Задолго до Илона Маска

Автор: Maks Ноя 11, 2021

Распад Советского Союза поставил крест на множестве перспективнейших проектов. Не пережила разрушения страны и «Энергия», ракета-носитель, созданная в конце 1980-х в одноименном НПО. А ведь двухступенчатый космический грузовик сверхтяжелого класса до сих пор остается лучшим из того, что было спроектировано в рамках космических программ не только СССР, но и во всем мире.

Необходимость создания ракет большой грузоподъемности была осознана Королевым еще во время полета Гагарина. Уже в 1961 году он начал разработку отдельных элементов такого корабля. Спустя год проектированию ракеты Н-1 был дан старт.

«Э» — значит ракета

Сначала тяжелой ракетой в рамках лунной программы СССР занимался Василий Мишин, главный конструктор ОКБ-1 (будущего НПО «Энергия»). В 1974 году задание передали Валентину Глушко. У нового главного конструктора были свои взгляды на устройство тяжелой ракеты. Работы по НР-1 свернули, и в 1976 году началось проектирование ракеты-носителя (PH) «Энергия».

Ракета, задуманная Глушко еще при жизни Королева, выполнялась по двухступенчатой пакетной схеме. Четыре блока первой ступени снабжались двигателями РД-170, по сей день не имеющими аналогов в мире, и располагались вокруг центрального блока второй ступени, укомплектованной двигателями РД-120. К боковой поверхности блока второй ступени крепилась и полезная нагрузка. Особенностью разрабатываемой ракеты-носителя стал блочно-модульный принцип компоновки, позволяющий, словно из детского конструктора, создавать носители разной грузоподъемности, в зависимости от поставленной задачи.

По инициативе Глушко впервые в СССР в ракете было использовано криогенное топливо. PH проектировалась как частично многоразовая. Дорогостоящие двигатели РД-170 должны были приземляться на парашютах и использоваться несколько раз. «Энергия» могла доставлять на орбиту либо контейнер с грузом, либо многоразовый же орбитальный корабль «Буран».

Советскими конструкторами предусматривались по крайней мере три модификации «Энергии» в дополнение к базовой модели: «Энергия-М», «Энергия II» и «Вулкан». «Энергия-М» — самая облегченная из версий, с двумя блоками первой ступени вместо четырех. Ее грузоподъемность не превышала 35 тонн, в то время как базовая комплектация была способна выводить на орбиту грузы весом до 100 тонн. «Энергия II» (Ураган) проектировалась как полностью многоразовая. На землю возвращались не только боковые блоки, но и центральный, который планировал и садился на обычном аэродроме. Самой тяжелой модификацией должна была стать «Энергия-Вулкан» (Геркулес). Используя восемь боковых блоков, это ракета была способна выводить на орбиту от 175 до 200 тонн груза. Именно «Вулкан» готовили для полетов к Луне и Марсу.

«Буран» и «Скиф»

Ракета-носитель «Энергия» перед стартомПроизводство частей разработанной ракеты осуществлялось в Куйбышеве и Харькове. Готовые блоки перевозились по воде и по воздуху специальными большегрузными самолетами. В 1984 году на Байконуре, в монтажно-испытательном корпусе, на площадке 112 началась сборка и подготовка к пуску. К этому моменту ученые и инженеры провели более шести тысяч испытаний различных отдельных механизмов ракеты-носителя и создали пять ее полноразмерных копий.

15 мая 1987 года состоялся первый запуск «Энергии». Челнок «Буран», главный на тот момент пассажир «космической лошадки», еще не был готов, поэтому руководство приняло решение: в качестве выводимого на орбиту груза использовать боевую орбитальную платформу «Скиф».

В 1983 году президент Рейган сообщил всему миру о том, что США собираются реализовывать военно-космическую программу СОИ. СССР не мог не ответить. В противном случае страна попадала в крайне уязвимое положение.

Станция «Скиф» представляла собой большой орбитальный аппарат с газодинамической лазерной установкой, предназначенной для уничтожения космических аппаратов противника и взлетающих баллистических ракет.

Впрочем, к маю 1987 года со «Скифом» тоже не успевали, поэтому к центральному блоку ракеты-носителя крепился 80-тонный массогабаритный макет боевой платформы. Для СМИ, в целях конспирации, его назвали спутником «Полюс».

С двигателями ненастоящего «Скифа» произошел сбой, и объект был потерян, зато «Энергия» отработала на все сто.

Следующий запуск, произведенный 15 ноября 1988 года, стал настоящим триумфом советской школы ракетостроения. Космический корабль многоразового использования «Буран» был успешно выведен на орбиту. Челнок в автоматическом режиме сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур. Причем приземление прошло настолько ювелирно, что отклонение не составило и одного метра.

Появление носителя такого класса открывало перед космической отраслью СССР сногсшибательные перспективы. Инженеры советской космонавтики праздновали победу, но радость их была совсем недолгой.

Как убить Левиафана?

В 1987 году генеральному конструктору Глушко казалось, что «перестройка» и «энергия» — однокоренные слова. На самом деле жизнь обернулась совсем другим боком. Процессы разрушения Советского Союза были запущены, и смертоносный вирус проник в организм гиганта.

Всего через два года после триумфального запуска челнока работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году закрылась и сама программа. Хотя есть информация, что ничьей визы на официальном документе нет. Ни у кого из совета главных конструкторов не поднялась рука расписаться под приговором самому успешному космическому проекту СССР.

Впрочем, много ли значит подпись на листе бумаги по сравнению с отключением от источников финансирования? Два полета, совершенные PH «Энергия» в 1987 и 1988 годах, остались первыми и последними. Больше тяжелая ракета в космос не поднималась.

К моменту окончательного закрытия проекта в разных субъектах бывшего СССР имелось как минимум пять «Энергий» на разных стадиях готовности. Две ракеты в незаправленном состоянии хранились на Байконуре и считались собственностью Казахстана. В 2002 году они были уничтожены вместе с побывавшим на орбите «Бураном» при обрушении кровли монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Еще три ракеты находились на стапелях НПО «Энергия». Со временем останки корпусов несостоявшихся ракет были либо разрезаны, либо просто выброшены на задний двор предприятия, где, вероятно, и находятся по сей день.

Новые жемчужины в новой короне

Несмотря на свое бесславное завершение, проект «Энергия-Буран» все-таки оставил чрезвычайно важное наследство: совершенно уникальный, самый мощный в истории космонавтики жидкостный двигатель РД-170 остается востребованным техническим изделием и сейчас. Под обозначением РД-171 он используется в первой ступени ракеты-носителя «Зенит», а в несколько измененном виде — в отечественной «Ангаре» и американском «Атласе-5».

Сегодня, когда Россия активно возвращается в космос, опять возникает острая нужда в ракете-носителе большой грузоподъемности. В 2016 году СМИ сообщили, что корпорации «Роскосмос» и «Энергия» приступили к созданию новой ракеты сверхтяжелого класса: «Енисей». Первый запуск аппарата планируется произвести в 2028 году.

Разработчики намерены опираться на опыт PH «Энергия», но будут избегать прямого копирования. И, видимо, это самый оптимальный путь. Воссоздавать «Энергию» слишком сложно, дорого и, наверное, бессмысленно, ведь поменялись кооперативные связи, изменилась производственная база, возникли новые технологии. Стоит ли пытаться дважды войти в одну и ту же реку, если есть шанс сделать корабль, способный переплыть море, а, может, и океан?..

Эдуард ШАУРОВ

ГЛАСНОСТЬ ПО-ОРБИТАЛЬНОМУ

Перед первым запуском новой ракеты-носителя, фигурировавшей в документах как «11К25», Байконур посетил Горбачев. Именно во время этого визита генеральный конструктор проекта Валентин Глушко предложил назвать аппарат «Энергией». Ему казалось, что это созвучно с лозунгами объявленной «перестройки».

  Рубрика: Назад в СССР 391 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:7,007 сек. Потребление памяти:9.66 mb