Восхождение к Андрею

Автор: Maks Окт 6, 2022

Великий режиссер Андрей Тарковский начал свой путь к фильму «Андрей Рублев» еще в 1961 году. Картина вышла в 1966-м, когда Тарковскому было тридцать четыре года. И она закрепила за ним «звание» первого режиссера в мире. По мнению многих, навсегда.

В 1961 году артист Василий Ливанов подал начинающему режиссеру Андрею Тарковскому идею фильма. Ливанов отметил, что нет картин, рассказывающих о средневековой Руси и великом русском иконописце. Так родился замысел «Андрея Рублева».

После Венеции

До «Андрея Рублева» Тарковский стал автором всего одной значительной работы — фильма «Иваново детство». И эта первая его полнометражная картина, вышедшая в 1962 году, победила на Венецианском фестивале.

Заявку на постановку «Андрея Рублева», который изначально назывался «Страсти по Андрею», Тарковский подал еще до того, как начал работу над «Ивановым детством». По всей видимости, картина о военном детстве была своего рода компромиссом для режиссера, возможно, даже актом конформизма. Но, как говорится, талантливый человек талантлив во всем. И работа вышла гениальной.

Но, снимая «Иваново детство» про события XX века, Тарковский уже мечтал о фреске, в которой он бы показал средневековую Русь.

В этой картине сошлось все то, что режиссер, по всей видимости, долго вынашивал в себе. Тут и христианство как жертва, как искупление грехов. Тут и творчество, которое сродни вере, молитве и единению с вдохновляющей высшей силой.

Главным героем фильма не зря стал самый известный русский иконописец, живший в XIII-XIV веках: сведений о нем достаточно мало — это предоставило Тарковскому, как соавтору сценария, большую творческую свободу.

Сценарий Андрей Арсеньевич писал со своим давним другом и сокурсником по ВГИКу Андреем Кончаловским.

Кончаловский и Тарковский писали сценарий с большим трудом: на это ушло полгода. Пришлось ознакомиться с большим количеством исторических трудов, в которых описаны быт и нравы Руси времени монголо-татарского ига.

Сценарий разделен на восемь историй, связанных одним главным героем — Андреем Рублевым. В фильме авторы показали любовь и боль, из которых родились произведения самого яркого представителя русского Ренессанса. Страшные и пронзительные картины тяжелых времен страны родили в сознании художника образы святых, которые трогают людей даже через много столетий.

Тарковский и Кончаловский задумали как бы сконструировать сцены, которые вдохновили творчество Рублева.

Чертов перфекционизм!

Тарковского всегда отличало стремление довести каждый эпизод до совершенства. Подобный перфекционизм требовал большого количества пленки и съемочных дней. Метод работы Андрея Арсеньевича предполагал съемку огромного количества материала и скрупулезный выбор из него ценного — буквально по кадру. Именно поэтому режиссер никогда не укладывался в утвержденный бюджет картины.

Забегая вперед, скажем, что окончательная версия картины заняла более трех часов. Ее и назвали «Андреем Рублевым». Полный вариант именуется, как и задумывалось, «Страсти по Андрею». И длится почти четыре часа.

Почему картина состоит из восьми новелл? Это как раз и связано с тем, что авторам сценария пришлось урезать некоторые сцены.

Фильм снимали во Владимире, Суздале, на Нерли, в Изборске, Пскове, Печорах, среди памятников архитектуры XIV-XV веков. Несколько эпизодов были сняты Тарковским во дворе Андроникова монастыря в Москве, в келье которого Андрей Рублев провел последние годы жизни и в котором сейчас расположен Музей древнерусского искусства его имени.

Ливанов, конечно, подав идею картины Тарковскому, хотел сам сняться в роли иконописца. Но режиссера всегда отличала огромная жесткость — особенно если речь шла о творчестве. Так что Ливанова в качестве кандидата на роль он даже не рассматривал. Сначала решил взять Станислава Любшина — за его тонкие «иконописные» черты лица. Но, посоветовавшись со знатоками Древней Руси, постановщик отдал роль свердловскому актеру Анатолию Солоницыну.

Ливанов почувствовал себя преданным. Драка Тарковского с Ливановым в ресторане Центрального дома литераторов вошла в историю отечественного кино. Больше Василий Борисович Андрея Арсеньевича своим другом не считал и прекратил с ним всяческие отношения.

Иннокентий Смоктуновский, которому Тарковский еще до Солоницына предложил сыграть роль Рублева, отказался от нее в пользу «партии» Гамлета, которую он исполнил в экранизации этой пьесы Шекспира, осуществленной Григорием Козинцевым.

Мучения ради достоверности

За натурализм, которого требовал от каждого своего творения Тарковский, актеры платили дорогой ценой. Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал места нахождения сокровищ. Роль для Никулина была тяжелой как морально, так и физически. Вот что он про это рассказал: «Когда снимали сцену пытки, актер, играющий татарина, подносил к моему лицу горящий факел. Понятно, факел до лица не доносился, но на экране создавалось полное впечатление, что мне обжигают лицо.

Фильм Тарковского Андрей РублёвСнимали мой план по пояс. Начали первый дубль. Горит факел, артист, играющий татарина, произносит свой текст, а я кричу страшным голосом все громче и громче. Кричу уже что есть силы. Просто ору. Все наблюдают за мной, и никто не видит, что с факела на мои босые ноги капает горячая солярка. Я привязан накрепко, ни отодвинуться, ни убрать ногу не могу, вращаю глазами и кричу что есть силы. Когда боль стала невыносимой, я стал выкрикивать в адрес татарина слова, которых нет в сценарии. Наконец съемку прекратили. Подходит ко мне Андрей Тарковский и говорит: «Вы молодец! Вы так натурально кричали, а в глазах была такая настоящая боль. Просто молодец!» Я объяснил Тарковскому, почему так натурально кричал. Показал ему на свои ноги, а они все в пузырях от ожогов».

Досталось на съемках и Николаю Бурляеву. Сцену с колокольных дел мастером, которого играл актер, снимали в холодное время — в конце октября. Согласно сценарию, герой должен был съехать с обрыва на спине под проливным дождем, который имитировали с помощью пяти пожарных брандспойтов. Сняли пять дублей — все они показались постановщику неубедительными. Бурляев пошел греться в натопленную избу, надеясь, что Тарковский все же пощадит его. Но тот пришел к измученному артисту, на теле которого насчитали десятки синяков, и спокойно попросил: «Коленька, давай еще разок». Слава богу, этот дубль оказался успешным.

После «Андрея Рублева» Бурляев, по его словам, стал на путь христианской веры.

После окончательного монтажа картина ошеломила принимавшую ее комиссию своим жестоким натурализмом. Худсовет фильм не принял: «Фильм унижает достоинство русского человека, превращает его в дикаря, чуть ли не в животное… Фильм работает против нас, против народа, истории и партийной политики в области искусства».

Но такая оценка туповатых чиновников от искусства успеху картины не помешала. «Совэкспортфильм» продал «Рублева» французскому бизнесмену Алексу Московичу, который привез фильм на кинорынок в Канны. Госкино пыталось картину отозвать, но француз отрезал: «Ничего не буду отдавать, я уже заплатил за копии». На Каннском фестивале «Андрей Рублев» участвовал во внеконкурсном показе, поэтому получил только премию критики ФИ-ПРЕССИ.

В СССР «Андрея Рублева» разрешили только в 1971 году.

Мария КОНЮКОВА

«ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО ЛОШАДИ»

Тарковскому ставили в упрек то, что он во время съемок «Андрея Рублева» жестоко обращался с животными. Стремясь к достоверности, Тарковский на самом деле убил лошадь. Оправдывался он тем, что животное все равно должно было отправиться на бойню.

  Рубрика: Искусство и телевидение 268 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,216 сек. Потребление памяти:9.29 mb