«Такой молодёжи» у нас нет

Автор: Maks Мар 19, 2020

Молодежная передача «12 этаж», впервые вышедшая на советский экран в 1985 году, стала первой по многим признакам: одно из первых ток-шоу на телевидении, практически первая передача, где молодежи позволили искренние высказывания, один из первых проектов телеведущих, которые чуть позже создали тележурналистику перестройки.

Передача «12 этаж», по словам Киры Прошутинской, одного из ее авторов, получила такое название по вполне прозаическим причинам. В то время на двенадцатом этаже московского телецентра в Останкине располагалась Главная редакция программ для молодежи Центрального телевидения. Вот и вся разгадка.

Свежие ветры

В марте 1985-го скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. В том же месяце освободившийся пост занял Михаил Горбачев, который уже слыл довольно либеральным политиком. Телевизионщики, которые всегда отлично ловили ветры перемен, поняли: настало время сделать нечто новое.

Перед самой перестройкой и в первые ее годы общество обратило свои взоры на проблемы молодежи. Ничего удивительного: до прихода к власти Горбачева молодое поколение в прессе отсутствовало. Нет, то и дело появлялись разные произведения о жизни нового поколения. Но уж больно фальшивы они были. Слишком в стиле социалистического реализма
исполнены. Слишком неживыми и пластмассовыми были молодые комсомольцы — передовики производства, участники молодежных строек, которые рапортовали о чем-то перед партийным руководством.

А тем временем молодежь жила совсем другой жизнью. Мучилась вечными вопросами, слушала «запрещенную» музыку, создавала НОМы (неформальные объединения молодежи).
Тележурналисты почувствовали интересную, волнующую общество тему, которая могла прийтись ко времени. И вот уже в первой воловине 1985 года начали выпускать «12 этаж». Авторами программы стали Оксана Найчук, которая позже участвовала в производстве многих передач на центральных каналах, Кира Прошутинекая, один из старожилов на сегодняшнем ТВ, которая и сейчас ведет на канале «ТВ-центр» авторскую передачу «Жена. История любви», и Иван Кононов, который перешел в молодежную редакцию с поста ответственного выпускающего «Времени», главной информационной программы в СССР. Слова «продюсер» тогда в русском лексиконе не было. Но именно продюсерами «12 этажа» стали Эдуард Сагалаев, тот же Иван Кононов и Александр Масляков, который после закрытия советского «КВН» вел многие молодежные программы на телевидении. Режиссером был Анатолий Малкин, нынешний «телевизионный» академик, тогдашний супруг Киры Прошутинской.

Сверхпрогрессивная, по тем временам, команда стала обсуждать проблемы молодежи. Ведущим стал Эдуард Сагалаев, будущая звезда уже российского ТВ, ведущий аналитической программы «7 дней», тогда главный редактор программ для молодежи Центрального телевидения СССР. Сагалаев умел разговаривать с аудиторией умно, вкрадчиво и в то же время осторожно. В «12 этаже» начал свою карьеру Владислав Флярковский, который сегодня ведет «Новости культуры с Владиславом Флярковским» на канале «Культура». Передача была приложением к вполне официозной программе «Мир и молодежь».

Итак, на ТВ начали обсуждать «запретные» темы, связанные с проблемами молодого поколения. Не стоит сомневаться в том, что запретных проблем было хоть отбавляй. Собственно, все разговоры об истинных проблемах молодежи до появления «12 этажа» так или иначе оказывались под запретом.

Передача шла полтора часа. Выходила ежемесячно.

Вечные вопросы

В дискуссии принимали участие люди в возрасте от пятнадцати лет. О чем говорили? Вот темы нескольких дискуссий: можно ли хорошо относиться к Сталину; готов ли советский народ к перестройке (тогда это слово еще не стало расхожим термином); как рождается мужской поступок, когда надо его совершить и выстоять; можно ли бороться со злом, применяя зло; можно ли ответить подлостью на подлость. С одной стороны, темы для обсуждений выглядели вполне невинно. Более того, многие относятся к категории вечно актуальных. И их обсуждение можно вполне начать и сегодня. Но, с другой стороны, после потока тщательно отфильтрованного и отрепетированного официоза дискуссии в студии «12 этажа» выглядели как откровение, ощущались как глоток свежего воздуха. К микрофону подходили простые смертные — не комсомольские вожди, которые в то время выглядели уже, мягко говоря, странно, не ударники коммунистического труда, не молодые строители БАМа.

Телепредача «12 этаж»Впрочем, в передаче приглашали высказаться не только «простых смертных». В «12 этаже» выступали и эксперты в разных областях, известные и авторитетные люди. В разных выпусках передачи в эфире появлялись академики Леонид Абалкин и хирург-офтальмолог Святослав Федоров, Вячеслав Глазычев, председатель Союза архитекторов СССР, а также Виктор Цой с группой «Кино». Именно во второй половине 1980-х годов вдруг стало ясно, что в стране есть собственная — весьма самобытная — рок-музыка. (Ленинградский рок-клуб появился еще в 1981 году.) Но выступление на телевидении ВИА (так тогда называли музыкальные группы) не с патриотическим репертуаром было настоящим прорывом.

Конечно, многое приходилось буквально протаскивать в передачу — на свой страх и риск. Вот как об этом позже говорил Виктор Осколков, бывший в 1985 году заместителем главного редактора молодежной редакции: «Начальство не просто смотрело программы; каждую передачу мы сдавали заместителю председателя, который курировал нашу редакцию. Александр Иванович Попов был интеллигентнейший человек, умница. За два-три дня до эфира и сдавали ему программы — «12 этаж», «Мир и молодежь» и другие. Надо признаться, что мы сами были великие цензоры. Разумеется, отсекали все, что могло показаться двусмысленным, сомнительным».

А Лигачеву не нравится!

Газета «Правда» в мае 1987 года высказалась о «12 этаже» одобрительно: «Особую популярность приобрели за последнее время программы Центрального телевидения для молодежи… Программы «Мир и молодежь», «12 этаж» демонстрируют понимание больших социальных задач, стоящих перед молодежью, помогают формировать в зрителях чувство ответственности перед Родиной, ее великой историей и культурой. Облеченные в форму диспута нынешние молодежные программы дают возможность высказаться и тем молодым людям, кто подвержен разного рода модным поветриям, в частности, в сфере музыки, кому еще предстоит сделать сознательный выбор в жизни».

Программа сильно опережала свое время. Например, в ней мог появиться экспромт, отдающий сегодняшними реалити-шоу.

«- Мама, у меня для тебя новость есть, — сообщает Светлана Пальчикова, уехавшая в Сибирь с комсомольским отрядом на несколько месяцев. Ее мама и брат Гера (в Москве) говорят по телемосту.

-Что?

— Мам, я замуж выхожу.

Валентина Игнатовна лишается дара речи. Пауза.

— Что же я отцу скажу?.. Светлана, ты, может, нас хотя бы по телевидению познакомишь?

-Да, конечно. Вот он рядом, его зовут Юрий.

Он кланяется:

— Юрий».

Сагалаев говорил о программе: «В «12 этаже», пожалуй, впервые столь отчетливо и наглядно стал вырисовываться образ современного бюрократа — тем более безжалостный, что происходило это не нарочно, а вопреки лишь тому, что туман рассеялся и мы увидели явление и его носителей по-новому».

Ясно, что советским бюрократам передача «12 этаж» пришлась не по душе. Главным врагом был секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев. Ему приписывают знаменитую фразу «Такой молодежи у нас нет». Это фраза стала фактически отмашкой для руководства Центрального ТВ, после которой новаторскую программу закрыли в 1987 году.

В 1989 году «12 этаж» попытались возродить в несколько другом формате. Но ничего не вышло.

Мария КОНЮКОВА

Загадки истории » Искусство и телевидение » «Такой молодёжи» у нас нет

, ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,134 сек. Потребление памяти:8.18 mb