Сколько веков Руси?
Историческая наука ведет начало русской государственности с князя Рюрика. Однако есть источники, утверждающие, что восточные славяне были цивилизованным народом гораздо раньше — чуть ли не во времена Александра Македонского.
«Сказание о Словене»
Киев, если верить результатам археологических раскопок, был основан в V веке, а Старая Ладога — не позднее середины VIII века. Это глубокая древность, но некоторым патриотам хочется, чтобы мы были еще «старше».
Возможность быть «старше» дает «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Повествование начинается с ветхозаветных времен, когда земля была разделена между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом. Правнуки последнего якобы создали великую Скифию. Но князьям Русу и Словену стало тесно в причерноморских степях.
Сначала они ходили в походы на «земли египецкие», покорили берега великой реки Оби, завоевали предгорья Урала. Князья на равных вели переговоры с Александром Македонским, который решил, что воевать со славянами «далеко да небезопасно», и признал власть Словена и Руса «от моря Варяжского до моря Хвалынского». Посещал эти земли и апостол Андрей Первозванный.
Затем молодые князья увели часть народа от берегов Черного моря в леса возле озера Ильмень. Там Словен и Рус основали два города — Словенск и Русу, то есть Новгород и Старую Руссу.
Датированы события «от сотворения мира». Если корректно перевести хронологию на привычное нам «от рождества Христова», то получится, что Словен и Рус обосновались на севере России около 650 года до нашей эры. Далее «Сказание» описывает историю восточных славян вплоть до пресечения династии, основанной Словеном. За этим последовала смута и призвание варягов. И не откуда-нибудь, а из самого Рима, от потомков «кесаря Августа». Завершается повествование княжением Владимира и принятием христианства.
Сразу скажем: «Сказание» известно только по спискам XVII-XVIII веков. Правда, их много. Это и летописный свод патриарха Никона, и несколько новгородских летописей, и «Хронограф» 1679 года. Упоминает события, изложенные в «Сказании», и историк Василий Татищев, почерпнувший сведения в Иоакимовской летописи.
Выдумка митрополита
Иоакимовскую летопись никто, кроме Татищева, не видел. Но византийские и арабские источники тоже содержат отрывочные сведения о родоначальниках восточных славян с именами Рус и Словен, а город Словенск (или Славянск) арабы вообще считали столицей русичей.
В принципе, ничего необычного в миграции народов нет. Однако степняки вряд ли стали бы переселяться в леса. Да и генетически славяне ничего общего со скифами не имеют. Не подтверждают родства и археологические находки.
Что касается сведений о походах в «земли египецкие» и переговорах с Александром Македонским, то даже ярый патриот Татищев считал это «враками, позднее сочиненными». К тому же, если Рус и Словен правили за 650 лет до Христа, то как они могли дожить до Александра Македонского, а тем более до Андрея Первозванного?
Столь же суров приговор археологов: первые городища «проторусичей» появились не ранее V-VI веков по берегам Днепра. Самые древние материальные свидетельства существования поселения на месте Новгорода относятся к IX веку. Старая Русса моложе на два столетия.
Ученые даже установили предполагаемого автора «Сказания». Им считается митрополит Киприан, который в 1620-1624 годах был епископом в Сибири. Проповедуя среди кочевых народов, еще помнивших власть Золотой Орды, он вполне мог преподнести русских как народ более древний, чем татары, и корнями уходящий в степь. Потом красивую выдумку Киприана подхватили в Москве и вполне серьезно преподавали в курсе истории. Еще в середине XVIII века Михаил Ломоносов настаивал, что источник этот достоин всяческого уважения, если отбросить путаницу с датами.
Но со временем историки поняли, что совместить Александра Македонского, Андрея Первозванного и Рюрика не получится. И «Сказание о Словене и Русе» мирно перекочевало в разряд мифов.
Артем ПРОКУРОРОВ
Предыдущая⇐ ⇐«…Пусть отец меня простит!»⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Империя Кёсем⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru