Эротика на экране

Автор: Maks Авг 26, 2022

Советская пропаганда ратовала за «чистоту нравов». В том числе и в кинематографе. Эротика и вообще темы, касающиеся интимных отношений, находились под строгим запретом. Тем не менее попытки протащить «западный разврат» в советское кино были. И каждая такая попытка вызывала нешуточный скандал…

При Сталине и Хрущеве увидеть голое женское тело на советском экране было практически невозможно. «Коммунистическая любовь» была высокодуховной и бесполой. Лишь при Брежневе железные обручи цензуры стали постепенно ослабляться. Чуть ли не первым советским фильмом, где показывали голых женщин, стал фильм «Андрей Рублев» (1966) режиссера Андрея Тарковского.

«Обнаженка» со смыслом

Эротические сцены в этом фильме имели глубокий символический смысл. Они должны были показать, как великий иконописец устоял перед мирскими соблазнами. Однако чиновники от Госкино этот философский посыл не оценили. Голые женщины плюс жестокое обращение с животными (а Тарковский в этом фильме по-настоящему сбрасывал с крыш лошадей и сжигал коров) определили судьбу этого фильма: его фактически положили на полку.

В полном объеме кинематографический шедевр Тарковского показали только при Горбачеве.

Режиссер Станислав Ростоцкий оказался более удачлив, нежели Андрей Тарковский. Ему удалось выпустить на большой экран свой фильм «А зори здесь тихие» (1972) со знаменитой эротической сценой в бане. Там героини фильма — девушки-зенитчицы — просто мылись. Однако столь смелую сцену чуть не зарубили чиновники. Да и актрисы поначалу категорически отказались сниматься голыми. Однако режиссер сумел убедить и тех, и других.

«Мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать», — объяснил свой замысел Ростоцкий.

И актрисы, и чиновники сочли эту мотивацию убедительной. Фильм вышел на экраны без купюр.

«Экипаж» без трусов

Фильм Андрей РублёвПо мере дряхления Брежнева и прогрессирующего упадка советской империи голые женщины постепенно начали заполонять советские киноэкраны.

Свои обнаженные прелести демонстрируют черноволосая красавица Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо» (1976), певица Людмила Сенчина в фильме «Вооружен и очень опасен» (1977), Наталья Андрейченко в «Сибириаде» (1978).

Но всех переплюнул фильм-катастрофа «Экипаж» (1979).

Режиссер этого фильма Александр Митта позиционировал свое творение как «энциклопедию всего того, чего в нашем кино не делалось: там были катастрофы, мелодрамы, немыслимые эффекты». Ну и конечно там, на западный манер, должна была быть и эротика.

Изобразить «интим» поручили мужественному Леониду Филатову и восхитительно юной (22 года) Александре Яковлевой. Съемку откровенных сцен для «Экипажа» на киностудии «Мосфильм» запомнили надолго. Вот что рассказывал сам Митта.

«Филатов был тверд:

-Я буду сниматься голый по пояс и в джинсах.

— Ты что, с ума сошел?

— Нет, меня закрой по пояс, а она пусть делает все, что хочет.

Саше Яковлевой, которая была фантастически хороша в то время, я сказал:

— Саша, мы снимаем любовную сцену, как полагается в западном фильме.

— Никаких проблем.

На словах, конечно, никаких проблем. Короче, раздеться до трусов Саше проблемы не составило. Я говорю:

-Нет, это не то. Это будет странно смотреться. Брижит Бардо снимается в обнаженном виде, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен.

— Нет, ни за что.

Укладываю. Филатов прикрыт, говорю Саше:

-Крупным планом рука Филатова идет по твоей голове, по твоей прекрасной шее, спине. Грудь он не трогает, хотя мы ее видим, а как доходит до ложбинки, все — камера «стоп», перерыв.

А сам любуюсь:

— Как фантастически освещено! Такой дивный контрастный свет на твою задницу, очень красивый силуэт!

И тут Шурка сломалась…»

И как же сломалась Шурка (то есть Александра Яковлева)? А вот как. Она согласилась снять трусы! И что тут началось…

Но дадим снова слово режиссеру Митте:

«…Как только она осталась без трусов — в нее как бес вселился! Видно, она мечтала, просто ждала оказаться в чем мать родила. Она стала скакать, как обезьяна. Бегала около кровати, укладывалась рядом, прыгала на Филатова, удержу не было. В самый кульминационный момент раздался дикий грохот. Мы оборачиваемся — осветитель упал, с лесов. Засмотрелся…»

«Вокруг голые бабы…»

Еще одним лидером советского кино по количеству и — что немаловажно — по качеству эротических сцен считается фильм «Агония» (1974-1981 годы, режиссер Элем Климов).

Фильм этот был посвящен личности Григория Распутина, известного своими сексуальными бесчинствами. Так что без «обнаженки» в этом фильме было никак не обойтись.

Изначально фильм «Агония» был просто напичкан эротическими сценами. Но тут возмутились престарелые чиновники Госкино. «Что за разврат?! Убрать!» — требовали они. Поэтому большую часть сцен пришлось вырезать. Вот что вспоминал актер Михаил Светин (в фильме он сыграл одного из мелких подручных Распутина): «Мой герой в фильме — забитый, но проворный человечек, всюду бегающий за Распутиным. Распутин кутит, а он — то есть я — под кроватью сидит, а потом вылезает из-под кровати, а вокруг голые бабы. У меня было много сцен с голыми женщинами. Эти съемки были очень смешные. Киногруппа не могла выгнать лишних людей с площадки на «Мосфильме», потому что в то время показ обнаженных натурщиц — диковинка! Режиссер нервничал, требовал разогнать зевак, а они все лезли смотреть… Правда, потом сцены с голыми женщинами и все откровенные эпизоды убрали. Одну сцену в бане мы вообще недосняли…»

Увы! Даже в таком «урезанном» виде фильм показался властям слишком уж откровенным. Его положили на полку. Лента смогла выйти на экраны только с приходом к власти Горбачева — в 1985 году.

Жизнь в горьком шоколаде

Конечно, «рекордсменом» по скабрезным сценам был перестроечный кинематограф. Некоторые фильмы, вышедшие на экраны СССР в конце 1980-х годов, произвели «эффект разорвавшейся бомбы». Первой такой «бомбой» стал фильм «Маленькая Вера» (1988).

Фильм, как известно, знаменит тем, что в нем впервые в советском кино была показана сцена полового акта. Не все жители Страны Советов смогли оценить художественные достоинства этого лирического эпизода. Вот выдержки из писем, пришедших в журнал «Советский экран» вскоре после премьеры фильма.

«Просто безобразие! — пишет читатель. — Теперь у нас, в Советском Союзе, начали показывать разврат для молодежи. Мало того, что они чуть ли не с пеленок занимаются развратом, так надо еще в фильме показывать!»

А вот еще: «Четвертый день хожу с чувством гадливости и омерзения, как будто проглотила червя. Я не ханжа и не пуританка, но ведь должен быть предел!»

А вот что писала другая заслуженная советская труженица: «Неделю назад посмотрели всей семьей фильм «Маленькая Вера» — и всю неделю не смотрим в глаза друг другу. Не покидает чувство мерзости, которую увидели с экрана. Мне 50 лет, но я вышла из кинотеатра в таком состоянии, будто голая я, а не героиня фильма…»

К другому нашумевшему фильму — «Интердевочка» (1989) — зрители отнеслись более благосклонно. Трагическая судьба валютной проститутки Тани (актриса Елена Яковлева) сочувственным эхом отозвалась в сердцах советских зрительниц. Вот что они писали (все в тот же «Советский экран»): «Люди выходили из зала притихшие, расстроенные. И, как писал один критик, люди плакали над судьбой проститутки. Да, плакали, плачут и будут плакать. Потому что судьба эта прежде всего человеческая!»

Вот она — волшебная сила искусства!

Дмитрий ИНЗОВ

ТРАГЕДИЯ ВАЛЮТНОЙ ПРОСТИТУТКИ

Среди зрителей «Интердевочки» были и те, кто увидел в фильме дыхание трудной, но настоящей жизни. Вот что написала одна из зрительниц: «Как я хотела рыдать, кричать, когда смотрела на этих девочек, на все, что происходило в фильме. Как хочется еще раз увидеть живое, эмоциональное лицо Тани! Любой нормальный человек поймет этих несчастных женщин!»

  Рубрика: Искусство и телевидение 541 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,313 сек. Потребление памяти:9.67 mb