Внук серпа и молотилки

Автор: Maks Окт 6, 2022

Не будет преувеличением утверждать, что самым главным продуктом питания человечества до сих пор являются злаковые культуры: пшеница, рожь, рис. Большую часть истории земледелия сбор их зерен происходил вручную. Однако прогресс не стоял на месте, и на смену серпу и молотилке пришли механические жатки, а затем их заменил комбайн — машина, в одиночку воспроизводящая труд сотни хлеборобов.

Большинство современных людей имеет слабое представление о том, как убирают и заготавливают хлеб. Еще 100 лет назад кое-где колосья с зерном срезали серпом, укладывали в снопы и молотили цепами. Но вскоре их заменили машины.

Преподобный жнец

Первым, кто не просто задумался, а создал инструмент, облегчавший труд крестьян, был не инженер и не механик, а сельский священник Патрик Белл из шотландского округа Ангус. В 1828 году он создал жатвенную машину для сбора хлеба на ферме отца. Главной ее деталью была 12-лопастная катушка для перемещения колосьев к режущему ножу. В свою очередь, тот был сделан из треугольных возвратно-поступательных лезвий, расположенных над неподвижными треугольными лезвиями. По полотну стебли с зерном перемещались валками, которые двигались вместе с колесами машины. А всю конструкцию толкали вперед лошади или быки.

Преподобный Белл не преследовал коммерческих целей и не патентовал свое устройство. Он считал, что его изобретение должно принадлежать всем людям, чтобы облегчить их труд. Зато американский изобретатель Уильям Мэннинг был не столь благороден и 3 мая 1831 года получил патент в США на жатвенный механизм. Возможно, идею механической уборки зерна он подсмотрел у Стивена Лэйна, который еще в 1828 году заявил патент на сложную комбинированную уборочную машину. Она одновременно срезала колосья, обмолачивала их и очищала зерно от шелухи. Но в реальности это устройство так и не было построено, и патент Лэйн не получил.

В 1833 году изобретатель Обед Хасси из Огайо запатентовал механическую жатку со своим именем. Его устройство, которое толкали по полю две лошади, управлялось двумя операторами. Один правил лошадьми, другой следил за самой жаткой. Жатка Хасси заменяла десятки жнецов, а после ее прохождения на поле оставалась ровная и чистая поверхность.

Еще одна механическая жатка была придумана Робертом Маккормиком из штата Вирджиния. Но ряд недостатков машины заставил Роберта бросить ее усовершенствование. Зато его сын Сайрус довел жатку до ума и в 1834 году получил патент на сельскохозяйственное орудие на конной тяге для срезания зерновых культур. Жатка Маккормика имела несколько элементов: а) раму основного колеса; б) платформу, содержащую резак с «пальцами», через которые перемещался нож; в) перегородку, отделяющую часть колоса для срезания. Вместе с братьями Маккормик начал массовое производство машин и создал компанию International Harvester Company. Претендуя на первенство, Сайрус Маккормик утверждал, что его жатка была создана еще в 1831 году, но Хасси с ним не согласился.

Несколько лет компании Маккормика и Хасси конкурировали друг с другом. Третьим игроком на рынке стал Хайрам Мур, который в 1834 году запатентовал свою зерноуборочную жатку. В 1835 году Мур построил полномасштабный вариант длиной 5,2 метра и шириной среза в 4,6 метра. В 1839 году одна жатка Мура за рабочую смену обработала 20 гектаров пшеницы.

Российский проект

Несмотря на прогресс науки, американские фермеры неохотно внедряли у себя новые механизмы. Во-первых, многим из них мешали религиозные предрассудки, ибо в Библии не раз встречается упоминание жнецов с серпами. А вот про механические жатки в Писании не было ни слова. Кроме того, внедрение механической жатки могло обесценить физический труд работников. Также поля часто имели неровности, были чем-то захламлены, что мешало убирать их механической жаткой. Ну и самый главный аргумент — жатки стоили хороших денег. Многие просто не могли их себе позволить.

Жатка ХассиНесмотря на широкую рекламу жатки Мура и Маккормика, фермеры предпочитали им жатку Хасси. Дело в том, что у последней был более качественный срез колосьев, что сказывалось на результатах сбора зерна. Когда в 1850 году Маккормик приобрел права на режущий механизм Хасси, то его компания выдала революционную модель, приближенную по принципам к комбайнам современного типа.

Несмотря на то что Россия до XX века была аграрной страной, изобретением подобных устройств царские механики, вроде Кузьмы Фролова или Ивана Кулибина, не занимались. Первое устройство такого рода было придумано лишь при Александре II. 4 января 1869 года «Земледельческая газета» опубликовала заметку: «Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя… Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием «Конная зерноуборка на корню»».

Мало того, что машина Власенко была в 20 раз эффективнее по сравнению с ручной уборкой хлеба, так она имела производительность в 4 раза выше, нежели американская жатка Маккормика. Казалось бы, вот она, революция в аграрном секторе, но царские чиновники не хотели перемен. Министр государственных имуществ генерал Зеленой наложил резолюцию на выпуск механической жатки под предлогом, что российские заводы не могут осилить выпуск сей машины. Впрочем, причина была в ином. Незадолго до этого крестьяне были освобождены от крепостного права и находились в прострации, ибо старые каноны жизни рухнули, а новые еще не появились. Появление подобной жатки, делающей труд крестьян бессмысленным, могло инициировать их бунт.

Америка нам поможет

В США тем временем устройства для зерноуборки с каждым годом становились все совершеннее. В 1875 году в американской прессе впервые появились заметки о калифорнийском «комбайне» Джона Петерсона, который был во многом схож с машиной Власенко. В 1890 году в США уже шесть компаний выпускали комбайны. По принципиальной схеме они были схожи с современными, но внешне были иными, так как выполнялись из дерева. Перемещение комбайна по полю осуществлялось на конной тяге, а механизмы приводились в движение с помощью передач от ходовых колес.

В 1889 году был создан комбайн с паровым двигателем. Это лишь увеличило немалые габариты сельхозтехники. В 1905 году компания Holt выпустила комбайн на паровом ходу мощностью 120 лошадиных сил с 11-метровым режущим аппаратом и отдельным вспомогательным паровым двигателем. В 1907 году Holt представила комбайн уже с двигателем внутреннего сгорания, а в 1913 году Holt привезла на Киевскую сельхозвыставку паровой комбайн на гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 метра) захватом режущего механизма. Комбайн прошел обкатку на Акимовской машиноиспытательной станции, где показал хорошие результаты. Но попасть на российские поля американские машины не успели — началась Первая мировая война.

Вновь к комбайну в России вернулись уже большевики. В период с 1929-го по 1931 год СССР импортировал из США десятки машин. А уже в 1930 году запорожский завод «Коммунар», скопировав американский комбайн «Холт-Катерпиллер», выпустил первые 347 советских машин. Интересно, что советские комбайны, как и американские, ехали не сами, а тянули их по полю трактора. Двигатели внутреннего сгорания лишь обеспечивали работу зерноуборочных механизмов.

В 1931 году Ростовский завод сельхозмашин стал выпускать комбайн «Сталинец», а в 1932 году Саратовский завод имени Шеболдаева — комбайн «СКЗ». Правда, для уборки влажного хлеба эти машины не годились, и в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского выпустил комбайн конструкции советских инженеров Юрия Анвельта и Михаила Григорьева — СКАГ-5А. В уборочную кампанию 1937 года в СССР насчитывалось уже 120 тысяч комбайнов, собиравших 39,2% зерновых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25% при использовании лобогреек — механических жаток начального уровня.

После войны, в 1947 году в СССР были выпущены самоходные комбайны С-4, в 1956 году — СК-3, в 1962 году -СК-4, а в 1969 году — СКД-5 «Сибиряк». В 1970 году завод «Ростсельмаш» выпустил комбайн СК-5 «Нива», а Таганрогский комбайновый завод -комбайн CK-6-II «Колос». При этом каждая модель была все более совершенной.

Современные комбайны наряду с функцией обмолота зерна обладают выравнивающей системой для склонов, скоростной разгрузкой и лучшей производительностью. Также в кабине создан комфорт для комбайнера: датчик урожайности, кондиционер, создание карт урожайности, «автопилот» и другие.

Прохор ЕЖОВ

  Рубрика: Люди и вещи 135 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,211 сек. Потребление памяти:9.29 mb