Метка подлинности

Автор: Maks Ноя 27, 2022

В советские годы при посещении почты можно было часто его уловить — смолистый, напоминающий запах расплавленной канифоли, «аромат» сургуча. Да-да, именно аромат, ибо многим он, как ни парадоксально, нравился. Из сургуча почтальоны делали сургучные «кляксы», а затем ставили на них оттиск металлической печати почтового отделения.

Первую печать придумали еще древние шумеры несколько тысяч лет назад. Каменный цилиндр с изображением они прокатывали по мягкой глине, и, застыв, та служила меткой подлинности.

Пломбы шумеров

Практика опечатывать важные письма и документы появилась почти сразу после появления письменности. Уже упомянутые шумеры стали первыми, кому пришло в голову пломбировать свои послания. Но глина оказалась не самым лучшим материалом для этого. В Средние века для опечатывания посланий использовали расплавленный воск, на котором вельможи и монархи ставили оттиск своего перстня. Все изменилось в XVI веке, после возвращения из кругосветного путешествия экспедиции Фернана Магеллана.

Целью опасного путешествия Магеллана была, конечно же, не сургучная масса, а пряности — аналог золота в Средние века. Магеллан стал первым, кто обогнул землю. К Островам пряностей — так в XVI веке европейцы прозвали индонезийские Молуккские острова — его экспедиция прибыла, обогнув южную оконечность Южной Америки. Таким образом Магеллан доказал практически, что Земля круглая, а океаны, омывающие материки, являют собой общую акваторию.

Цена этих грандиозных открытий оказалась велика. Магеллана убили аборигены на одном из филиппинских островов, а из пяти кораблей обратно вернулась лишь каравелла «Виктория» с 18 (из 256 членов экспедиции) моряками на борту. Но экономически все затраты на экспедицию были оправданы, ибо в трюмах «Виктории» лежали мешки с перцем, мускатом, гвоздикой и прочими дорогими пряностями. И не только они.

Из Ост-Индии испанцы привезли особое клейкое вещество, которое в Европе получило название «испанский воск», или «воск для запечатывания». Во многих европейских языках он так и называется. Например, на английском — sealing wax, на немецком — Siegelwachs, на французском — cire a cacheter. А вот в русском языке он звучит иначе — «сургуч». Причина в татаро-монгольском нашествии, благодаря которому в русском языке появилось много тюркских слов. По одной из версий, русский термин «сургуч» восходит к тюркскому surgac — «красящее вещество для крепления лезвия ножа к рукояти».

Письмо Циммермана

После того как сургуч был доставлен экспедицией Магеллана в Испанию, запечатывать им письма могли позволить себе лишь король и богатые вельможи. Но регулярные поставки этой смеси смол с заморских островов делали его доступным для более широких слоев населения. Хотя смесь эта была непроста. Сургуч получался путем смешивания в различных пропорциях шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска.

На тот момент сургуч представлялся довольно простым и эффективным способом сохранить конфиденциальность отправления. Так как конвертов тогда еще не существовало, то сообщение на листе бумаги складывалось в квадрат, а квадрат сгибался пополам. На краях получившегося прямоугольника делали прорези, в которые вставляли бумажные ленты. А концы ленты перекрещивали и опечатывали сургучной кляксой, на которую накладывали перстень-печатку отправителя.

Был и другой способ запечатывания писем, используемый многими правительственными учреждениями. В этом случае «конверт» складывали прямо из листа, на одной стороне которого был написан текст. Для его соединения на углах при помощи сургуча наклеивались облатки — листочки красной бумаги. Сверху облатки заклеивались еще полоской белой бумаги. Она называлась «кустодия». Все это обклеивалось сургучными печатями большого размера, которыми старались подчеркнуть важность письма.

Если письмо было срочное, то оно опечатывалось печатью с изображением перышка. Таким образом, для того чтобы прочесть письмо, требовалось сломать находившиеся на нем печати. Отсюда и появилось выражение «распечатать письмо». И другое выражение — «за семью печатями», намекающее на какую-либо тайну. Приготовление сургуча совсем недолго хранилось в секрете: он перестал быть предметом роскоши через каких-то 20-30 лет, прошедших со времени экспедиции Магеллана. Теперь не только короли могли позволить себе запечатывать письма рельефными печатями из «испанского воска» — уже в середине богатого на добытия XVI века их мог изготовить любой желающий.

Письмо с сургучёмА все потому, что некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, не пожадничал и в сочинении об искусстве переписки (были в старину и такие руководства) раскрыл известный ему рецепт красного сургуча. «Надо взять чистой белой смолы, — написал в своей книге добрый Циммерман, — распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый красный, крепкий сургуч».

Все цвета радуги

Появлению на свет различных цветов сургуча общество обязано светскому этикету в некоторых европейских странах. И произошло это еще до появления самого сургуча. Так, в Древнем Риме свадебные приглашения скрепляли белой печатью, а послания о похоронах — черной, траурной. Такая же практика распространилась в Англии, Франции, Голландии. Французы использовали красный сургуч для деловой корреспонденции, белый — для приглашения на свадьбу, шоколадный — на торжественный обед или ужин, а черный, как и в Древнем Риме, на похороны.

Впрочем, это далеко не полный перечень цветовых пристрастий сургуча. Были у него и такие неожиданные оттенки, как розовый, рубиновый, желтый, синий, серый. К примеру, рубиновый сургуч охранял секреты жениха и невесты, а серый был уместен для дружеской переписки.

После рассекречивания рецепта сургуча Циммерманом в Европе стали появляться артели по его производству, и они усовершенствовали старый рецепт. Сургуч варили на основе смолистых веществ или воска с добавлением «присадок»: мела, гипса, киновари, сажи и других веществ. Такой сургуч уже не терял твердости при жаре, но при этом легко плавился от пламени обычной свечи.

В России сургучные печати появились позже, чем в Европе, и их появление было обусловлено реформами Петра I. Наибольшее распространение сургучные печати получили в почтовой службе сначала царской России, а потом — и в СССР. Здесь ими опечатывали мешки с почтовой корреспонденцией, посылки и даже почтовые емкости. За эту любовь к сургучу работников почты часто называли «сургучниками», а в каждом отделении имелась даже устройство для плавки сургуча.

Правда, в отличие от Европы на советской почте сургуч был лишь одного цвета — цвета молочного шоколада. Его запах был не каждому по душе, но сегодня при появлении этого запаха даже бывшие противники испытывают чувство ностальгии. С 2011 года «Почта России» решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений: свинцовые и пластмассовые пломбы, клейкую ленту с надписями и логотипами, сейф-пакеты.

Однако сургуч не вышел из употребления. Сегодня он является материалом для поделок ручной работы и олицетворяет старые времена, а иногда является и признаком презентабельности и оригинальности декоративного послания.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Люди и вещи 175 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,225 сек. Потребление памяти:9.33 mb