Простая история

Автор: Maks Фев 17, 2023

Сегодня трагикомедия «Суета сует», снятая режиссером Аллой Суриковой в 1979 году, выглядит ностальгически. Когда смотришь ее, одолевает тоска по времени стабильности, когда простой водевиль на «личную» тему собирал полные залы в кинотеатрах.

Алле Суриковой в 1979-м исполнилось тридцать девять лет. К тому моменту у Аллы Ильиничны были за спиной долгие годы поисков себя: она «примеряла» на себя и математику, и филологию, и режиссуру телевидения. Но в течение долгого времени удача поворачивалась к ней спиной.

И вот — наконец-то количество связей и репутация в кинематографической среде стали достаточными для того, чтобы, так сказать, встать за режиссерский пульт.

Долго ждала…

Сурикова решила экранизировать сценарий Эмиля Брагинского, давнего соавтора режиссера Эльдара Рязанова. Того самого Брагинского, который к тому моменту вместе с Эльдаром Александровичем создал сценарии к «Служебному роману» и «Иронии судьбы, или С легким паром!».

Незамысловатый водевиль о том, как «неудачно» развелись инспектор загса Марина Петровна и ее муж Борис Иванович, пришла в голову Брагинскому при не особо необычных обстоятельствах. Вот как он сам об этом рассказал: «Однажды мне пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В то время как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший большую часть зала.

«Сойдите с ковра», — изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и сразу же вернулась к поздравлениям… Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день…» Героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода…»

Зачем звезды?

Сурикова поначалу замахнулась — и неудачно — на двух суперзвезд советского кино. В главных ролях она хотела снять Олега Басилашвили и Людмилу Гурченко. Но Гурченко всячески демонстрировала отсутствие восторга. А Олег Валерьянович опоздал на пробы аж на два часа: в то же время он пробовался на роль Бузыкина в картине «Осенний марафон» Георгия Данелии.

В работе в фильме короля советской комедии актер был явно больше заинтересован. И показал это — Сурикова поняла: знаменитые артисты скорее пробуют ее, чем она — их. В конце концов в то время Алла Ильинична только нащупывала свой путь в кино. Надо сказать, нашла она его быстро: в более чем в двух десятках картин ее фильмографии нет ни одного произведения в серьезном жанре — одни комедии.

Сурикова решила выкинуть из головы идею поработать со звездами первой величины. После этого стало легче: режиссер сразу поняла, что Галина Польских отлично выглядит в образе работника загса. Но кто сыграет ее мужа Бориса Ивановича — Борюсика? Но сценарий сам подсказал режиссеру правильное решение. Сурикова рассказывала: «Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в загс и говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась посторонняя женщина».

Суета суетИ я мысленно подбирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными. Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, это было искренним. И я его вычисляла и вычислила…

Да, во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек, который ставил в Армении «На дне» Горького как режиссер. То есть в нем была та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право ему играть кого угодно, в любой стране».

Сценариста Брагинского поначалу привело в ужас предложение отдать роль главного героя пусть и гениальному, но армянскому артисту с характерной внешностью. Пришлось добавить диалог, который объяснил многое: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски!» — «Русский язык такой богатый, а я человек бедный…»

Идея пригласить в «Суету сует» ереванского лицедея оказалась гениальной: Мкртчян рядом с неудачливой разлучницей Лизой в исполнении Анны Варпаховской смотрелся более чем анекдотично.

Фрунзику очень понравилась хорошенькая Варпаховская. Именно поэтому он повел себя на съемочной площадке странно — в совершенно несвойственной ему манере. Мкртчян славился нелюбовью к дублям. Актер от Бога, он сразу понимал, как нужно играть. И нисколько не нуждался в многочисленных повторах одного и того же. Но когда дело дошло до поцелуев с «любовницей»…

Варпаховская вспоминала о том, как Мкртчян пробовал разные способы поцелуя перед камерой: «Я была молоденькой, хорошенькой, всего 25 лет. Пришла однажды на съемку, а режиссер и говорит:  «Будем снимать сцену, где твоя героиня и Борюсик целуются». Я смущалась жутко. Один дубль, второй, третий. Весь день меня мучили, а Мкртчян все недоволен, жалуется: «Да она целоваться по-настоящему не умеет!»

Эта сцена в фильм не вошла, и только потом я поняла: Фрунзик настаивал потому, что ему очень понравилось целоваться. Кстати, когда у меня только родился сын Леня, на экраны вышла «Суета сует». Я лежала в родильном отделении, а женщины из всех палат прибегали посмотреть, похож ли мой сын на Фрунзика Мкртчяна. Знаете, после премьеры молва нас сразу поженила. Мне еще долгое время передавали для него приветы, спрашивали, как он поживает, были уверены, что мы муж и жена».

Как ни странно, этот милый, но, в общем, проходной фильм затронул самые тонкие струны души армянского артиста. Первый раз — во время поцелуя с Варпаховской. Второй раз Фрунзик расчувствовался под конец съемок: ему стало очень жаль хорошую женщину Марину Петровну, муж которой так жестоко с ней поступил. В общем, во время работы над одной из последних сцен Мкртчян совершенно искренне расплакался.

Наталья Крачковская исполнила роль Варвары, секретаря Марины Петровны. Крачковскую, актрису, рожденную для комедии, часто приглашали в эпизоды. Артистка легко соглашалась. Играла быстро и прямо-таки ювелирно. И, довольная, покидала съемочную площадку. Суриковой так понравилось работать с Крачковской, что она стала считать Наталью Леонидовну своим талисманом. И задействовала ее, в общей сложности, в шести своих картинах.

Пятнадцать правок!

И вот этот, в общем, простой фильм дошел до худсовета — ничто не предвещало. Не Тарковский, суть творений которого не доходила до некоторых членов подобных комиссий, — все предельно очевидно. Тем не менее уважаемые члены худсовета выдвинули полтора десятка претензий.

Больше всего не понравилось, что Борис Иванович с Мариной Петровной ложатся спать валетом. Эту странную «эротическую» сцену Суриковой все же удалось отстоять…

Несмотря на претензии худсовета, «Суета сует» стала удачей для Аллы Суриковой. После этого ей стали доверять съемки высокобюджетных картин. Фильм в первую неделю проката посмотрели двадцать миллионов зрителей.

Сурикова кокетливо вспоминала об этой своей удаче: «За «Суету сует» я получила много красивой «посуды». Два огромных бокала красного хрусталя — приз за режиссуру на фестивале Молодость «Мосфильма»». И еще высокий металлический кубок без специального назначения — приз от прокатчиков (фильм шел очень успешно)».

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

СЧАСТЛИВЫЕ БУСЫ

Алла Сурикова, режиссер «Суеты сует», на роль Лизы-разлучницы собиралась пригласить Анну Варпаховскую. И решила: у этой героини должны быть бусы, раздражающие своим звоном. И обмолвилась о своей идее. Варпаховская заявила: — А у меня есть такие — с колокольчиками. И ее окончательно утвердили на роль.

  Рубрика: Искусство и телевидение 541 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,311 сек. Потребление памяти:9.67 mb