Французы под Полтавой

Автор: Maks Окт 29, 2019

Показав какой-либо яркий момент истории глазами заезжего иноземца — распространенный в кино художественный прием. Примером построенного на нем фильма является лента «Слуга государев» (2007).

В разных лагерях

Режиссер Олег Рясков признался, что на мысль снять картину его натолкнули «Записки бригадира Моро-де-Бразе» (1716). Их автор — француз, который, попав в неприятную историю с дуэлью на исторической родине, предпочел не ждать последствий и покинул Францию. Оказавшись в России, он поступил на службу к Петру I и принял участие в Прутском походе.

Но Прутский поход 1711 года закончился для россиян плохо, поэтому кассовым потенциалом в глазах современной публики не обладает. И Рясков превратил реального Моро-де-Бразе в вымышленного шевалье де Брезе (Дмитрий Миллер).

Согласно сценарию Людовик XIV наказал де Брезе за дуэль — отослал его в Россию, к Петру I, как раз накануне славной для нас Полтавской баталии. А граф де ла Буш (Валерий Маликов) — второй участник дуэли — получил аналогичное наказание, но ему приказали примкнуть к шведскому королю Карлу XII. Разумеется, при Полтаве старые враги встретятся, и им будет что сказать друг другу.

Что ж, достойная придумка для историко-авантюрного боевика. И приключенческая часть в фильме вполне удалась. А что с исторической? Как ни странно, с этим тоже вышло неплохо.

Подготовка к съемкам заняла более двух лет, в течение которых художники соорудили аутентичные декорации Версаля, голландского городка, польской деревни и украинского хутора. Были пошиты 600 мундиров и сделаны 600 ружей того времени. Все действующие лица говорят на языках своих персонажей: русском, французском, польском и шведском. При заучивании ролей артистам пришлось изрядно помучаться, но их все равно потом переозвучили иностранные специалисты, так как рязанский акцент скрыть никому не удалось.

В любом случае авторы проявили похвальное уважение к исторической достоверности. Хотя соблюсти ее в полном объеме так и не смогли, наделав достаточное количество ляпов разной степени очевидности.

Слишком крупный виноград

Действие начинается во Франции, и мы узнаем, что ссора между де Брезе и де ла Бушем возникла из-за карточной игры. Судя по всему, аристократы дулись в покер, поскольку нам показывают, как комбинация каре бьет фулл-хаус. И хотя покер в начале XVIII века уже существовал, проблема в том, что игроки сражаются в его современную пятикарточную разновидность. В описываемое же время был распространен более простой трехкарточный формат — в нем ни каре, ни фулл-хаус собрать невозможно.

Сами карты, кстати, вполне современные. С английскими буквами «I», «Q», «К» и «А», обозначающими старшие масти. Надо ли говорить, что при дворе Людовика XIV карты выглядели иначе: картинка на лицевой стороне была односторонней, название масти писалось полностью и по-французски. И углы карт были прямыми, закруглять их начнут гораздо позднее.

Раздраженный поведением дворян король принимает решение удалить их из страны в тот момент, когда некий живописец пишет портрет монарха. И эта картина — знаменитое полотно, написанное Гиацинтом Риго в 1701 году. Напомним, события «Слуги государева» происходят в 1709-м.

Также по ходу дела многие персонажи кушают свежий виноград. Что довольно затруднительно устроить в начале лета, когда до сбора урожая еще уйма времени. Между тем виноград в кадре — современный селекционный. Такого крупного даже «король-солнце» не смог бы найти.

Фруктами, к слову, европейцы в фильме обеспечены слишком уж хорошо. И совсем не по сезону. На дворе июнь, а на голландском базаре вовсю торгуют пузатыми тыквами и спелыми яблоками.

Изрядно удивляет обувь персонажей. В те годы сапожники еще не освоили колодки на разные ноги. Сапоги в паре тачали одинаковыми, а потом их разнашивали под правую и левую ноги. Но, судя по мелькающим на экране подошвам, кинематографисты не стали следовать в данном вопросе историческим фактам.

Меткий выстрел

Слуга государевПознакомившись в пути с русским гвардейцем Григорием Вороновым (Александр Бухаров), де Брезе сталкивается на подступах к Полтаве с Карлом XII (Эдуард Флеров). При виде короля шведов Воронов достает пистоль и простреливает правителю ступню, обеспечив его той самой знаменитой раной, из-за которой великий полководец командовал под Полтавой с носилок.

Увы, на самом деле пуля настигла Карла XII в стычке с казаками, и выпущена она была из карабина. К тому же в реальности пуля попала в пятку, а в кино нам показывают прошитую середину стопы. Кроме того, королю в кадре калечат правую ногу, а пробили-то ему левую. В чем легко убедиться по множеству запечатлевших раненого воителя художественных полотен. Например, по картине «Мазепа и Карл XII» Густава Седерстрёма.

Добавим, что инцидент со стрельбой случился 16 июня, а решающее сражение между русской и шведской армиями произошло 27 июня. В «Слуге государевом» эти события разделяют считанные часы.

Еще любопытно, что экранные шведы приветствуют своего венценосца вполне себе русским: «Ура!» Хотя должны, по идее, кричать: «С нами Бог!» Впрочем, они и близко не сравнились по части искажения исторической правды с экранным де Брезе, который носит медальон с фотографией (!) своей возлюбленной.

«Мы ломим, гнутся шведы…»

Наконец, наступает кульминация фильма — начинается Полтавская баталия. И де Брезе с Вороновым оказываются на передовой. Камера берет общий план, и мы понимаем: грандиозная битва будет менее грандиозной, чем на самом деле.

В реальности первое столкновение развернулось на фронте примерно в 2,5 км. Как раз подходящая дистанция для того, чтобы установить 10 редутов (два из них остались недостроенными) на расстоянии выстрела друг от друга. Режиссер же смог в рамках бюджета организовать поле шириной метров пятьсот с шестью редутами, расстояние между которыми всего 10-20 метров.

Известно, что бой разгорелся уже в три часа ночи. И оператор честно воспроизвел с помощью светофильтра утренние сумерки. К сожалению, его уловку полностью нивелирует тот факт, что у солдат есть тени. И они довольно короткие, из-за чего понятно: снимались все эти маневры в районе полудня.

По свидетельствам современников, сражение завязала конница. Однако у Ряскова с кавалерией явно было туго, поэтому отдуваться пришлось пехоте. Ресурсов киношников хватило лишь на то, чтобы предсказуемо скудно отобразить конную контратаку, которую во второй части баталии лично возглавил Петр I (Андрей Сухов).

Туг стоит отметить, что экранный Петр хоть и отличается крепким телосложением, но явно ниже двухметрового царя. Наоборот, Людовик XIV (его рост — около 165 см) сыгран весьма статным актером. Настоящий «король-солнце», чтобы выглядеть выше, ходил в туфлях на огромных каблуках и использовал парик с очень высоким начесом, чего в фильме не наблюдается.

Непонятно, каким образом Людовик узнает о результатах Полтавской битвы буквально на следующий день после сражения — телеграфа тогда не существовало. Более того, он узнает и о том, что австрийский эрцгерцог Карл заявил права на испанскую корону, а датчане и пруссаки вступили в союз против шведов. Вообще-то Карл обозначил свои притязания задолго до Полтавы, а вот датско-прусский договор, напротив, был заключен только 26 июля 1709 года.

В общем, обычное для кино дело. Авторы «Слуги государева» хорошо воспроизвели антураж XVIII века, но к фактам отнеслись довольно небрежно. Для исторической драмы это был бы большой грех, для приключенческого фильма — нормально.

Александр ЧЕКУЛАЕВ



, ,   Рубрика: Искусственная история

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,185 сек. Потребление памяти:8.7 mb