Николо Маскарди: учёный, проповедник и путешественник

Автор: Maks Мар 12, 2022

Первые иезуиты появились в Южной Америке еще в 1549 году. Своей главной задачей орден, безусловно, считал обращение местного населения в христианство, но, проникая в удаленные районы материка, его проповедники порой превращались в настоящих первооткрывателей. Одним из таких людей был Николо Маскарди, настоящий миссионер, исследователь и ученый, идеально сочетавший в своей жизни научные интересы и апостольскую деятельность.

Ученик Афанасия Кирхера

Николо Маскарди родился в маленьком итальянском городе Сарцане 5 сентября 1624 года в семье юриста Альбериго Маскарди и его жены Марии Федеричи. Семья Маскарди была аристократической и принадлежала к числу генуэзской знати. Семейство было весьма религиозным. Достаточно сказать, что два дяди Николо были епископами, практически все его братья и сестры тоже пошли по религиозной стезе. Джузеппе стал священником, Агостино дослужился до должности архидьякона городского собора Сарцаны, Карло и Альдерано были монахами ордена капуцинов, Фаустина и Кьяра — монахинями, а Франческо — иезуитом, но умер он еще в молодости.

Семья переехала в Рим, когда Николо был еще ребенком. Там он поступил в римский колледж Общества Иисуса. В письме, написанном 14 октября 1638 года во время отпуска в Сарцане и адресованном Карло Франческо де Луке, своему первому учителю в колледже, Николо выразил желание вступить в орден иезуитов и вопреки совету отца вернуться в Рим. Он покинул Сарцану и уже 20 октября был в Вечном городе, где предпочел оставаться в колледже, а не в доме своих родителей. Затем начал послушничество в иезуитском доме Сан-Андреа аль Квиринале, где среди его учителей был Джованни Паоло Олива, будущий генерал Компании, то есть глава ордена иезуитов. В конце послушничества юный Маскарди изучал риторику в течение двух лет (1640-1642) и три года философию (1642-1645) в Римской коллегии. В Риме он также был учеником немецкого математика, изобретателя и ученого-энциклопедиста Афанасия Кирхера, с которым позже на протяжении многих лет поддерживал тесную переписку, посылал ему подробные отчеты о своих исследованиях и географо-астрономических наблюдениях.

Именно в этот период учебы Николо Маскарди осознал свое призвание для религиозных миссий в далекие страны. В первом письме, датированном 1640 годом, он поделился с генералом-иезуитом Муцио Виттелески своей мечтой проповедовать в далеких землях, «не желая и не имея возможности без большой боли вынести гибель стольких душ, выкупленных священнической кровью Христа». Три года спустя Маскарди повторил свою просьбу: «с каждым днем [Господь] усиливает во мне желание, которое так много лет назад Он дал мне: оставить комфорт Европы и изгнать себя в крайние части мира, и жить там в безвестности среди тысяч трудов для моего Бога». Как раз в то время в Рим из Чили в мантии прокурора приехал Алонсо де Овалье, среди прочего занимавшийся сбором подписей желающих участвовать в Чилийской миссии. В числе подписавшихся оказался и Николо Маскарди.

Церкви, проповеди и астрономия

Смерть Николо МаскардиВ 1645-1646 годах Николо жил в Орвието, где преподавал в местном иезуитском колледже. Именно там он получил разрешения от генерала Компании и своего отца, пусть и высказавшего массу существенных оговорок, на выезд в Новый Свет. В марте 1647 года Маскарди через Геную выехал в Испанию, где в городе Пласенсия совершенствовался в испанской грамматике. Сведений о том, когда именно он отплыл в Новый Свет, не сохранилось, но достоверно известно, что в ноябре 1650 года Маскарди был в Панаме. События в те времена чаще развивались весьма неспешно, и в Чили он прибыл лишь в 1652 году.

Там Маскарди вызвал у руководства Чилийской миссии восхищение своими интеллектуальными способностями, по коей причине получил предложение стать преподавателем, однако сам он настаивал на отправке в приграничные районы. В конечном итоге его отправили в резиденцию Буэна-Эсперанса, организационно зависимую от колледжа Консепсьон и расположенную на земле племени индейцев-аруаканов, славящихся своим неукротимым нравом. Там Маскарди быстро выучил местный язык и начал интенсивную работу по евангелизации населения, которая охватила огромную территорию.

Маскарди не забывал и о своих научных интересах. Так, во время своего путешествия он частенько занимался астрономическими наблюдениями. В письме, адресованном Кирхеру в 1653 году, Николо описал затмение Луны, свидетелем которого стал тремя годами ранее в Панаме, и прохождение большой кометы, наблюдавшееся в Чили 15 декабря 1652 года.

Во время великого восстания арауканов в 1655 году Маскарди для достижения мирного договора предложил себя в качестве посредника между испанскими властями и вождями коренных народов, добиваясь в том числе освобождения взятых в плен испанцев. Позже, предположительно в 1661 году, его отправили проповедовать на архипелаг Чилоэ в Тихом океане, неподалеку от южного побережья Чили. Когда резиденция иезуитов в Кастро, главном городе острова Чилоэ, была возведена в ранг института, Маскарди стал его первым ректором. Оттуда он предпринял серию странствующих миссий, которые затронули многие острова архипелага. Там он строил церкви, проповедовал, отправлял таинства, умиротворял разногласия, одновременно продолжая свои наблюдения в области физической географии, астрономии и метеорологии. Именно в те годы возникли разговоры о том, что Маскарди обладает даром чудесных исцелений.

Тем временем губернатор этого архипелага Хуан Бердуго решил начать военные действия против индейцев пуэльче и пойяс, обитавших на восточных склонах Анд и считавшихся соучастниками арауканского восстания. Многие взятые в плен индейцы были депортированы на острова Чилоэ. Маскарди решил позаботиться о них: выучил их язык, проповедовал им и, наконец, добился освобождения некоторых из них начиная с 1665 года.

В поисках города Цезарей

Среди испанцев и самих индейцев жида легенда о городе Цезарей — сказочном поселении, якобы основанном некими испанскими мореходами, потерпевшими кораблекрушение во время плавания к Молуккским островам. Согласно преданию, эти люди спаслись, нашли некие баснословные сокровища, предпочли основать на крайнем юге Южной Америки удаленный от цивилизации процветающий город и стали жить в нем. В 1669 году Максарди в сопровождении группы индейцев решил попытаться достичь мифического города. Начав спуск по восточной стороне Анд, в феврале 1670 года Маскарди прибыл на берега озера Науэль-Уапи на территории современной Аргентины. Там он основал миссию, которой суждено было иметь большое значение в истории евангелизации Патагонии.

Оттуда он на протяжении четырех лет предпринял четыре экспедиции по крайнему югу Аргентины в поисках города Цезарей, в ходе которых исследовал совершенно неизвестные европейцам земли. Благодаря ему было признано существование западного устья Магелланова пролива, а также открыто большое озеро Мустерс, площадь которого составляет 414 кв. км, а глубины достигают 20 метров. Оно известно тем, что в нем обитают экзотические виды лосося. Все эти четыре года проповедник и ученый не имел прямого контакта с другими европейцами и вынужден был пройти тяжелые испытания на физическую выносливость — по причине сурового климата, условий путешествия и плохого питания.

В последней из этих четырех экспедиций Маскарди, помимо индейцев из Чилоэ, сопровождали несколько вождей местных племен, в том числе пользовавшийся большим уважением вождь Манкуэунаи. К югу от 47-й параллели экспедиция наткнулась на группу воинственного племени теуэльчес, которых местные соратники Маскарди так и не смогли убедить в его мирных намерениях и в доброте проповедуемой им религиозной доктрины. Убив Манкуэунаи, теуэльчес захватили Николо Маскарди. Через несколько дней, 15 февраля 1674 года, он принял мученическую смерть — дикари забили его привязанными к ремням камнями и закололи копьями. Найденные лишь несколько лет спустя кости Маскарди ныне покоятся в церкви иезуитов в чилийской столице — городе Сантьяго-де-Чили.

Вместо Post Scriptum

Проповедник и ученый еще в классах римского колледжа Общества Иисуса смог получить основательную подготовку как по геометрии и астрономии, так и по естественной философии. Там он овладел различными инструментами для географических и астрономических наблюдений, которые в дальнейшем вел в Южном полушарии. Маскарди наблюдал и описывал южные созвездия, лунные затмения и кометы, случаи падения метеоритов, морские течения и приливы, высоты Анд и строение вулканов, климатические изменения при переходе из одной области в другую с соответствующими изменениями во флоре и фауне. В своих анализах он использовал привезенные из Европы научные книги и инструменты, часть которых была потеряна во время великого восстания арауканов.

Используемые Маскарди методы христианизации подвергались критике со стороны коллег, поскольку массовым крещениям не предшествовала адекватная катехизация и дальнейшая жизнь индейцев, по их мнению, не сопровождалась должной пастырской заботой. Маскарди же утверждал, что коренные жители Америки, с которыми ему приходилось иметь дело, по сравнению с теми, кто в других местах были приверженцем пьянства и идолопоклонства, оказались скромными, живущими без идолов и склонными следовать велениям католической веры.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

  Рубрика: Великие первопроходцы 122 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:9 mb