«Прилив» особого назначения

Автор: Maks Мар 21, 2023

Об экспедиционно-океанографическом судне (ЭОС) «Полюс» можно слагать легенды. Огромный белый корабль-красавец был построен по заказу СССР в Германской Демократической Республике, в городе Росток на «Нептун верфи», и спущен на воду в 1961 году.

Это был советский многоцелевой океанографический корабль, оснащенный по последнему слову техники. Водоизмещение 6700 тонн, длина 112 метров, осадка 6,3 метра, скорость до 15 узлов, экипаж 120 человек (включая экспедиционный состав).

СССР против янки

«Полюс» был предназначен для выполнения всех видов гидрографических и океанографических работ. На корабле имелось 14 лабораторий, в том числе океанографическая, гидрологическая, гидрохимическая, геофизическая, грунтовая, метеорологическая и другие.

Специальное подруливающее устройство и активный руль позволяли удерживать корабль в одной точке или перемещаться перпендикулярно курсу, что крайне важно для выполнения забортных работ.

Корабельная типография обеспечивала оперативную печать таблиц с результатами исследований и даже картографических материалов.

55 лет тому назад «Полюс» участвовал в операциях с кодовым названием «Прилив-1» (1967 год) в составе экваториальной экспедиции особого назначения и «Прилив-2» (1968-1969 годы) в составе океанографической экспедиции особого назначения.

Это был период нашей истории, когда военно-морской флот находился на острие внешней политики государства. В то время начинал складываться военный паритет между СССР и США. Серьезной проблемой для нашего флота являлось отсутствие пунктов базирования кораблей в центральной части Атлантического и Индийского океанов, доминирование в которых имело огромное стратегическое значение и в мирное, и в военное время.

США обладали колоссальным преимуществом — количество дружественных прибрежных и островных государств было таково, что любое соединение американских кораблей в течение нескольких суток могло зайти в порт, пополнить запасы (воды, продовольствия, топлива, оружия), провести ремонт и обеспечить отдых личного состава.

У нас этого не было. Военные корабли, несшие боевое дежурство, находились в тяжелейших условиях. На личный состав крайне отрицательно влияли климатические условия, неполноценное питание и большие психологические нагрузки.

Высшее руководство страны лихорадочно искало, что можно противопоставить в океанах геополитическому противнику.

Как же развивалась операция «Прилив-1» (экваториальная экспедиция особого назначения)?

Контакт на грани сражения

Солнечным утром 30 марта 1967 года под щемящие звуки марша «Прощание славянки» «Полюс» вышел из порта Балтийск и направился в экваториальную часть Атлантического океана.

Командованием военно-морского флота «Полюсу» предписывалось соединиться с отрядом боевых кораблей Северного флота и проверить возможность маневренного базирования наших кораблей в так называемой штилевой зоне. По версии ученых Академии наук СССР, у экватора должна была существовать такая зона, в которой корабли, лежа в дрейфе, могли бы осуществлять ремонт, пополнять запасы (воды, продовольствия, топлива, оружия) и обеспечить отдых личного состава. Флотские врачи должны были проверить, как влияет на человеческую психику длительное пребывание в море — свыше 6 месяцев без заходов в порты. В переводе на флотский язык «вид на море и обратно».

Следуя полным ходом, «Полюс» обогнул Европу и побережье Африки, на экваторе выполнил съемку рельефа дна впадины Романш (огромный глубоководный желоб), при этом корабль промерными галсами 48 раз пересек экватор.

Съемка велась месяц и подтвердила плохое качество ранее выполненных работ одним из судов Академии наук СССР. Поэтому новая съемка была использована для составления карт, а старая забракована.

В порядке эксперимента специальным оборудованием были взяты пробы грунта с глубины до 4000 метров. На дне океана были обнаружены залежи ценного сырья — железомарганцевых конкреций.

В так называемой штилевой зоне на глубине 1500 метров «Полюс» поставил глубоководное якорное устройство. Плавающий причал на глубоководном якоре представлял собой связку огромных резиновых бочек, к которым пришвартовывались боевые корабли из состава соединения.

Увы, на практике оказалось, что никакой «штилевой зоны» на экваторе нет. Предположение ученых было ошибочным, волнение моря и шторма не позволяло решать задачи отдыха личного состава, ремонта и пополнения запасов. Все усугублялось изнуряющей жарой и высокой влажностью, что изматывало личный состав кораблей.

Поход длился 185 суток без заходов в порты. «Полюс» ежесуточно и непрерывно выполнял океанографические работы в любую погоду.

Весь поход над кораблем кружили противолодочные самолеты военно-морских сил США «Орион», на бреющем полете сбрасывали гидроакустические буи, позволявшие обнаружить подводные лодки. Буи были снабжены самоликвидирующимися устройствами, однако один образец удалось выловить, и американская новинка была отправлена на Родину для изучения.

Была и неожиданная встреча с американским ударным авианосцем «Форрестол», который после сильного пожара на борту возвращался в США из Вьетнама на ремонт.

«Полюс» получил приказ вклиниться в строй ударного соединения (16 кораблей: эсминцы, корабли ПЛО и ПВО), спровоцировать маневрирование и зафиксировать действия противника.

Встретились ночью 5 сентября 1967 года, вклинились в строй кораблей охранения и тут же по международному своду сигналов получили запрос: «Кто вы такие?» «Полюс» молчит, продолжая двигаться к авианосцу, выигрывая время. На повторный запрос с авианосца — ответ: «А вы кто такие?», американцы отвечают: «Мы корабли военно-морских сил США», а наш ответ: «А мы корабль военно-морских сил СССР».

Ударное соединение мгновенно разворачивается, идет противолодочными зигзагами, маневрирует, вертолеты сбрасывают гидроакустические буи. Все действия вероятного противника были зафиксированы, задача выполнена. Что было важно для разработки тактических рекомендаций для действия наших кораблей при боевых контактах с противником.

Глубина погребения — 4500 метров

Весь поход стресс и тоску по дому с моряков снимали весело хрюкающие в загоне, на юте, поросята, которые попали на корабль весом по 5 килограммов, а в конце похода весили по 90 кило. Когда их забивали, экипаж был подавлен, но… свежее мясо было необходимо.

Командованием эскадрой принимались и экзотические решения: по приказу главкома только офицерам «Полюса» разрешалось отправлять домой радиограммы (раз в месяц, не более 20 слов). Но уже в июле радиограммы домой с корабля перестали уходить, так как от командующего эскадрой поступила телеграмма: «Командиру «Полюс» Образцову. Офицеры «Полюса» посылают слишком пространные радиограммы. Слова: люблю, скучаю, целую, обнимаю, поздравляю впредь из употребления изъять!»

Но флотский юмор спасал от грусти, и в августе полетела одна радиограмма старшего помощника семье (жене и двум дочерям-школьницам) в Кронштадт: «Жене: прошу доложить наличие личного состава в семье и ход подготовки к новому учебному году. Старпом».

Не обошлось в походе и без трагедии — на борту подводной лодки погиб матрос и по приказу главкома военно-морского флота был похоронен в море, по старинному морскому обычаю, недалеко от берегов Бразилии, у атолла Рокас.

Тело в брезенте за борт, траурный салют, родителям похоронка: «Сын погиб при исполнении служебных обязанностей. Место погребения — Атлантический океан, широта, долгота, глубина 4500 метров».

24 сентября 1967 года «Полюс» пришел в Кронштадт. За кормой 32 000 морских миль, пятидесятикратное пересечение экватора, специальные съемки островов Святой Елены, Вознесения, Святого Павла.

Все что было сделано, выполнялось впервые: длительность похода, дальность, большой комплекс океанографических и специальных исследований. Так закончилась операция «Прилив-1».

Владимир ГИЛИЛОВ

  Рубрика: Великие первопроходцы 464 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,279 сек. Потребление памяти:9.67 mb