Волшебство ручной работы

Автор: Maks Ноя 1, 2019

Многие сегодня и не подозревают, что подлинное кружево — это ажурная ткань, выполненная исключительно руками человека. Все потому что машины сделали кружево доступным любому, а их цена весьма демократична. Но истинное кружево, созданное мастерицами Фландрии, Брюсселя, Вологды и Балахны, по-прежнему в цене.

Мода приходит и уходит, но она не властна над истинной красотой. Сегодня, как и пять веков назад, ручные ажурные кружева удивляют людей, видящих их впервые. Фантастические цветы, вплетенные в композицию узора, будто рождены фонтаном искр, слетевших с волшебной палочки. Обратная сторона красоты — дни и годы мастериц, похищенные у них хитросплетением рукодельной паутины.

Усердные монашки

Макраме, кроше, канва и плетение — все эта виды творчества в какой-то степени можно считать видами кружева. Но подлинное кружево создается посредством переплетения нитей, намотанных на крючки или коклюшки.

Изначально кружевные орнаменты появились в Италии в конце XV века. Отсюда их стали развозить по всей Европе. Украсить костюм кружевом означало показать всем свою состоятельность и респектабельность. Спустя сто лет более искусные кружева появляются сразу в двух местах Европы — в Южных Нидерландах, которые являлись в ту эпоху передовым в экономическом и культурном плане развитым регионом Европы, а также во Фландрии и в соседнем с ней Брабанте. И если нидерландское кружево со временем почти исчезло, то бельгийское (разновидностей которого — более десятка) до сих пор украшает витрины брендовых магазинов. Одна беда — цена высокая. Впрочем, ручное кружево никогда не было дешевым.

В XVI веке, когда здесь начиналось производство кружевных изделий, все было иначе. Этот вид деятельности избрали для своих воспитанниц настоятельницы ордена Сестер Пресвятой Девы Марии. Они учили этому искусству девушек из бедных семей, чтобы помочь им избежать грехопадения и дать им возможность заработать какие-то деньги.

Фламандское кружево, снискавшее репутацию удивительной тонкости, создавалось из льна, выращенного на равнинах Брабанта. Нити для него плелись в полутемных подвалах, где было сыро и влажно. Именно влажная кудель давала тонкую, эластичную и почти невидимую нить. В большинстве своем над ее созданием работали юные воспитанницы монастырей, почти еще девочки, ибо для такой работы годились лишь нежные и чувствительные пальцы.

Первые фламандские кружева в XVI веке появились в лавках Брюгге в противовес дорогим итальянским. Это было то самое кружево из католических монастырей, получившее название кружево Брюгге. Оно отличается большим числом цветочных узоров, «рассыпанных» по всему фону и сотканных из цельных и прерывистых петель. Узоры делаются отдельно друг от друга и позднее сшиваются в единый комплекс. Основу ткут из плетеных нитей, местами украшенных петлистыми кромками.

Обманка для англичан

Поначалу в Европе в моде было кружево с геометрическим узором, но в XVII веке появились гипюры, плетеные на коклюшках. Они имели более тонкий орнамент и были абсолютно лишены рельефа. Именно такое кружево родилось в XVII веке в валлонском городе Бенш. Оно так и называется кружево бенш. Орнамент его соткан тесным переплетением нитей, а фон представляет густую сетку узоров. Особой чертой кружева бенш считается узор фона, иначе называемый «снежный фон». Из названия уже понятно, что он напоминает мерцающие звездочки снежинок. Хотя кто-то утверждает, что из-за «снежности» кружево бенш отдает «холодом».

Неспециалисту трудно отличить кружево бенш от кружева из города Валансьена. Но эксперты знают, что кружева валансьен еще более легкие и тонкие, и все из-за того, что узоры создаются одновременно с фоном. По фактуре оно напоминает современные тюлевые ткани. Отличия кружева валансьен от бенша возникли после того, как 1677 году Людовик XIV захватил город и присоединил его к Франции. Естественно, что ремесла достались французам вместе с территорией и жителями. Изысканность французских аристократов, желавших более люксовые кружева, вынудила городских мастериц несколько изменить стиль.

Третий «близнец» кружев бенш и валаньсен — это кружево из города Мехелен (по-французски — Малин). Для кружева малин характерны густой узорный фон и орнамент типа рокайль, созданный плотным плетением нитей. Отличие малин от бенша и валансьена заключается как раз в рельефном контуре, образованном блестящей льняной нитью по краю орнамента. Во второй половине XVIII века кружево малин, в угоду моде, стало прозрачнее и воздушнее. Оригинальный цветочный орнамент кружева будто парит на фоне тюля с мелкими круглыми ячейками.

Кружево англетерВо второй половине XVII века парламент Англии принял закон, запрещавший ввоз фламандских кружев. Все из-за того, что английские мастерицы не могли создать продукта, способного выдержать конкуренцию. Из-за этого английское производство кружева влачило жалкое существование, и парламентарии решили ему помочь. Но бельгийцам не хотелось терять рынок сбыта. Также в этом товарообороте были заинтересованы продавцы и перевозчики фламандских кружев. И тогда был найден гениальный выход. Кружево, плетенное в Брюсселе, стали официально называть англетер. После того как оно контрабандой попадало на Туманный Альбион, эта марка снимала все вопросы. Так брюссельское кружево получило имя англетер. Оно характеризируется многообразием орнаментов и технических приемов. Расположенный на фоне тюля сложный узор часто плетется по частям. Позднее их собирают в единую композицию посредством тюлевых перемычек. Из-за этого англетер кажется смесью различных стилей, но специалисты знают, что они сплетены в единообразной технике.

Кружева, схожие с брюссельскими, плелись и в провинции Брабант, из-за чего получили название брабантских. По технике они не отличались от брюссельского кружева, но из-за качества нити были куда грубее. Кроме того, орнамент у брабантского кружева из-за менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный.

В 1830-х годах появился машинный тюль, который едва не «убил» ручное плетение кружев. Правда, вместе с ценой упало и художественное качество, ибо, несмотря на богатый орнамент, кружево на машинном тюле ткали не из льняных, а из хлопчатобумажных нитей. Из-за чего оно утратило мягкость, легкость и эластичность.

Русский вариант

После того, как Европа в XVI веке «заболела» кружевом, его стали привозить и в Московское царство. Однако, в отличие от католиков, в православных монастырях плетение кружев не прижилось. Русская школа кружевоплетения появилась благодаря стараниям энтузиастов, считавших, что и в России возможно плести качественные кружева. Исторически в России выделились две школы кружевоплетения: Вологодская и Балахнинская.

В 1820-х годах неподалеку от Вологды некоторые помещики стали пробовать учить крепостных девиц технике плетения кружева. За образец брали все тот же фламандский орнамент. Так кружевное производство зародилось в селе Ковырино, в трех верстах от Вологды в имении помещицы Засецкой. Со временем вологодские мастерицы научились плести тончайшее кружево для украшения платьев, подражая европейским орнаментам. К 1893 году плетением кружев в Вологодской губернии зарабатывали уже 4000 мастериц, а в 1912 году их было уже 40 000. В 1928 году в Вологде была основана профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1930-е годы в орнаменты вологодского кружева вошли советские мотивы.

Вологодские кружева не раз выигрывали высшие награды на мировых выставках: в 1925 году золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, в 1937 году — Гран-при в Париже, в 1958 году-золотую медаль в Брюсселе. Там же, на выставке в Брюсселе, высшей наградой Гран-при был отмечен кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

Другим кружевным центром России является город Балахна, близ Нижнего Новгорода. Здесь кружево создавалось из шелковых и хлопчатобумажных нитей, реже — из льняных. Применялись нитки белого, черного и золотистокремового цветов. Визитной карточкой балахнинского кружева считаются композиции из цветов и листьев, плодов фаната, гроздьев винограда — узоров, служивших символами любви и счастливой семейной жизни. Ну, и конечно же, знаменитая «балахонская роза». Балахнинское кружево продавали на Макарьевской и затем Нижегородской ярмарках, откуда оно расходилось по всей России. Причем эти кружева были доступны не только дворянам и купцам, но и мещанам и крестьянам. В настоящее время коклюшечный промысел в Балахне существует, но только как любительское рукоделие.

Алексей АНИКИН



,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,161 сек. Потребление памяти:8.71 mb