Изнанка «Тихого Дона»

Автор: Maks Май 20, 2021

Михаил Шолохов писал роман «Тихий Дон» долго: четыре части произведения опубликовали с 1925-го по 1940 год. В 1965-м автору эпопеи из жизни донского казачества присудили Нобелевскую премию «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Роман экранизировали четырежды: в 1930, 1957-1958, 2006 и 2015 годах. Классической считается трехсерийная экранизация эпопеи, снятая Сергеем Герасимовым и вышедшая в 1957-1958 годах (в 1957-м показали первые две серии, в 1958-м — третью).

Живой классик дал добро

Знаменитый советский режиссер и педагог Сергей Герасимов еще при жизни выступал в ранге живого классика советского кино: он всегда держался в русле генеральной линии партии. При этом не был бездарен, как многие режиссеры-конформисты той эпохи. Страна с упоением смотрела его экранизацию романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1948), где он снял своих студентов-вгиковцев. На том звездном курсе учились будущие выдающиеся советские актеры Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова.

Но еще с 1930-х годов Герасимов лелеял мечту о съемках произведения по масштабной литературной фреске Шолохова. Но реализация замысла откладывалась: перед войной отношения писателя со Сталиным ненадолго обострились. В кинематографе царило малокартинье: к разрешению съемок того или иного фильма имел отношение сам «вождь народов»…

После смерти Сталина в конце 1950-х годов Герасимов все же добился постановки «Тихого Дона» по собственному сценарию.

Конечно, в этом сценарии невозможно было передать весь масштаб мощного полотна Шолохова. Но Сергей Аполлинариевич, человек аккуратный и скрупулезный, старался не отходить от основной сюжетной канвы. Он отправил сценарий Шолохову, который в то время играл роль эдакого советского Толстого: Герасимов понимал, что без полного одобрения автора романа нормальных съемок ему не видать. Шолохову все понравилось, и работу над картиной запустили.

«А ты все-таки сыграла, проклятая!»

Тихий ДонНачался мучительный подбор актеров. Вот как видел свою творческую задачу режиссер: «Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах, ни в проблематике. То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов — это «гамлетианствующий казачок», «донской Гамлет», не снимало вопрос: «А кто же он такой, Григорий Мелехов?»»

Составили картотеку из более чем двух сотен претендентов на роли — как главные, так и второстепенные. На роль Аксиньи, любимой женщины главного героя Григория Мелехова, претендовали изначально Эмма Цесарская, сыгравшая Аксинью еще в немой постановке романа 1930 года, и Нонна Мордюкова, настоящая казачка, звезда советского кино, ученица Герасимова, исполнившая роль Ульяны Громовой в его картине «Молодая гвардия». Мордюкова уже полагала: Аксинья у нее в кармане. Но не тут-то было: ее неожиданно обошла конкурентка.

Герасимову чем-то не импонировала мысль о съемке Мордюковой в роли красавицы-казачки. Скорее всего, Нонна Викторовна казалась ему резковатой и грубоватой для изображения нежной и податливой Аксиньи. Постановщика так замучили поиски актрисы на роль главной героини, что он в отчаянии слал письма председателям колхозов казачьего края с просьбой присмотреть среди сельчан исполнительницу роли Аксиньи. И получал ответы примерно такого содержания: «Получив ваше письмо, мы снова перечитали «Тихий Дон». К сожалению, ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет».

Тем временем претендентка на роль объявилась сама. Элина Авраамовна Быстрицкая родилась в 1928 году в Киеве в еврейской семье. И с детства хотела пойти по стопам своего отца — он был врачом. Но в возрасте двадцати лет она сделала резкий поворот в своей карьере. «Виной» тому стала поразительная красота девушки. Во внешности Элины Авраамовны невозможно было усмотреть ни малейшего изъяна. Такую красоту называют иногда библейской, а иногда — классической: огромные темные глаза, роскошные черные волосы, точеный нос, нежное выражение лица, безупречная фигура.

В 1955 году она сыграла в «Неоконченной повести» вместе с Сергеем Бондарчуком. Бондарчук учился у Герасимова на том легендарном курсе, студентов которого режиссер снял в «Молодой гвардии». По слухам, о поиске артистки на роль Аксиньи именно Сергей Федорович сообщил своей партнерше по «Неоконченной повести». И Быстрицкая сама решилась связаться с Сергеем Аполлинариевичем.

Она мечтала об этой роли с юных лет. Но ее учителя почему-то полагали: прекрасная Лина больше подходит для изображения иностранок в пьесах западных классиков XIX столетия.

Шолохов принимал активное участие в кастинге артистов в фильм «Тихий Дон». На кандидатуре Быстрицкой настоял именно писатель, увидевший в ней самую что ни на есть казачку. Надо сказать, выбор автора романа был точен: и сегодня «Тихий Дон» Герасимова характеризуют так: «Тот фильм, который с Быстрицкой».

Казачка Мордюкова, узнав, что Аксинью сыграет Элина Авраамовна, чуть не наложила на себя руки. Как-то, встретив Быстрицкую, она бросила ей: «А ты все-таки сыграла, проклятая!»

Как дворянин стал казаком

Еще одной проблемой стал подбор исполнителя роли Григория Мелехова, главного героя. Мешала одна подробность: согласно книге, бабушкой Мелехова была турчанка. И он поэтому был черным, кучерявым, с горбатым носом.

Актеру Петру Глебову, коренному москвичу, к моменту начала съемок было уже за сорок. И происхождение у него было дворянское: к казачеству он никакого отношения не имел. На его счету было несколько эпизодических ролей — и все.

Но Герасимов сразу увидел в нем Григория. Глебов, сидевший без работы, попросил кого-то пристроить его в массовку «Тихого Дона». О первой встрече с Петром Петровичем режиссер вспоминал: «Войдя в павильон, я мельком оглядел полутемный блиндаж, где за столом сидели офицеры. Я обратил внимание на одного из них, еще совсем не сопоставляя его облик с обликом Григория Мелехова. Но очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Я ждал, когда он заговорит. И, пожалуй, голос-то как раз и решил дело».

Когда артиста представили Шолохову, писатель воскликнул: «Он! Он живой и есть». Только гримерам пришлось потрудиться: Глебову каждый раз «конструировали» нос с горбинкой…

Казаки приняли и еврейку Быстрицкую, и русского дворянина Глебова за своих. И даже предлагали Элине Авраамовне сменить фамилию на Донская…

Съемки проходили очень тяжело. Городским людям было трудно изображать станичников. Зинаида Кириенко, исполнительница роли Натальи, жены Григория, вспоминала, что Герасимов «добивался от актеров того, что ему было нужно… у Быстрицкой не получалась сцена, где Григорий и Степан дерутся, а спрятавшаяся под телегу Аксинья в ужасе за ними наблюдает. Снимают крупный план, а у Лины в глазах не страх, а любопытство. Герасимов один раз объяснил Быстрицкой, что требуется, другой раз… А потом ка-а-ак крикнет на нее, да так обидно, что Лина забилась под эту телегу и разрыдалась взахлеб. Герасимов говорит оператору Владимиру Рапопорту: «Давай снимай, у нее как раз то состояние, которое нужно!»»

Герасимов добился того, что ему было нужно: фильм в первый год показа посмотрели 47 миллионов зрителей.

Мария КОНЮКОВА

ВМЕСТО 699 ВСЕГО 50

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» исследователи насчитали 699 персонажей — главных и второстепенных. Сергей Герасимов, автор сценария и режиссер экранизации романа, ограничил круг действующих лиц немногим более чем пятью десятками героев.

  Рубрика: Искусство и телевидение 783 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,269 сек. Потребление памяти:9.65 mb