Окраина Атлантиды

Автор: Maks Ноя 27, 2022

Все побережье Верхней Гвинеи, от Берега Слоновой Кости до устья Нигера, населяли многочисленные народы — ибо, эве, кру, акан, йоруба. И только последние сумели создать государство. Оно находится в Западной Африке и называется Бенин…

Письменные источники, свидетельствующие о существовании такого государства, относятся к XV веку. Это записки голландских и португальских путешественников.

В гостях у обы

В 1485 году по приказу португальского короля Жуан Афонсу д’Авейру предпринял исследовательскую и торговую экспедицию ко двору правителя Бенина — обы. Согласно показаниям Авейру, он увидел большие корабли, вмещавшие около 100 человек. Его и других европейцев поразили величина и красота столицы, богатство жителей, расцвет не только торговли, но ремесел, искусства.

Авейру был поражен и придворным церемониалом при дворе обы. Другой анонимный автор, побывавший здесь во второй половине XVI века и подписавшийся инициалами Д.Р., в своем «Описании королевства Бенин» так описывает столицу: «Дома в этом городе стоят в большом порядке и построены один возле другого, так же как дома в Голландии. В дома, в которых живут важные люди, знать и другие, надо подыматься на две-три ступени. Они имеют спереди галерею, где можно укрыться в дождь… Каждое утро галерею подметают рабы». А голландский географ Даппер в своем легендарном трактате «Описание Африки», сообщал, что дворец правителя Бенина не уступал размерами тогдашнему голландскому городу Харлему.

Но главную известность Бенину принесли памятники искусства. В 1897 году сюда прибыл немецкий ученый Лео Фробениус. К сожалению, к его приезду англичане сумели не только разграбить дворцы, но и украсть ценнейшие украшения из бронзы.

В 1938-1939 годах в стране йоруба проводились и археологические раскопки. Раскопали дворец правителя. Были найдены коллекции и отдельные предметы из латуни и бронзы. Археологи были поражены резными работами из слоновой кости. Все эти находки не только привлекли к себе внимание, но вызвали множество предположений и гипотез. Стены дворца правителя Бенина были украшены бронзовыми рельефами и изображениями знатных людей, священнослужителей, священных животных, военачальников, богов.

Бронзовые фигуры и головы членов царской фамилии, стилизованные изображения животных, в том числе змеи и петуха, были выполнены из высококачественного литья и, по-видимому, служили культовыми предметами и украшали алтарь предков во дворце обы.

Лео Фробениус считал, что все эти произведения искусства сохранились в Бенине как наследие «исчезнувшего континента Атлантиды». А вот европейские ученые высказали предположение, что эти изделия относятся к периоду классической Греции. Или, возможно, были творением рук одиночки-европейца, который случайно попал в Бенин и, будучи гением, создал все эти «неафриканские» шедевры. Другие же утверждали, что эти сокровища — явное порождение европейского Ренессанса.

Пышный расцвет

Еще в 1897 году исследователь Бэкон нашел бронзовые доски. Многие обратили внимание на то, что на них во весь рост изображены европейцы.

Впрочем, есть немало исследователей, которые полагают, что все эти шедевры — плоды трудов безвестных бенинских гениев.

Ведь в этой стране даже в сельских общинах существовали касты литейщиков и резчиков. Все, что они изготовляли, должно было прославлять богатство и могущество правителя, его предков.

В основном мастера работали с терракотой, глиной, деревом. Это быстро разрушающиеся материалы, и, возможно, до нас многие из творений этих «крестьянских» мастеров попросту не дошли. А вот при дворе самого обы трудились мастера, создававшие шедевры из слоновой кости и бронзы. Многих исследователей поразило то, что стилизованные портретные изображения доведены почти до совершенства. В них четко подчеркнуты типические черты, а индивидуальные особенности играют второстепенную роль, если они даже говорят о социальном положении. Второстепенные детали — это одежда, раскраска тела, головные украшения и драгоценности. Всего этого литейщики и резчики достигли, овладев искусством особого литья методом утраченного воска.

Бенин - остатки цивилизации Йоруба

Бенин — всё, что осталось от цивилизации Йоруба, после прихода туда цивилизованных европейцев

Конечно, богато украшенные отливки с трудом подаются датировке. Но исследователи при помощи химико-физических методов сумели установить время. Это XIII-XVII века, и все это создавалось при дворах правителей Бенина. Если верить преданию, то технику бронзового литья Бенин позаимствовал у Ифе, считавшегося религиозным центром у йоруба. Якобы в середине XIII века правитель Бенина Огуола и пригласил из Ифе мастеров. На самом деле некоторые произведения искусства, выполненные мастерами Бенина, относятся к более раннему периоду.

Откуда корни?

Некоторые историки склонны считать, что государство Бенин в середине XII века основал правитель Эвека, выходец из религиозного центра йоруба — Ифе. А одна из гипотез гласит: родина древних мастеров Ифе — платоновская Атлантида. После затопления материка они, жившие на его окраине, спаслись и основали этот древний город. Знаменательно, что голову каждого умершего обы из Бенина обязательно хоронили в Ифе и здесь хранился священный меч. Йоруба исповедовали культ предков с множеством богов, которых был целый пантеон. Правители тоже были объектами истового религиозного поклонения.

Бенин достиг расцвета в XII веке, когда закончилась борьба за власть между членами царских фамилий. Появилась сложная система титулов, а также связанные с ними обязанности и права. В первой половине XIII века оба Эведо ввел культ новых правителей, учредил новые придворные должности и построил… тюрьму. А его предшественники еще в XII веке воздвиг укрепленные стены столицы и основал технику бронзового литья. Следует отметить, что имена некоторых правителей Бенина, прославившихся своими военными походами, занесены в хроники. В конце XV века, когда в Бенине появились первые португальцы, оба Озолуа уже удачно воевал против народа эгба и заставил их платить дань. Покоренные территории управлялись вождями и правителями из клана его многочисленных сыновей.

У историков нет единого мнения по поводу государственного устройства Бенина. Но большинство склоняется к тому, что для Бенина характерны черты племенного строя. В сельской местности существовали свободные крестьянские общины, где имелись староста, совет старейшин. Деревенская община долго оставалась такой же, какой была у предков йоруба. Даже каждый городской округ имел отдельного вождя.

Города-государства йоруба очень часто враждовали между собой и подчиняли одно другое. Власть оба была ограничена советом сановников. Правители Бенина жаловали своим приближенным, правда, без права передачи по наследству, привилегии, источники дохода и титулы. Доступ к иерархической лестнице был открыт для всех, и это надолго задержало образование широкого слоя наследственной знати.

Следует отметить, что служилая знать поддерживала тесный контакт с родовой аристократией через тайное религиозное общество. Доходы правящей верхушки состояли в основном из податей и трудовых повинностей свободных крестьян, таможенных сборов и налогов с внутренней и внешней торговли, ремесел. И хотя голландские и португальские путешественники XVI и XVII веков упоминают рабов, их появление здесь вполне могло быть следствием основания европейских факторий. И если с появлением европейцев в Бенине его правители первоначально извлекали какую-то выгоду из некоторых торговых сделок, то уже с XVI века у города-государства Бенина появились первые признаки распада.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 134 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,222 сек. Потребление памяти:9.33 mb