Пропавшая экспедиция

Автор: Maks Ноя 1, 2022

11 июля 1897 года в 2 часа 30 минут пополудни с острова Датский в небо поднялся аэростат. Ветер подхватил его, встряхнул, один из канатов зацепился за камень, дно гондолы почти коснулось воды, но конец каната оборвался, аэростат рванулся вверх и поплыл на север. Этот момент запечатлен на открытках того времени. Отлет пропавшей экспедиции Саломона Андре.

В октябре 1854 года в семье аптекаря из шведского городка Гренна родился мальчик, который впишет свое имя в анналы полярных исследований Арктики. После школы он продолжил обучение в Королевском технологическом университете Стокгольма, где увлекся физикой и проектированием механических систем.

Увлеченный инженер

Но работа чертежником на заводе вызывала у него только скуку, и в 1876 году он устроился смотрителем в шведский павильон на Всемирной выставке в Филадельфии. Там-то он и познакомился с американскими воздухоплавателями. И с тех пор навсегда связал свою судьбу с полетами.

В 1882 году он был участником шведской геофизической экспедиции под руководством метеоролога Нильса Экхольма на остров Шпицберген, где ему поручили наблюдения за атмосферным электричеством. Так впервые он оказался в полярных широтах и был покорен красотой северной природы. Может, тогда у него и возникли мысли о собственном путешествии на полюс. Но не по суше, и не по воде, а по воздуху.

К началу 1890-х годов он уже обзавелся собственным воздушным шаром «Свеа» и совершил девять полетов над Балтийским морем, побив рекорд высоты. Но конструкция «Свеа» его не устраивала. Для того, что он задумал, требовался совершенно другой воздушный шар.

Особое устройство

Андре разработал свою систему управления. Его шар был снабжен парусами, направляющими движение, используя направление ветров, и гайдропами, то есть канатами, которые выпускались на определенную длину и поддерживали воздушный аппарат на заданной высоте, торможение канатов о землю или лед позволяло регулировать и скорость полета.

Поэтому, когда знаменитый полярник Норденшельд поинтересовался перспективами использования привязных аэростатов для картографирования и геофизических исследований, Андре ответил, что воздушные шары новой конструкции способны не только для таковых задач, на самом деле они способны доставить полярников прямо на Северный полюс — без мучительного передвижения по льду на лыжах, собачьих упряжках и санях. Норденшельд отозвался об этой идее одобрительно, и уже в 1895 году Андре сделал доклад на заседании Шведской академии наук.

Перспективы, которые открывает использование воздушных шаров, сказал он, огромные: направление северного ветра в районе Шпицбергена не меняется в течение двух недель, за это время управляемый шар легко достигнет Северного полюса, а затем и Аляски. Академики были под таким впечатлением от доклада, что немедленно начали сбор средств для экспедиции. 65 тысяч крон внес Альфред Нобель, 30 тысяч крон король Швеции Оскар II и столько же барон Оскар Диксон. Теперь можно было приступать к строительству воздушного шара особой конструкции.

Шар Саломона Андре «Орел» был изготовлен в мастерской французского воздухоплавателя Анри Лашамбра, он имел прочную оболочку из трех слоев лакированного шелка, вмещал 5000 кубометров водорода, мог держаться в воздухе не менее 30 суток и поднимать около трех тонн груза. С лицевой стороны он был оплетен надежной веревочной сетью, снабжен парусами и гайдропами. Вся Швеция следила за подготовкой экспедиции Андре. А он был уверен в успехе.

Однако в 1896 году шар Андре так и не смог отправиться в путь. Ветер дул в противоположном направлении и ничто не могло это изменить! Во время испытаний оказалось, что оболочка запечатана негерметично и водород вытекает, то есть, шар продержится не 30 суток, а вдвое меньше. Но Андре сдаваться не желал.

И 11 июля 1897 года «Орел» отправился в полет к полюсу. Ветер дул попутный, юго-западный, погода была превосходной, и первое сообщение, которое отправил со сброшенным буем Саломон, гласило: «Наше путешествие идет хорошо. Погода восхитительная». Третье сообщение, отправленное с голубем и полученное 13 июля, тоже было обнадеживающим: «Все идет хорошо. Летим на восток». Увы, это сообщение было последним…

33 года спустя

Отлет пропавшей экспедиции Саломона Андре.О судьбе «Орла» ничего не было известно до 5 августа 1930 года. В тот день моряки норвежской промысловой шхуны наткнулись на следы полярного лагеря на острове Квитойя (Белый). Было найдено множество личных вещей, остатки провизии и два тела. Около небольшого ручья под грудой снега стояла лодка со снаряжением и инструментами, когда моряки взяли в руки багор, они прочли на его ручке: «Полярная экспедиция Андре, 1896 г.». Так и стало ясно, на чей лагерь и чьи останки наткнулись норвежцы.

Среди вещей погибших были найдены дневники и даже негативы, сделанные. Нильсом Стриндбергом. Его тело было найдено последним. Дневники прояснили многое и практически восстановили события 1897 года. Неприятности «Орла» начались буквально с момента старта: зацепившийся за камень канат едва не завалил гондолу, и полярникам пришлось выбрасывать балласт, а когда шар все же взлетел, оказалось, что он стал слишком легким и потерял маневренность. К этой беде присоединилась другая. Выяснилось, что оболочка пропускает водород особенно в швах и шар стал терять водород. Пришлось выбрасывать и балласт, и часть продуктов, чтобы он не упал на лед. В довершение бед оболочка шара подвергалась обледенению и лед не таял. В воздухе «управляемый аэростат Андре» продержался до 14 июля, а потом упал.

Весь остальной путь экспедиция проделала не по воздуху, а по льду и местами — по открытой воде. И не к полюсу, а в противоположном направлении — к спасительной суше. Поскольку груз приходилось тащить на себе, полярники выбрасывали по пути и приборы, и не самые необходимые вещи, и консервы. Они мечтали добраться до одного из оборудованных на всякий случай складов на Шпицбергене или на Земле Франца-Иосифа. Но добрались только до Квитойи. Нельзя сказать, что они страдали от голода. У них было оружие, и они запаслись мясом белых медведей. Нельзя сказать, что они сильно страдали от холода. У них был примус и достаточно герметичная оболочка шара, из которой они сделали палатку. Так отчего же погибли Андре, Френкель и Стриндберг?

Что случилось?

Существует несколько версий смерти экспедиции Андре. По одной из них, они умерли от угарного газа, выделяемого примусом, на котором они готовили пищу и которым обогревались. Однако существует и другая версия. Она основана на дневниковых записях, где говорится о появившихся на коже волдырях, затруднении дыхания, судорогах, рвоте. К тому же умерли они не одновременно, как бывает при отравлении угарным газом, и не во время сна в палатке. Причем смерть самого молодого из них, Стриндберга, указана в дневниках как неожиданная — «от сердечного приступа». Доктор Эрнст Трайде считает, что они заразились трихинеллезом от плохо приготовленного мяса медведей и тюленей.

Среди других версий смерти — отравление свинцом от консервных банок, раны от столкновения с медведями, даже самоубийство с помощью морфия. Впрочем, один из исследователей писал: «Потомки удивляются, почему они умерли на Квитойе, окруженные едой; удивление вызывает скорее то, почему они прожили так долго». Тела погибших были перевезены в Норвегию, а 5 октября 1930 года их доставили в Швецию. Северную часть острова Западный Шпицберген назвали Землей Андре…

Елена ФИЛИМОНОВА

  Рубрика: Великие первопроходцы 116 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,232 сек. Потребление памяти:9.3 mb