Туфельки для балерин

Автор: Maks Апр 19, 2022

Случается, что люди, далекие от искусства, увидев танец выдающейся балерины, не могут не отметить ее волшебную легкость и грацию. Танцовщица, едва касаясь земли, будто парит в воздухе. Подобный эффект возможен благодаря труду и таланту самой балерины, а также ее необыкновенной обуви — пуантам.

Поребрик, парадная, шаверма — по этим словам легко отличить петербуржца от жителя другого города. В балете тоже есть такие слова-маркеры. Например, танцовщицы Мариинского театра пуанты предпочитают называть касками.

На кончиках пальцев

Как известно, Париж — центр мировой моды. Это утверждение было справедливо и 300 лет назад, когда на троне блистал «король-солнце» — Людовик XIV. Именно он придумал к туфлям знаменитый каблук. Придворные старались подражать королю, но не осмеливались заказывать себе обувь с каблуком такой высоты. А потому их каблук был пониже и попроще. А простолюдины носили обувь и вовсе без каблука, на плоской подошве.

В 1789 году в Париже грянула Великая французская революция, а победившие революционеры пачками стали отправлять аристократов на гильотину. Чтобы раствориться в серой массе, вчерашние аристократы сменили обувь на каблуке на плоские туфли, и их женщины тоже последовали этому примеру. В итоге, на рубеже XVIII-XIX веков во Франции появился новый тип женских туфель — мягкие, атласные, с прямоугольным носком. Одной из их поклонниц стала Жозефина де Богарне — будущая жена Наполеона Бонапарта. Для эстетики к туфлям пришивали ленты, которые обладательница обвязывала вокруг щиколотки.

В начале XIX века в Европе появилась идея о возврате к античным идеалам. «Греческий стиль» первыми освоили творческие люди — художники, актеры, танцовщицы. В числе последних стоит отметить австрийскую балерину Марию Медину, выступавшую в сандалиях с плоской подошвой и в прозрачных тканях. Ее танец являлся последовательностью поз, заимствованных у античных статуй, барельефов и фресок, и пользовался успехом у публики. Впрочем, тон в мировом балете в те времена задавала Италия. Вплоть до XX века многие технические новинки танца и виртуозные приемы рождались именно на Апеннинском полуострове. Документально установлено, что первой балериной, поднимавшейся в танце на кончики пальцев в плоских туфлях, была итальянка Фортуната Анджолини. Она была представительницей известной балетной династии XVIII века, и ее удачный эксперимент имел успех у публики.

В 1811 году технику танца Анджолини увидел в Лондоне выдающийся французский танцор и хореограф Шарль Дидло. По другим данным, несколькими годами ранее он уже ставил подобную технику балеринам Петербургской балетной труппы. Так, историк балета Юрий Бахрушин пишет: «Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, Данилова в балете «Зефир и Флора» в 1808 году».

Но одно дело встать на пальцы, а другое — виртуозно танцевать на них десятки минут. Без специальной обуви в таком случае было не обойтись.

Феи и нимфы

ПуантыФранцуз Шарль Дидло был наставником многих выдающихся балерин XIX века. Так, в Лондоне он поставил технику танца на пальцах балерине Фанни Биас. Именно в подобной позе танцовщицу увековечил в 1821 году на литографии художник Жан-Фредерик Вальдек. Примерно в те же годы французский музыкальный критик Кастиль-Блаз писал: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».

И Биас, и Гослен для танца на пальцах использовали новые на тот момент шелковые туфли с подкладками. Обувщики набивали их жесткой тканью, чтобы можно было избежать травм суставов. Именно эти туфли можно назвать бабушками современных пуантов. Новое слово в балете в 1830 году сказала итальянка Мария Тальони, танцевавшая несколько па на кончиках пальцев в балете «Бог и баядерка». Спустя два года Тальони уже весь спектакль «Сильфида» танцевала в пуантах. Ее танец произвел фурор. Публике казалось, что над танцовщицей не властно земное притяжение, она будто парит и летает. В отличие от предшественниц туфли Тальони были более жесткими. Для чего в них добавили жесткий каркас, именуемый сегодня «стаканом». Интересно, что на могиле Тальони молодые балерины оставляют цветы и… свои пуанты. Считается, что это приносит удачу в карьере.

Конкуренткой Тальони была другая звезда балета — Фанни Эльслер. В спектакле «Синяя борода» танцовщица крутила на пальцах два пируэта. «Ее двойные пируэты на пуантах, ее необычайная сила и выносливость, ее прелесть, легкость и точность оказались частями одного неделимого целого», — захлебывался от восторга корреспондент журнала Bauerles Theaterzeitung. В 1840-х годах главной звездой балета стала итальянка София Фуоко, «блестяще владеющая так называемыми пуантами». Из-за того, что она выдавала уже по три пируэта на пальцах, публика прозвала ее La Pointue — «кончик», «острие». На слух это слово звучит как пуанты.

Ну а что же русские балерины? В 1818 году в пуантах блистательно танцевала Авдотья Истомина в балете Дидло «Зефир и Флора». Интересно, что в XIX веке танцевать в пуантах могла лишь балерина, исполнявшая роли нимф, фей, эльфов и других мифических существ. Пуанты как бы подчеркивали их внеземную сущность. В то же время нейтральные и отрицательные персонажи танцевались в более привычной обуви, иногда даже с каблуком. Только в конце XIX века «пальцевая» техника в балете стала доминировать над остальными, и пуанты стали ее непременным атрибутом.

Индивидуальный подход

Со временем изменилась и форма пуантов. Так, у них появился «пятачок» — немного овальное и плоское завершение туфельки для большей устойчивости. В XIX веке «пятачок» делали из пробки или дерева и обшивали тканью из овечьей шерсти. Уже в начале XX века вместо пробки стали пропитывать «стакан» пуантов специальным клеем, что придавало им необходимую для фиксации стопы жесткость. В целом туфли приобрели классический телесно-розовый цвет, что в комбинации с трико визуально удлиняло ноги балерин.

В начале XX века в Нью-Йорке открыл мастерскую итальянский обувщик Сальваторе Капецио. Его клиентурой стали артисты театра и танцовщики. Однажды в его мастерскую забрела балерина Анджелина Пэссоун, но ничего подходящего для себя она не нашла. Капецио был раздосадован не меньше балерины и пообещал ей сделать обувь в индивидуальном порядке. Спустя несколько дней туфли были готовы. Причем они были настолько хороши, что вызывали у Пэссоун восторг. Вскоре по ее рекомендации к Капецио стали обращаться и другие танцовщицы. Мастер делал пуанты с учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, вырезанная из дерева, была точной копией ноги заказчицы. Затем ее обклеивали несколькими слоями мешковины и бязи, пропитывали их клеем и после сушки обшивали розово-телесным атласом. Подошву и стельку Капецио делал из трех слоев кожи или картона, сшитых между собой. А вот «пятачок» итальянец предпочитал делать более плоским. В итоге, пуанты от Капецио приобрели изящность и выгодно отличались от работ других мастеров. Но главное было в том, что Сальваторе ввел практику индивидуального пошива пуантов. Не случайно слава о нем распространилась по всему миру, и, когда в США прибыла труппа императорского театра из России, балерина Анна Павлова не преминула зайти к Капецио.

Позднее практика индивидуального пошива распространилась по всему миру. В мастерских при крупнейших театрах теперь появились колодки на всех балерин труппы.

В 1930-х годах обувщик Фредерик Фрид разработал новую рецептуру клея для пуантов и стал первым, кто массово производил балетную обувь. В те же годы эмигрант из России Яков (Джейкоб) Блок открыл свою фирму по производству пуантов в Австралии.

Сегодня компании, производящие пуанты, применяют другие составы и тканей, и клея. В массовом сегменте пуанты делают с применением полипропиленовых материалов. Это позволяет туфлям стать долговечнее и более мягкими одновременно. Молодые балерины отмечают, что танцевать в них удобнее нежели в классических пуантах. Но авторитетные балетные школы и театры не спешат переходить на такую обувь, считая, что именно классические пуанты способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата танцовщицы.

Алексей МАРТОВ

  Рубрика: Люди и вещи 400 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,192 сек. Потребление памяти:8.99 mb