Возвращение на пьедестал

Автор: Maks Сен 29, 2020

До «Петра Первого» (1937-1938) в советском кино коронованные особы изображались сплошь сатрапами и кровопийцами. Фильм Владимира Петрова явил советскому зрителю доселе невиданное — образ «хорошего» царя.

«Великий перелом»

В 1930-х годах в Советском Союзе вовсю шли индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Политическое руководство страны понимало: дело идет к новой большой войне. Оттого экономика принимала все более мобилизационный характер. Власть принялась закручивать гайки, что многим не нравилось. На социалистическую демократию это было совсем не похоже.

Чтобы оправдать в глазах народа элемент принуждения в деле строительства нового общества и волну репрессий, пришлось менять риторику по отношению ко многим персонажам российской истории. И приводить их достижения как пример правильного поведения в схожих обстоятельствах.

Надо сказать, идею снять картину о Петре I старые партийцы предсказуемо встретили в штыки. Изначальный план делать трилогию, сотрудничая с французами, чиновники зарубили тут же.

Только после того, как Сталин лично оказал поддержку проекту, дело сдвинулось с мертвой точки. Но разрешили снять лишь две серии — и никакого сотрудничества с буржуями!

Режиссером фильма стал Владимир Петров, прославившийся в 1933-м экранизацией пьесы Александра Островского «Гроза», а основным сценаристом — Алексей Толстой, автор романа «Петр Первый». У литератора, прозванного «красным графом», политическое чутье было поразительно острое: он точно определил момент, когда царя-реформатора можно вернуть на пьедестал. Не все это знают, но в основу ленты лег не роман Толстого, завершавшийся изложением событий первых лет XVIII века, а одноименная малоизвестная пьеса писателя, в которой, наоборот, действие начиналось с 1700 года.

Кинематографисты решили без особого пиетета относиться к историческим фактам. Им сразу дали понять, что стране нужен парадный портрет героя, а не правдивое отображение его противоречивой натуры.

Конные водолазы

На главную роль в картине претендовали более 20 актеров разной степени сходства с прототипом. Выбрали Николая Симонова, который, пожалуй, на императора смахивал меньше всех: глаза синие, а не черные; рост на 22 сантиметра ниже, чем у государя; телосложение, в отличие от стройного Петра, плотное. Но режиссера очаровали темперамент артиста и его властная харизма.

Михаил Жаров тоже портретного сходства с Александром Меншиковым не имел. И тут все решили личные качества претендента: кинозвезда излучала необоримое обаяние ушлого русского мужика, что в сочетании с западными париком и костюмом давало сногсшибательный эффект. Роль царского фаворита отдали ему.

Фильм начинается с неудачной попытки отобрать у шведов Нарву (1700). Петр, ощущая дефицит артиллерии, велит царевичу Алексею (Николай Черкасов) устроить изъятие церковных колоколов, чтобы переплавить их на пушки. И хотя царь действительно давал соответствующий указ, этим занимались другие люди, поскольку наследнику престола тогда было только 10 лет, хотя на экране мы видим уже взрослого человека.

Дьяк, зачитывающий распоряжение венценосца, носит современные очки в роговой оправе. В таких же опередивших эпоху окулярах щеголяют немецкий доктор и помощник посла австрийского императора. Царь доверяет изготовление пушек уральскому заводчику Никите Демидову, называя коммерсанта именно Демидовым. А ведь Никита Демидович в данный период времени звался еще Антуфьевым!

Развив бешеную активность, Петр I добивается первой крупной победы: в октябре 1702 года русская армия берет крепость Нотебург (Орешек). Вот только в кадре эта фортификация стоит в чистом поле. В реальности сооружение находится на острове. Соответственно, никакой показанной в картине конной атаки, решившей успех штурма, не было и быть не могло. Исход дела обеспечила пехота, доставленная к месту битвы на лодках.

Чужая речь

Фильм «Пётр Первый»Зрителю показывают, как фельдмаршал Борис Шереметев (Михаил Тарханов) отнимает у простого солдата девицу Марту Скавронскую (Алла Тарасова), будущую Екатерину I. И та сразу представляется как Катрин, хотя она поменяет имя позже, когда примет православие.

На самом деле полководец не уводил трофей у бойца, а узрел эффектную брюнетку среди челяди пастора Глюка и взял ее к себе.

Марту стремительно отбирает у старика Меншиков, а уже у него — сам царь. Все это занимает на экране пару дней, однако в действительности перемены покровителей растянулись на несколько месяцев. При этом режиссер устраивает знакомство государя с будущей женой в ночь наводнения в Санкт-Петербурге 30 августа 1703 года. Ничего подобного: в момент буйства стихии правителя в городе не было, а Скавронскую он впервые увидел только осенью.

Далее, на ассамблее датский посол сообщает самодержцу, что тот открыл «окно в Европу». Увы, знаменитое выражение было придумано лишь в 1759 году путешественником Франческо Альгаротти. Он привел его в своих «Письмах о России». Оттуда выражение позаимствовал Пушкин для «Медного всадника».

Вторую серию открывает битва под Полтавой. И, конечно же, царь произносит в кадре известную по учебникам истории вдохновляющую речь: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ее!» К сожалению, давно доказано, что этих красивых слов монарх не произносил. Скорее всего, эту речь сочинил и ввел в обиход архиепископ Феофан Прокопович, известный своими панегириками в адрес самодержца. В день баталии венценосный герой выразился пред строем куда менее эффектно: «Делайте, братия, так, как я буду делать, и все, помощию Всевышнего, будет добро. За победою, после трудов, воспоследует покой!»

Фрегаты вместо галер

Немного отойдя от трудов ратных, император отправляет генерал-прокурора Павла Ягужинского (Виктор Добровольский) в Сибирь и на Урал — расследовать злоупотребления князя Гагарина и промышленника Демидова. Речь явно идет о 1719 годе, но тут вылезают нестыковки. Ягужинский получил пост генерал-прокурора лишь в 1722 году, на восток страны никогда лично не ездил, а фигурирующая в деле Демидова Невьянская башня была построена только в 1725-м.

В фильме Демидов приказывает затопить подвалы башни, где он прятал своих работников из беглых крестьян и каторжан, чтобы убить их и таким образом скрыть следы незаконного использования труда не принадлежавших ему людей. Такая легенда существует, но современные исследования башни показали, что ее подземная часть никогда не затапливалась.

Петр I также успевает назначить купца Сердюкова — гидролога-самоучку — управляющим Ладожским каналом. Но тот не являлся типичным славянским бородатым мужиком, как показано в картине. Этот человек был по происхождению монголом и всегда ходил бритым. И занимался он обустройством не Ладожского, а Вышневолоцкого канала.

После этого царю приходится реагировать на предполагаемую измену царевича Алексея и возвращать его из Неаполя, куда тот бежал от отцовского гнева. Вопрос с наследником был решен еще в 1718 году, когда несчастный сын Петра был приговорен к казни и умер в Петропавловской крепости. На такой печальной ноте фильм, конечно, завершать не стали.

В качестве финального аккорда авторы взяли морское сражение при Гренгаме 1720 года, в котором русская эскадра разгромила шведскую. Но кинематографисты все переврали, сообщив, что у наших было 8 кораблей, а у противника — 16. В реальности шведы имели 14 вымпелов, а россияне выставили 61 судно. На экране мы видим сходящиеся линии фрегатов, хотя на самом деле большие парусные корабли выставили только шведы — наш флот состоял исключительно из гребных галер.

При этом утверждается, что командующий русской эскадрой погиб в бою. Как бы не так: руководивший сражением князь Михаил Голицын благополучно дожил до 1730 года.

Да, «Петр Первый» пренебрегает фактами на каждом повороте сюжета и откровенно продвигает видение истории, выгодное властям. Но как художественное произведение фильм все равно производит сильное впечатление. Недаром картина Владимира Петрова получила не только Сталинскую премию, но и специальный приз на выставке в Париже.

Александр ЧЕКУЛАЕВ

Загадки истории » Искусство и телевидение » Возвращение на пьедестал

, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:1,300 сек. Потребление памяти:8.19 mb