шляпке» была звездой советского кино и театра. А вот молодой и красивый начинающий артист Михаил Боярский в этой комедии только начинал свою кинокарьеру. Роль тенора Нинарди ему досталась по рекомендации отца — известного актера Сергея Боярского, который был знаком с Квинихидзе.

Красавчик Боярский-младший тогда запал в душу и зрителям, и коллегам по кинематографическому цеху. Роль ему удалась — во многом благодаря деликатным советам, которые ему давала добрейшая Алиса Бруновна.

После «Соломенной шляпки» некоторые режиссеры стали воспринимать Боярского как героя музыкальных картин «из старинной жизни». Ему еще только предстояло сыграть в фильмах «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Дон Сезар де Базан».

На роль невесты главного героя изначально утвердили Екатерину Васильеву. Но потом решили, что она слишком груба для юной Элен. Тогда Васильевой отдали «партию» строптивой хозяйки шляпки. А невесту Леонидаса сыграла хорошенькая и молоденькая Марина Старых. Эта актриса, впоследствии не сделавшая блестящей карьеры, очень робела, видя вокруг себя столько звезд первой величины. Но это выглядело очень органично для невинной девицы, которую она изображала.

Были еще два человека, которые в кадре не появились. Но их роли были также основополагающими. Это замечательный композитор Исаак Шварц, написавший музыку к песням и романсам, звучавшим в картине. И его друг и вечный соавтор — Булат Окуджава, который сочинил к ним слова. В середине 1970-х фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями к кинофильму «Соломенная шляпка». Романсы «Женюсь, женюсь…» и «Песенка о шляпке» после выхода картины распевала вся страна.

Мария КОНЮКОВА

А РЯЗАНОВ — ПРОТИВ!

Работа в картине «Соломенная шляпка» вышла боком Андрею Миронову и Людмиле Гурченко. Режиссер Эльдар Рязанов в своем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» хотел в ролях Жени и Нади снять этих актеров. Они пришли на пробы очень веселым, бодрым и игривым дуэтом, сформировавшимся на съемках «Соломенной шляпки». Такое настроение категорически не соответствовало атмосфере картины Рязанова, и оба актера получили отказ.

Загадки истории » Искусство и телевидение » Соломенная шляпка золотая

, , , , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,135 сек. Потребление памяти:8.2 mb