Защитница чести

Автор: Maks Янв 28, 2022

Образ аристократа XVII-XIX веков немыслим без легкой изящной шпаги на боку. К этому оружию с тонким клинком и маленьким эфесом принято относиться как к чему-то несерьезному, скорее как к парадному украшению. Однако на самом деле это в определенной степени вершина эволюции клинкового оружия. И подчинялась шпага-дворянка далеко не каждому.

На вопрос «Чем сражался д’Артаньян?» большинство, не задумываясь, ответит: «Шпагой». И ошибется. Оружие мушкетеров из романов Александра Дюма правильнее называть ренессансной рапирой. Однако оружейная терминология настолько запуталась, что в современном русском языке длинный и тяжелый клинок, увенчанный сложным витым эфесом, именуется шпагой. А рапирой скорее назовут легкую и тонкую «иглу», зачастую граненую, практически не имеющую рубящих граней. Хотя это и есть самая настоящая шпага.

Выбор мастеров

На протяжении всего XVII века клинковое оружие в Европе становилось все легче и легче. Разумеется, тяжелые кавалерийские сабли и палаши никуда не делись. Но вот для повседневного ношения дворяне выбирали что-нибудь поудобнее. На это заметно влияло бурное развитие фехтовального искусства. Техника становилась все сложнее, движения — точнее и быстрее. Для новых подходов тяжелые ренессансные рапиры (некоторые удары наносились даже двуручным хватом) уже не годились.

Развивавшаяся круговая защита, предполагавшая быстрые и мелкие движения кисти, была возможна, только если в руке у бойца находилось нечто легкое и изящное. Поэтому клинок становился все уже, а эфес — меньше. Металлургия находилась уже на таком уровне, что даже тонкий клинок без труда выдерживал боевые нагрузки и не гнулся. Отсутствие размашистых рубящих ударов позволяло защитить кисть лишь скромным щитком с тонкой дужкой вдоль пальцев. Такой шпагой невозможно было парировать рубящий удар д’Артаньяновской рапиры или кирасирского палаша. Но зато атаки становились настолько быстрыми, что оппонент имел все шансы получить три дюйма стали в грудь на середине своего богатырского замаха.

Главными законодателями мод в фехтовании становились уже не испанцы и итальянцы, как было раньше, а французы. Одной из самых прославленных школ считалась Academied Armes, которой покровительствовали французские монархи от Карла IX до Людовика XIV. Мастера академии написали несколько трактатов, которые читали и по которым преподавали по всей Европе. Принципиальными постулатами было то, что главными факторами в бою должны быть правильность техники и точность движений. А не разнообразие приемов или простая подвижность. Ведь пропорционально тому, как росла скорость ведения боя, повышалась и цена ошибки. Чтобы нанести смертельный удар, достаточно было легкого выпада. Чуткая шпага реагировала на любой поворот кисти и даже на движения пальцев. Чтобы овладеть этим искусством, требовалось посвятить немало времени тренировкам. И доступно это было далеко не всем. Умение фехтовать «дворянкой» становилось дополнительным показателем социального статуса.

«Без повода не вынимай…»

Шпага-дворянкаК концу ХVII столетия в Европе оформились два типа шпаг: кавалерийская и пехотная. Первая была длиннее и тяжелее, клинок от 85 до 95 см, ширина у пяты до 4-4,5 см. Эфес оставался массивным, дужка, прикрывавшая пальцы, была достаточно толстой, чтобы на нее не страшно было принять удар. Вес достигал 1,3 кг. Их иногда даже относят к палашам.

Пехотная шпага стремилась к большей изящности и меньшим габаритам. Ей вполне хватало клинка длиной 80 см, а вес редко превышал 1 кг. Именно из этого типа развились гражданские шпаги, которые дворяне (значительная часть их, разумеется, была офицерами) носили при себе постоянно. Они-то и стали главным оружием для дуэлей. Как и раньше, клинки часто украшали надписями, выбитыми рядом с клеймом мастера-оружейника. Но на смену средневековым девизам типа IN-DIO-SPERAVI («Уповаю на Бога») или VIVE-LE-ROY («Да здравствует король») приходили изречения в духе: «Без повода меня не вынимай, не отстояв чести, не вкладывай».

В XVIII веке шпаги стали еще легче. При этом клинки, достигнув оптимальной формы, менялись мало. Разве что англичане упорно продолжали делать их более широкими, оставляя возможность рубить «по старинке». Основные изменения происходили с эфесом. Самой популярной формой щитка оставался простой круг, однако кузнецы научились превращать его в ажурное чудо, которое, несмотря на все прорези, продолжало защищать руку. В 1770-1780-е годы в моду вошла куртуазная вариация щитка в виде сердца. Несмотря на кажущуюся легкомысленность, она была популярна не только у светских франтов, но позднее даже закрепилась в армиях некоторых государств как уставная. Самой поздней вариацией можно считать щиток из двух частей, одна из которых сильно наклонена в сторону клинка. Рукоять обвивали серебряной проволокой или тонкой золотой лентой.

Против Наполеона

В Россию шпага пришла довольно поздно. В XVIII веке российские офицеры охотно заимствовали у западных «коллег» элементы снаряжения и вооружения. Но это происходило бессистемно — каждый носил то, что ему больше нравилось, и сражался тем, чем было более удобно. И чаще выбор все-таки делался в пользу более понятной и надежной сабли или тяжелого палаша. Шпаги были в ходу и как наградное оружие, но, опять-таки, они могли быть любых форм и видов.

Порядок в этой сфере решил навести педантичный император Павел I, который в 1798 году повелел, что всем кавалерийским и пехотным офицерам полагается носить шпаги исключительно высочайше утвержденного образца. Пехотная шпага имела плоский клинок с широким долом. Рукоять деревянная, оклеенная черной кожей и обмотанная витой проволокой. Общая длина 97 см, клинок — 86 см с шириной у пяты 3,2 см. За счет довольно массивного эфеса с двухчастным овальным щитком и дужкой, вес доходил до 1,3 кг. Кавалерийская шпага имела абсолютно такие же габариты и отличалась лишь формой навершия на эфесе, а также сердцевидным щитком.

Именно такими шпагами были вооружены офицеры русской армии в ходе Отечественной войны 1812 года и последующего зарубежного похода, увенчавшегося взятием Парижа, столицы фехтования. Но надолго павловские нововведения не закрепились. Уже в 1826 году пехотные офицеры перешли на более привычные сабли. А в 1833 году их примеру последовали и кавалеристы.

В XIX веке шпага и в Европе утратила боевой статус, превратившись в парадное или церемониальное оружие. Теперь их носили на поясе не только офицеры или аристократы, но и студенты, а также гражданские чиновники.

Виктор БАНЕВ

НАГРАДА СУВОРОВА

В коллекции Государственного мемориального музея Суворова хранится боевая шпага, которая сопровождала великого русского полководца на протяжении значительной части его карьеры. Настоящее боевое крещение Суворов получил в ходе Семилетней войны. Там он особенно отличился как талантливый командир и отчаянный храбрец при взятии небольшого городка Гольнау. В 1762 году он был замечен и получил чин полковника, а также награжден шпагой с выбитой на клинке надписью «Виват, Екатерина Великая! Богу! Отечеству!». Это было настоящее боевое оружие, практически не украшенное, лишь со слегка позолоченной рукоятью. Известно, что Суворов высоко ценил эту шпагу и по-особому относился к ней.

После смерти полководца оружие хранилось в семье его потомков, а затем попало в полковой музей Семеновского полка. В 1917 году, в сумятице революционных событий шпага пропала и считалась утраченной. Найти ее спустя тридцать лет смог военный историк Владимир Грусланов, позднее ставший директором музея Суворова. Для этого ему пришлось распутать настоящий детективный сюжет. Оказалось, что шпага Суворова хранилась в семье офицера-семеновца Алексея Георгиевского, погибшего во время Гражданской войны. А потом, вместе со многими другими реликвиями из полкового музея, оказалась в Главном гардеробе академических театров, среди бутафорского антуража. Там ее и отыскал Грусланов.

  Рубрика: История оружия 67 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,208 сек. Потребление памяти:9.01 mb