Страсти по Пинк Флойд

Автор: Maks Окт 13, 2019

В конце 80-х годов прошлого века, когда в СССР полным ходом шла перестройка, сквозь прохудившийся железный занавес в страну стали просачиваться иностранные знаменитости — от политиков до музыкантов.

В 1988 году в Москву почти инкогнито приехала знаменитая группа «Пинк Флойд», до того запрещенная в Стране Советов.

Приезд «Пинк Флойд» организовали Объединенный штаб космических сил СССР при посредничестве «Внешторгрекламы», а также европейская кампания West Ost Contact. Поклонники легендарной группы, прознавшие о ее приезде, ликовали. Однако у музыкантов была совсем другая задача — записать на Байконуре звук взлетающей ракеты, а также передать советско-французскому экипажу пластинку своих песен. Первый же полноценный концерт «Пинк Флойд» состоялся в СССР в июне 1989 года.

Группа из черного списка

Как известно, в СССР рок-музыка считалась проявлением враждебной западной культуры, и советская власть боролась с ней на уровне официальной пропаганды, боролась, правда, не слишком успешно: западная музыка распространялась в СССР подпольным и полулегальным способом как минимум с 1960-х годов. Комсомольцы да и коммунисты тоже с удовольствием слушали эту музыку тайком у себя дома. Даже профессиональные борцы с западным влиянием из КГБ СССР хранили дома записи официально не одобряемых групп. Когда же после ослабления цензуры все всплыло наружу, то оказалось, что рок-музыка в СССР более популярна, чем многие произведения советской эстрады.


Говорят, что еще в середине 1980-х на столах у администраторов дискотек по всей стране все еще лежал знаменитый список зарубежных музыкальных ансамблей и исполнителей, в творчестве которых, как говорилось, «содержатся идейно и нравственно вредные произведения». К примеру, группа «Пинк Флойд» значилась в этом списке под номером 44 с формулировкой «за извращение внешней политики СССР». Под запрет музыканты попали за строчку «Брежнев взял Афганистан» в песне Get Your Filthy Hands Off My Desert («Убери свои грязные руки от моей пустыни/от моего десерта») с последнего альбома, записанного при участии Роджера Уотерса, позднее покинувшего группу.

У комсомольских дружинников в ходу тогда была поговорка: «Тех, кто слушает «Пинк Флойд», — гнать поганою метлой». И вдруг все переменилось: на одной из главных концертных площадок Москвы, в спорткомплексе «Олимпийский», 3 июня 1989 года должен был состояться концерт этой группы!

Но чтобы он прошел на высоком уровне, Госконцерту и дирекции «Олимпийского» пришлось изрядно потрудиться. Сотрудникам срочно выписали зарубежные командировки, чтобы они смогли посетить концерты «пинкфлойдовского» турне в других странах и воочию увидеть, что они собой представляют.

В качестве партнеров выбрали британскую продюсерскую фирму «Баруччи», агенты которой, прилетев в Москву, отправились изучать обстановку в «Олимпийском». Между тем исполкому Моссовета не понравился шумный прием группы в аэропорту, и депутаты попробовали было запретить концерты. Но это им не удалось.

Первым в Москву прилетел наш самый большой в мире военно-транспортный самолет «Руслан», нагруженный 140 тоннами аппаратуры. За ним прибыли и сами пинкфлойдовцы вместе со съемочной группой. Тем временем наши стройбатовцы, которых доставили в Москву из ближайших к столице гарнизонов, начали монтаж конструкций для будущего шоу.

Ажиотаж в «Олимпийском»

Концерт Пинк Флойд в МосквеПеред концертом, как водится, выпустили афиши, но поклонники и без того быстро узнали о приезде любимой группы.

Начался самый настоящий ажиотаж. Цена на билеты у спекулянтов доходила до 100 рублей при номинальной стоимости в 9-10! В городских театральных кассах билеты можно было найти лишь случайно и только на самые плохие места — на боковых трибунах, под потолком. В кассах «Олимпийского» заветные клочки бумаги продавали по предъявлении удостоверения ветерана Афганистана, и афганцы тут же сбывали их перекупщикам, в буквальном смысле слова не отходя от кассы. Цены доходили и до 200, и до 300 рублей за билет!

Улицы и лужайки в те дни были заполнены лежащими прямо на земле хиппи. Они приезжали из отдаленных регионов страны, по две недели добираясь до столицы автостопом. Собирали замусоленные рубли и копейки, чтобы отправить одного человека из всей группы на концерт, а потом потрогать его — живого человека, лицезревшего «Пинк Флойд».

Безбилетники просачивались в зал через подвалы и грузовые лифты, упрашивали контролеров, вымаливали себе лишние билетики. Те, кто сумел пробраться в зал за несколько часов до начала концерта, оставшееся время проводил на полу под сиденьями, чтобы не заметила охрана.

Группе «Пинк Флойд», безусловно, такое внимание поклонников очень льстило — как-никак они впервые выступали в стране, до того их запрещавшей. Хотя, посетив СССР в 1988 году, они уже знали, что в этой стране их музыку любят давно и трепетно. И конечно, пять концертов, которые они дали спустя год в СССР, были для них незабываемыми.

Хотя воспоминания, наверное, остались у каждого свои. Так, барабанщик группы Ник Мейсон потом написал: «Нашим местом проживания стал массивный отель на Красной площади. На каждом этаже там по-прежнему имелась уйма агентов КГБ, а также стояли самовары для обеспечения горячего чая. Ввиду плотности охраны и колоссальных размеров этого места нам потребовалось трое суток на выяснение того, где можно вечером найти выпивку, а утром — завтрак».

Свинья как символ надежды

Концерт был феерическим! Летала огромная надувная свинья, ставшая для группы «символом надежды и визитной карточкой», потолок пронизывали лазерные лучи, а на круглый экран проецировался сумасшедший пинкфлойдовский видеоарт. А музыка и чистый звук были таковы, что люди тихо сходили с ума от ощущения нереальности происходящего.

Один из тех, кто посетил концерт группы, вспоминал: «Рядом с нами стоял человек лет пятидесяти в потертой джинсе, с седыми волосами ниже плеч, с длинной седой бородой. Весь концерт он раскачивался и пел наизусть их песни — все четыре часа. По его щекам катились слезы. Казалось, что вот сейчас он выйдет из зала и умрет. Потому что он всю свою жизнь ждал этого часа и не верил, что он настанет».

После концерта самые упертые поклонники перекрыли дорогу автобусу с музыкантами, скандируя: «»Пинк Флойд», «Пинк Флойд»..» Ни водитель, ни милиционер не знали, что делать. Когда из автобуса вышел переводчик и спросил, почему они их не пропускают, народ хором закричал: «Мы хотим автографов!»

Поклонники собрали в кучу кто билеты, кто плакат, кто футболку, а кто даже паспорт — у кого что было — и протянули переводчику, который тут же скрылся в автобусе. Как вспоминал один из очевидцев, «минут через десять двери открылись, и переводчик просто выбросил все, что у него было в руках, прямо на мокрый асфальт. Можете представить, что тут началось! Если бы в часы пик, на станции метро, бросили в воздух пачку стодолларовых банкнот, эффект был бы меньше! Я чудом вырвал свою уже помятую открытку из чьих-то рук. На ней, как и на всех прочих предметах, вылетевших из автобуса, стоял автограф Гилмора (композитора, вокалиста, гитариста группы «Пинк Флойд» Дэвида Гилмора. — Прим. ред.). Пока народ чуть не до драки доказывал, кому принадлежит та или иная вещь, автобус быстренько отбыл».

По контракту концерты группы должны были завершиться 7 июня 1989 года. Но 4-го в Башкирии произошла железнодорожная катастрофа, и 5 июня было объявлено днем национального траура. Поэтому музыканты продлили срок гастролей, выступив еще и 8 июня.

Алика ДАНИЛОВА



,   Рубрика: Назад в СССР

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,221 сек. Потребление памяти:8.67 mb