Белогвардейцы тоже люди!

Автор: Maks Ноя 2, 2022

1 ноября 1976 года, незадолго до пятьдесят девятой годовщины Великой Октябрьской революции на советские телеэкраны вышел фильм режиссера Владимира Басова «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Уже первые две серии, показанные в первый день ноября, произвели настоящий фурор: в нем советские зрители увидели других белогвардейцев.

Потом трехсерийную картину показали еще раз в 1980 году. После чего она легла «на полку» на долгие шесть лет. Метания советских цензоров, которым трудно было «пропустить» подобное кино, вполне объяснимы: в фильме, как и в книге, белогвардейцы показаны в непривычном для отечественного зрителя свете — не комичными придурками, а интеллигентными людьми, которые болеют за Родину, но вынуждены отступить перед большевистским напором.

Рыба на безрыбье

Пьесу «Дни Турбиных» полуопальный Михаил Булгаков еще в 1925 году написал как переложение для театра своего романа «Белая гвардия».

В 1926 пьесу поставили во МХАТе. Ее тут же стали критиковать за романтизацию белого движения. И уже, было, сняли с постановки. Но тут вмешался Сталин, который, согласно легенде, смотрел спектакль пятнадцать раз. Отец народов написал в одном из писем: «Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже «Дни Турбиных» — рыба. Что касается собственно пьесы „Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда.

Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма».

В общем, в тот момент Булгакову повезло.

В конце 1930-х годов во МХАТе постановку «Дней Турбиных» увидел московский школьник Владимир Басов, будущий режиссер. Это было одно из самых ярких впечатлений его юности: «»Дни Турбиных» — моя давняя страсть. Может быть, потому что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки…»

Успешный режиссер

Басов родился в 1923 году. Из его одногодков, попавших на фронт, домой вернулись всего три процента. В конце войны, уцелев в боях за Берлин, Владимир Павлович решил не оставаться в армии, а реализовать свою мечту — стать кинорежиссером.

В 1976 году количество его режиссерских работ приближалось к двум десяткам. В их числе — и по сей день любимый советскими людьми четырехсерийный фильм «Щит и меч» (1968).

В середине 1970-х Басов понял: его репутация талантливого и благонадежного постановщика позволит ему претворить в жизнь давнюю мечту — экранизировать «Дни Турбиных».

Надо сказать, что до Владимира Павловича эту пьесу хотели поставить два режиссера, но обоим отказали: не хотели, чтобы кто-то «романтизировал белогвардейщину».

Но, к великому удивлению постановщика, в 1975 году он получил разрешение на съемки картины. Вот как об этом рассказала его жена актриса Валентина Титова, которую Басов снял в «Днях Турбиных» в роли Елены: «Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных»». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками».

В рекордные сроки

Дни ТурбиныхСценарий режиссер написал сам: за годы работы отлично научился обходить ловушки, которые ставила советская цензура.

Со съемками Владимир Павлович очень спешил: не только его супруга, но и он сам очень боялся, что начальство передумает и закроет картину.

«Дни Турбиных» снимали в Киеве, родном городе Михаила Булгакова. Работа над картиной заняла всего два с половиной месяца. Из-за спешки Басов свел к минимуму количество натурных съемок. И батальные сцены практически исключил из сценария: все действие картины проходит практически в одном помещении, как будто это не телефильм, а спектакль. Тем не менее от такого скудного антуража фильм нисколько не проиграл.

Главной причиной тому стал актерский состав. Единственную серьезную женскую роль режиссер отдал своей жене — красавице Валентине Титовой. Она отлично справилась с грустным и лиричным образом Елены Тальберг. Андрей Мягков (пользовавшийся уже в то время после «Братьев Карамазовых» и «Иронии судьбы» невероятной популярностью) сыграл полковника Алексея Турбина, Олег Басилашвили исполнил роль мужа Елены, Владимир Самойлов «изобразил» гетмана Скоропадского. Себе Басов отвел «партию» штабс-капитана Мышлаевского. Звезду фильма «В бой идут одни старики» Сергея Иванова на роль Лариосика Басов одобрил, едва увидев.

Все участники съемочной группы отмечали необыкновенный творческий и эмоциональный подъем, который они ощущали на протяжении всей работы над картиной. Конечно, вдохновителем такой атмосферы был Владимир Басов: задав очень высокий темп съемок, он понимал, что любое проявление недоброжелательства, любые склоки и дрязги могут создать губительную для съемок задержку.

Интересно, что Титова в момент съемок была старше своей героини на десять лет. И пребывала в процессе расставания с Басовым, с которым она в общей сложности прожила четырнадцать лет. В браке родилось двое детей: сын и дочь. Владимир Павлович все равно отдал роль «почти бывшей» супруге, несмотря на крайнюю напряженность отношений между ними. Причиной проблем в семейной жизни стал алкоголизм Басова. Очень волевой человек, он умел «завязывать», когда того требовали съемки. Зато после их окончания удержу не знал.

Вот как Титова говорила про последние годы жизни с Владимиром Павловичем: «Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая… С того момента, как он запил, это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными. Наши знаменитые соседи Чулюкин, Таланкин — подтаскивали Владимира Павловича к двери и оставляли у порога… Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком».

После съемок «Дней Турбиных» Титова ушла от Басова к другому оператору Георгию Рербергу, к слову, тоже большому любителю выпить.

Мрачное угасание

Несмотря на успех картины, после «Дней Турбиных» Басов слег с инфарктом. Сказалось не только пьянство. Во время съемок этого фильма, очень лиричного, искреннего и полного дурных предчувствий, у режиссера случилась переоценка ценностей. Ему стало настолько тошно от царившей вокруг фальши, что он стал чуть ли не с ностальгией вспоминать войну: «Самое счастливое время для меня — фронт, потому что тогда в моей жизни был смысл, я понимал, для чего живу. К сожалению, после войны я это ощущение утратил».

К началу 1980-х Владимир Басов смог взять себя в руки. Он снял еще три фильма, впрочем, не самых успешных. И скончался в 1987 году от инсульта. Владимир Павлович успел еще раз увидеть по телевизору «Дни Турбиных».

Александр Басов, сын режиссера, считал причиной смерти отца контузию, которую он получил на войне. И не лечил, потому что все время и силы постановщика отнимало творчество.

Мария КОНЮНОВА

ДВА АРТИСТА НА ОДНУ РОЛЬ

Роль Леонида Шервинского, адъютанта гетмана Скоропадского, исполнил роскошный красавец Василий Лановой. Хотя Басов очень хотел, чтобы Шервинского сыграл более тонкий артист Олег Борисов, который отлично показал себя в большом количестве блестящих картин.

  Рубрика: Искусство и телевидение 151 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,213 сек. Потребление памяти:9.3 mb