Мобильная связь Страны Советов

Автор: Maks Дек 16, 2019

Летом 1973 года у многих владельцев квартирных телефонов в Одессе произошел «взрыв мозга». Их родственник или приятель, работавший водителем на скорой или крупнотоннажном МАЗе, вдруг звонил им, да не откуда-нибудь, а прямо с рабочего места! Да-да, человек крутил одной рукой руль, а другой держал трубку телефона. Мобильная связь в 1973-м? Именно так!

Современная молодежь не знает, что советские люди, несмотря на проблемы с экономикой и правами человека, гордились страной. Причин тому было множество, и не последней из них было техническое лидерство СССР во многих областях. Ведь, кроме космоса и атомных станций, мобильная связь у нас появилась раньше, чем в США.

«Сделать как у японцев!»

Первые системы мобильной связи в мире появились еще в 1920-х годах. Это были радиостанции, которыми в 1921 году оснащали полицейские автомобили в США. Но это была классическая радиосвязь по типу «говорю — слушаю» или «прием — передача». На тот момент радиостанции уже не были новинками, ими комплектовались корабли и самолеты.

Впервые приобщить к мобильной связи гражданское население в США попробовали после Второй мировой войны. Это были те же симплексные радиостанции, по образцу военных: держишь тангенту — говоришь, отпустил — слушаешь. При этом нужен был свободный радиоканал, который связал бы радиостанцию звонившего с телефонной сетью. Обычно этим занималась телефонистка на центральной станции.

В знаменитой французской комедии 1960-х годов «Разиня» подобной связью оборудован автомобиль, вокруг которого разворачивается весь сюжет.

В СССР ситуация был чуть иной. У нас «мобильники» появились уже в 40-х годах XX века, но это были те еще громадины. Аппаратура занимала почти весь багажник черного ЗИСа, закрепленного за высоким чиновником. Простых граждан к таким телефонам и близко не подпускали. Благодаря ограниченности и статусности абонентов для такой связи имелась отдельная радиочастота, а соединением занимались профессиональные телефонистки.

И все же разговор в режиме «говорю — слушаю» заметно уступал классическому телефону, когда и говорить, и слушать можно было одновременно. Терпению чиновников пришел конец после 1956 года. В том году делегация председателя Совета министров Николая Булганина прилетела в Японию, чтобы подписать декларацию об окончании войны. В процессе перемещений по Токио советские чиновники увидели в японских машинах новое «чудо техники». Это был телефон, который, в отличие от советских образцов, позволял слушать и говорить одновременно. Для кремлевских небожителей эта связь оказалась куда удобнее той, что стояла у них в машине. Позднее выяснилось, что в Японии функционировала обычная диспетчерская радиосеть с поочередным выходом в эфир абонентов. Но они-то этого не знали!

По возвращении в Москву о чудо-телефоне не забыли, и в Кремле решили поручить разработать такой же (а то и лучше) советским конструкторам. К 1958 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров о начале работ над новой системой радиотелефонной УКВ-связи, получившей название «Алтай-1».

Сигнал с Дома на Набережной

Абонентская радиостанция «Алтай-АС»Четкого техзадания номенклатурщики дать не могли, но рассказали, что увидели в Японии. Поэтому на первом этапе специалисты рассматривали разные варианты построения радиосистемы. Самое сложное в этом было то, как новой связи самой находить свободную радиочастоту. Ведь уже в конце 1950-х радиоэфир оказался чрезвычайно перегружен. Масса радиостанций, используемых разными организациями, создавали многочисленные взаимные помехи в работе.

Исполнителями государственного заказа стали четыре организации, каждая по своему профилю. Так, антеннами занялся специализированный проектный институт в Москве. Коммутационное оборудование и стыковку базовых станций взял на себя ленинградский завод «Красная заря». Над генераторами «колдовали» спецы из ленинградского НИИ-56. Но основную работу сделали в Воронежском НИИ связи (ВНИИС). Именно здесь разработали принципы и алгоритмы работы системы, начинку центральной (базовой) станции (ЦС) и абонентских радиостанций (АРС). В итоге совместными усилиями был создан уникальный инновационный продукт — автоматическая мобильная связь «Алтай». Как и планировалось, система сама находила свободную частоту, устанавливала связь и соединяла абонентов.

В феврале 1963 года антенны центральной станции «Алтай-1» были установлены на шпиле знаменитого дома на Котельнической набережной, а само оборудование заняло три комнаты на чердаке высотки. Абонентские станции — то бишь радиотелефоны — смонтировали на трех автомобилях ГАЗ-21 «Волга». После чего начались полноценные испытания системы. Закончились они летом 1965 года государственным актом приемки и решением о начале серийного производства «Алтая-1». В том же году через новую систему журналист Юрий Фокин провел первый репортаж «в прямом эфире» о встрече в Москве Фиделя Кастро.

Первыми, кто оценил «Алтай», стали чиновники высокого ранга. От новинки они были в восторге. Даже внешний вид телефона был как из-за рубежа — кнопки вместо привычного диска, и при этом связь была хорошего качества. Большой начальник мог одновременно общаться с несколькими подчиненными по типу современной конференц-связи.

Хотя «Алтай» тоже имел недостатки. К примеру, ЦС могла обслуживать радиус не более 30-50 километров и имела лишь 16 радиоканалов. Практически полностью открытый аналоговый радиоканал мог быть легко прослушан. Отсутствовали криптозащита, шифрование или маскировки речи. Но это никого не смущало.

Олимпийский телефон

Уже в 1970 году «Алтай» функционировал в 30 городах СССР. Радиотелефонами комплектовались автомобили партсекретарей, гражданских спецслужб, скорой, коммунальщиков.

Толчком к модернизации мобильной связи «Алтай» стала московская Олимпиада 1980 года. Большинство технических модулей перевели на полупроводниковую базу, из-за чего уменьшились габариты и улучшилось качество связи. Антенны и оборудование перебазировали на Останкинскую телебашню, на высоту 248 метров. Естественно, что радиус покрытия расширился до 100 километров, а устойчивая работа гарантировалась в радиусе 50 километров.

Теперь телефон в автомобиле «Алтай-АС-ЗМ» стал в пять раз меньше по габаритам и весу. Специально для Олимпиады было поставлено 200 новых радиотелефонов, которые были установлены в автомобили организаторов соревнований, журналистов, спортивных чиновников и на стационарные объекты. Практически весь «Алтай» в те дни был завязан на Олимпиаду, через него велись почти все прямые репортажи.

По окончании Олимпиады часть устройств передали в пользование городским службам, скорой помощи, пожарным, но большую часть «олимпийских» мобильников перехватили номенклатурщики. Впрочем, такая ситуация была не только в Москве: к 1983 году «Алтай» работал в 135 городах и обслуживал 30 тысяч абонентов. Только в Одессе первыми мобильники получили не партийцы, а те самые городские службы. После чего водители стали «на халяву» звонить из машин домой и друзьям, немало удивляя последних. Правда, вскоре такие звонки были строго запрещены.

Увы, получив хорошую мобильную связь, руководство страны остыло к идее ее развития. Ведь об использовании ее обычными людьми никто не хотел даже думать, и денег на модернизацию почти не выделялось. А на Западе полным ходом шли перспективные разработки подобных систем связи. В итоге уже к середине 1980-х лидерство СССР в этом направлении было безвозвратно утрачено.

Прохор ЕЖОВ



,   Рубрика: Гениальные изобретения

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,160 сек. Потребление памяти:7.7 mb