Сколько стоит слава

Автор: Maks Окт 22, 2025

В Советском Союзе доходы от кинопроката составляли увесистую часть госбюджета. Власть поняла это еще в 1930-е годы, когда народ валом шел на комедии Александрова. А еще хозяева Кремля поняли, что творцов кино нужно поощрять.

Начиная с 1960-х годов советское кино снимали согласно тарифам, справочникам и сметам. Бюджет любого кинофильма зависел от жанра, идеологической составляющей и рангов занятых в нем актеров и режиссера.

Бизнес-план по-советски

Разумеется, фильм про «бедного гусара» стоил для государства значительно больше, нежели «Ирония судьбы, или С легким паром!». Ибо в первом были исторические декорации, костюмы и антураж, а во втором — диалоги актеров в квартире и одежде своего времени. Тем не менее средняя стоимость художественного фильма варьировалась от 250 до 500 тысяч рублей. Деньги немалые.

Впрочем, затраты были вполне обоснованны. Если действие фильма происходило в эпоху киевских князей, нужно было строить декорации — деревянную крепость. А это как минимум стоимость леса и оплата труда плотников. А пошив исторических костюмов?! Для некоторых из них нужны были импортные ткани, которые покупались за валюту. И это не считая зарплат гримеров, осветителей, электриков, помощников оператора и так далее. Еще и оплата гостиницы для членов съемочной группы. В общем, любой директор советской картины назвал бы столько статей расходов, что пальцев на руках не хватило бы.

Случалось, что уже начатый фильм «не влезал» в смету. Тогда директор картины и режиссер-постановщик шли на поклон к руководству студии. Справедливости ради надо отметить, что это были объективные расходы, а не «хотелки» советских кинозвезд. Что ни говорите, но во времена СССР любой самый популярный актер знал, что звездные «закидоны» могут довести не только до отлучения от кино, но и до разговора с «людьми в штатском».

В 1961 году было принято постановление Совмина СССР «О мерах по повышению материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшению организации производства кинофильмов». Вследствие чего были приняты дифференцированные размеры оплаты законченных в производстве кинофильмов, а также вознаграждений и премий тем, кто их создавал. Проще говоря, все фильмы поделили на четыре категории «идейно-художественного уровня». В зависимости оттого, какую категорию получал фильм, такое вознаграждение от государства получали и лица, задействованные в его создании.

Режиссерский гонорар

В наше время популярный актер выставляет свой гонорар продюсерам независимо от того, окупится фильм в прокате или нет. В СССР все было иначе. Все фильмы делились на категории. Ленты высшей — 1-й категории получали надбавку 10% к сметной стоимости, которая шла на премии создателям. А вот фильмы 2-й категории добавляли своим творцам только 5%. Третья и четвертая вообще оставались ни с чем. Правда, случались варианты, когда фильм из низшей категории получал более высокую оценку по итогу кинопроката. Например, как это случилось с легендарной драмой «Офицеры». Тогда на актеров и режиссера просыпался не то чтобы «золотой дождь», но приятное поощрение.

Три плюс дваИли другой знаменитый фильм — комедия 1963 года «Три плюс два». Поначалу он едва наскреб на вторую категорию. Но когда народ стал голосовать рублем за просмотр, то картина получила высшую категорию. А актеры и режиссер — дополнительные деньги. В мгновенье ока ставшие всесоюзными идолами красоты Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, а заодно их «киношные» женихи Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов получили дополнительно по 300 рублей. Много это или мало? Можно сказать, что это плюс-минус две месячные зарплаты грузчика, слесаря, сантехника.

А вот у режиссеров был особый счет. Свой «длинный рубль» они могли заработать, только сняв суперфильм. Правда, это могло быть поначалу неочевидно. Например, в 1965 году первая комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы»…» принесла его создателю 2400 рублей. Неплохие деньги! При этом стоит учесть, что его коллеги, снимавшие фильмы про Ленина в шалаше или целинников, умножали подобный гонорар в два-три раза. Только спустя шесть лет и после двух суперкомедий, принесших бюджету суперсборы, заслуженный деятель искусств Гайдай получил более значительное материальное поощрение. Так, за комедию «Двенадцать стульев» Госкино заплатило ему уже восемь тысяч рублей. Правда, у комедии было две серии и гонорар надо поделить на два, и все же рост очевиден!

Другой режиссер, Станислав Ростоцкий, сняв две серии драмы «А зори здесь тихие…» получил 15 тысяч рублей.

Если Гайдай снимал в жанре комедии, то Сергей Бондарчук был мастером серьезного жанра. Будучи молодым актером, он удостоился поощрения от самого Сталина. К тому же у Бондарчука было высшее звание для актера — Народный артист СССР. Поэтому за сериал «Война и мир» государство выплатило ему 30 тысяч рублей. И это не считая гонорара за роль Пьера Безухова. И все же завидовать не стоит, ибо это не сериал в привычном смысле — это шедевр из нескольких фильмов, создать которые было возможно лишь за пять лет.

Небедный Шурик

В отличие от режиссеров, гонорары актеров были скромнее. Но тоже очень неплохие. И они тоже ранжировались согласно званиям. Так, в знаменитой комедии «Кавказская пленница» актеры получили следующую оплату: Александр Демьяненко (Шурик) — 5500 рублей; Георгий Вицин (Трус) — 3400 рублей; Юрий Никулин (Балбес) — 4200 рублей; Евгений Моргунов (Бывалый) — 2000 рублей; Владимир Этуш (товарищ Саахов) — 1800 рублей; Наталья Варлей (Нина) — 1219 рублей.

Многим эти цифры не скажут ничего, ибо прошло почти полвека. Но для сравнения стоит отметить, что самый вожделенный автомобиль Советского Союза — ГАЗ-21 «Волга» — стоил тогда именно 5500 рублей. Так что Шурик после съемок очередной комедии мог спокойной уезжать со сьемок именно на этой машине с оленем на капоте. Никулин же на свой гонорар мог приобрести авто поскромнее — «Москвич-408», стоивший около 4000 рублей. В другой комедии Гайдая «Двенадцать стульев», снятой в 1971 году, основные актеры тоже не были обижены деньгами.

Так, исполнитель роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили получил 6120 рублей, его партнер — Киса Воробьянинов в исполнении актера Сергея Филиппова — стал богаче на 6275 рублей. Разница объяснялась тем, что Филиппов на тот момент уже имел звание заслуженного артиста РСФСР. А вот актер Михаил Пуговкин, мастерски сыгравший отца Федора, получил только 3800 рублей.

Любимый фильм миллионов советских мальчишек конца 1970-х «Д’Артаньян и три мушкетера» сделал актеров, сыгравших в нем, всесоюзными звездами. Но и гонорары их были солидны. Так, Михаил Боярский, он же д’Артаньян, заработал 3200 рублей. Его товарищи по оружию Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смирнитский (Атос, Арамис и Портос) заработали по 2100 рублей. А вот Людовик XIV, он же Олег Табаков, обогатился всего на 800 рублей. Остальные актеры получили и того меньше, но куда больше, нежели простой советский инженер на заводе.

Стоит отметить, что, помимо денег, исполнители из всенародно любимых фильмов получали куда большее — славу и зрительское признание. А это значит, что на хлеб с маслом они всегда могли заработать, просто отправившись в тур с программой «Встречи со зрителями». И здесь число заработанных рублей могло измеряться куда большими суммами, нежели актерские гонорары.

Прохор ЕЖОВ

БОГАЧ С ТАГАНКИ

По оценкам экспертов, самым богатым актером СССР мог быть Владимир Высоцкий. Но основной доход он получал не в театре и кино, а от подпольных концертов. Так, неофициальный доход от одного концерта в последние годы его жизни составлял 500 рублей. В 1979 году Высоцкий в ходе турне по США за концерты получил 45 тысяч долларов, что составляло 225 000 рублей по курсу черного рынка.

  Рубрика: Искусство и телевидение 37 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,252 сек. Потребление памяти:6.85 mb