В поисках счастья

Автор: Maks Сен 2, 2021

Фильм «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) можно отнести к категории добрых сказок, которые пользовались огромной популярностью в СССР. Сюжет лирической комедии Самсона Самсонова посвящен одной из самых больных проблем советского человека — устройству личной жизни…

Уже к концу 1970-х в СССР стало ясно: людям совершенно негде знакомиться друг с другом с тем, чтобы устроить личную жизнь. К сожалению, одинокие женщины были обречены на то, чтобы закончить свою жизнь, так и не обретя семью.

Больное место

Искусство начало поднимать эту проблему. В 1979 году вышел фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В нем есть очень грустный, полный безнадежности эпизод о том, как женщины приходят в танцевальный клуб, чтобы встретить там свою судьбу.

В начале 1980-х в газетах появились так называемые брачные объявления — так тогда называли объявления о знакомствах. В это же время также можно было легко встретить сообщения о наборе рабочих на разные производства. В конце часто печатали: «Одиноким предоставляется общежитие».

Синтез этих двух, так сказать, социальных явлений и подал сценаристу Аркадию Инину идею нового произведения. Название фильма — «Одиноким предоставляется общежитие» — в голову пришло сразу.

Инин — один из самых успешных сценаристов: экранизировано более пятидесяти его работ. К моменту создания сюжета комедии «Одиноким предоставляется общежитие» по его сценариям сняли полтора десятка картин. Самой успешной из них стала «Однажды двадцать лет спустя» — история счастливой многодетной семьи — с Натальей Гундаревой в главной роли. Инин вообще всегда умел тонко улавливать носящиеся в воздухе чаяния обычных людей и превращать эти проблемы в понятные широкому зрителю художественные произведения. Последней каплей, подстегнувшей Инина к работе над сценарием, стала статья в «Литературной газете» о том, что если в коллективе-де несчастен один человек, то и весь коллектив несчастен. Эта, прямо скажем, не самая умная мысль все-таки свидетельствовала о гуманизации общества: стали обращать внимание на чувства одного отдельно взятого человека, который, оказывается, может быть несчастлив в безоблачно счастливом государстве.

Инин хотел создать достоверное произведение — он отправился в общежитие московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе. После общения с его обитателями сценарист понял: проблему он почувствовал правильно. В его записной книжке оказалось много человеческих историй, из которых вскоре и родилось готовое произведение.

Главное — достоверность

Чтобы общежитие было «окончательно» женским, Инин перенес действие в «общественное жилье» ткацкой фабрики. Главной героиней Инин вывел Веру Голубеву, работницу предприятия, у которой нет семьи. Зато есть необычное хобби: она абсолютно выдающаяся сваха, добрая волшебница из сказки, которая как будто по мановению волшебной палочки устраивает судьбы соседок. Образ обаятельной «устроительницы судеб» совершенно не соответствовал советским представлениям о представительницах этой «неофициальной» профессии: они виделись эдакими непривлекательного вида знахарками.

Образ коменданта стал также плодом фантазии сценариста. В реальности «глава» общежития был вульгарным и развратным человеком, которым сам «устраивал» личную жизнь работниц: у него росло несколько непризнанных внебрачных детей от них.

Работа Инина стала одной из победительниц конкурса киносценариев.

Фильм «Одиноким предоставляется общежитие» (1983)Забегая вперед, скажем: после выхода картины ее создателей буквально завалили письмами обиженных женщин — в СССР заявление женщины о том, что она хочет найти спутника жизни, почему-то считалось поступком «негордой» гражданки. А все граждане Советского Союза должны были быть очень и очень гордыми. Тем не менее «больную» тему подхватили: в 1986 году вышел фильм «Одинокая женщина желает познакомиться». Его героиня вывесила на улице объявление, в котором были слова, ставшие названием картины.

Экранизировать сценарий взялся Самсон Самсонов, весьма успешный советский постановщик, работавший в разных жанрах.

В качестве исполнительницы роли Веры Инину виделась исключительно Гундарева, которая уже сыграла «теплую и уютную» женщину в фильме «Однажды двадцать лет спустя». Но съемочная группа настаивала на кандидатуре Елены Драпеко. На пробах Драпеко «проиграла» Гундаревой вчистую. И сама легко признала свое поражение: Москва не знала актрисы лучше Гундаревой.

Но и для Драпеко нашлась роль — непутевой блондинки Ниночки, которую Вера очень удачно выдала замуж за армянина. Его сыграл великий армянский актер Фрунзик Мкртчян. Чтобы показать, что у супруга Нины, злившегося на нее за то, что она не умеет готовить, дом — полная чаша, для Драпеко искали шикарный наряд по всей столице. Еле с миру по нитке собрали золотистый комбинезон, шапку из лебяжьего пуха, пушистую шубку.

Александра Михайлова на роль коменданта Виктора Фролова взяли без проб. Ему в роль отставного «морского волка» и вживаться не пришлось: до начала работы в кино Александр работал учеником моториста и ходил в плавания по Охотскому, Берингову и Японскому морям. Он предложил для пущей суровости «украсить» своего героя шрамом во всю щеку.

Тамара Семина в картине исполнила роль озлобленной и несчастной воспитательницы. Как ни странно, актриса была рада, когда ей предложили изобразить такой необаятельный персонаж. После роли Анфисы в «Вечном зове» ей стали присылать роли исключительно каких-то «бронзовых женщин». А тут — живой, хоть и плохой, человек.

Основные декорации для съемок фильма «Одиноким предоставляется общежитие» выстроили в павильонах «Мосфильма». На киностудии воссоздали комнаты работниц, кабинеты руководства, кухню. Часть сцен снимали на настоящей ткацкой фабрике в Иваново. Некоторые эпизоды были созданы на стройке оного из зданий Московского института химической физики.

Проклятые фильмом

Создатели картины отмечали необыкновенную органичность Гундаревой в роли Веры, которая в конце фильма после долгой вражды нашла свое счастье в лице сурового коменданта. Да, Наталья Георгиевна была великой актрисой, способной изобразить что угодно. Но женщину, которая уже не верит в возможность личного счастья, она сыграла так убедительно благодаря тому, что к моменту начала съемок у нее за плечами остались два неудачных брака. И она не верила в то, что нечто хорошее ее ждет впереди. В 1986-м Гундарева встретила своего мужчину — актера Михаила Филиппова, с которым жила счастливо до своей смерти. Детей у Натальи Георгиевны не было.

Интересно, что из актрис, сыгравших в фильме, только Татьяна Божок, исполнившая роль Маши, которой хронически не везет любви, счастливая жена и мать. Правда, из кино она ушла.

Татьяна Агафонова (Лиза) никогда не была замужем и детей не имеет. Она также уже не снимается и занимается организаторской деятельностью.

Елена Майорова (Ира) была замужем за успешным художником, но влюбилась в молодого актера. И, не дожив до сорока, ушла из жизни — по слухам, добровольно. Детей у нее не было.

Тамара Семина — также бездетная — ушла из кино, чтобы ухаживать за больным мужем.

Так что сегодня можно говорить о своего рода проклятии картины «Одиноким предоставляется общежитие».

Несмотря на возмущение «гордых» женщин, в 1984-м картину посмотрели более 23 миллионов зрителей. В том же году читатели журнала «Советский экран» признали Наталью Гундареву лучшей актрисой.

Мария КОНЮКОВА

ГЕНИЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Согласно сценарию, герой Фрунзика Мкртчяна не армянин, а грузин. Но актер — гений импровизации — изобрел образ Вартана. Мкртчяну же принадлежит знаменитая фраза: «Опять яичница! Утром — яичница, днем — яичница, вечером — яичница, а ночью — омлет. Скоро я буду кудахтать, как цыпленок».

  Рубрика: Искусство и телевидение 404 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:1,302 сек. Потребление памяти:11.65 mb