Чудовищный эксперимент в штате Айова

Автор: Maks Ноя 24, 2020

Нередко для доказательства своих идей ученые идут на слишком рискованные исследования, которые могут привести к трагическим последствиям. Так получилось и с работой, проведенной в 1939 году в Университете Айовы и получившей название Чудовищный эксперимент (англ. Monster study). После шокирующего психологического опыта дети-сироты из местного приюта на всю жизнь приобрели нарушения речи и больше не могли нормально общаться с окружающими.

«Диагноз порождает болезнь»

В 1926 году в Университет Айовы поступил 20-летний Уэнделл Джонсон из штата Канзас. Молодой человек начал добросовестно изучать английский язык. При этом парень страдал заметным физическим недостатком: он сильно заикался и нередко терял дар речи. Неудивительно, что когда в университете открылось отделение логопедии, Уэнделл забросил занятия лингвистикой и с радостью начал осваивать новый предмет.

В то время считалось, что речевые расстройства возникают либо из-за генетических причин, либо в результате необратимых изменений мозга. Таким образом, заикание признавалось неизлечимым. Но сам Джонсон полагал, что от него можно избавиться с помощью психологического воздействия. При этом молодой человек опирался на собственный опыт. Он прекрасно помнил, как приобрел дефект речи: это произошло в школе. Его родители беседовали с учителем, и Уэнделл случайно подслушал, как преподаватель сказал: «Кажется, ваш мальчик начинает заикаться». И Уэнделл, который до этого случая не испытывал особых проблем с речью, начал болезненно контролировать ее — и в результате, из-за постоянного напряжения, действительно стал заикаться.

То есть причиной стало психологическое воздействие — и оно же, по мнению студента, могло помочь избавлению от недуга.

Уэнделл Джонсон окончил университет и получил направление в аспирантуру. Он и его помощники-студенты, которые тоже заикались, постоянно проводили различные эксперименты, проверяя, как можно избавиться от дефекта речи. К примеру, молодые люди неожиданно для коллег стреляли из пистолета, чтобы проверить, как испуг повлияет на способность говорить, а также делали друг другу кровопускание, применяли электрошок и проводили другие необычные эксперименты.

В итоге Джонсон, который в 1937 году стал доцентом, опубликовал несколько серьезных научных работ, в которых доказывал, что заикание поддается лечению, и что главным в этом процессе являются манипуляции с человеческим сознанием и подсознанием. Основной постулат формулировался так: «диагноз порождает болезнь».

Ученый принимал активное участие в работе Американской ассоциации речи, языка и слуха, а в своей книге «Потому что я заикаюсь» подробно описал личный опыт борьбы с этим речевым расстройством.

Две противоположные задачи

В 1939 году Джонсон и его 22-летняя аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент, который должен был доказать, что заикание является примером вредной привычки или так называемого выученного поведения (как курение), а значит, его можно спровоцировать у полностью здоровых детей — а потом избавить их от недуга.

Оба специалиста понимали, что их исследование нарушает общепринятые нормы морали. Поэтому в качестве подопытных были выбраны дети погибших военных из местного приюта, за которых не могли вступиться родители или опекуны.

Целью исследования было проверить поведенческую теорию возникновения дефектов речи. Перед экспериментаторами ставились две противоположные задачи: вызвать заикание у здоровых детей и избавить от него больных.

Из 256 воспитанников приюта исследователи отобрали 22 ребенка. Их разделили на четыре группы:

IA, 5 детей с нарушениями речи, которым в ходе опыта следовало внушать, что они говорят совершенно нормально;

IB, 5 сирот с нарушениями речи, которым сообщили, что они говорят плохо и нужно избавляться от заикания;

IIА, 6 детей с нормальной речью. Их убеждали, что они говорят очень плохо;

IIB, 6 детей с нормальной речью, которую экспериментаторы хвалили как блестящую.

Проблемы с общением

Эксперимент продолжался с января по май 1939 года. Уэнделл Джонсон осуществлял научное руководство, Мэри Тюдор занималась конкретной практической деятельностью. Она регулярно (не реже раза в неделю) встречалась и долго беседовала с детьми из каждой группы. К примеру, представителям IIА (с абсолютно нормальной речью) она говорила примерно следующее: «Наше обследование показало, что вы говорите очень плохо, у вас есть неоспоримые признаки заикания. Вам следует использовать всю свою волю, чтобы не начать заикаться. Лучше ничего не говорите, если не уверены, что способны сказать чисто и правильно». Соответственно, детям из групп IA и IIB (с нарушениями речи и без них) аспирантка внушала, что у них блестящие способности к языковой практике.

Уэнделл ДжонсонУэнделл Джонсон оказался прав: манипуляции с сознанием и подсознанием действительно могут стать причинами речевых дефектов. Но психологические опыты исследователей привели к неожиданным для них и крайне негативным результатам. Некоторые здоровые дети из-за неуверенности в себе начали заикаться. При этом юные пациенты с дефектами речи, которых хвалили, от языковых затруднений отнюдь не избавились. Но главное — многие юные пациенты замкнулись в себе и стали испытывать явные проблемы в общении. Они сильно нервничали, когда им приходилось говорить, а у одной девочки даже появилась навязчивая привычка щелкать пальцами, от которой удалось избавиться только спустя десятилетия.

Прекрасно говорившая пятилетняя Норма Жан Пью уже через месяц постоянно молчала. Одиннадцатилетний Кларенс Фифер жаловался, что ему трудно говорить, потому что звуки застревают у него в горле. Отказывались общаться с преподавателями и сверстниками девятилетняя Бетти Ромп и пятнадцатилетняя Хейзел Попер.

Только через много лет после окончания эксперимента они в какой-то степени преодолели психологические трудности в контактах с другими людьми, но к полноценному общению так и не вернулись.

Покаянное письмо

Поняв, что эксперимент с треском провалился, Уэнделл Джонсон распорядился прекратить опыт. Никаких сведений о нем в научной литературе не появилось. Но по правилам Университета Айовы описание и результаты любых исследований хранятся в библиотечном архиве. Именно здесь на них спустя 72 (!) года, то есть в 2001-м, наткнулся сотрудник газеты San Jose Mercury News. Серия статей о бесчеловечном опыте над детьми была перепечатана другими изданиями и всколыхнула общественность многих стран. Именно тогда данное исследование получило название ««Чудовищный эксперимент».

Уэнделла Джонсона и Мэри Тюдор обвинили в кощунственном отношении к детям. Хотя дотошные корреспонденты выяснили, что девушка впоследствии неоднократно приезжала в приют, пыталась извиниться перед подвергшимися жестоким испытаниям юными пациентами и вернуть им уверенность в себе. Правда, безрезультатно. А 22 апреля 1940 года аспирантка написала своему научному руководителю письмо, в котором говорила о своей вине и высказывала надежду на то, что прошедшие такое испытание дети со временем все же вернутся к полноценной жизни.

Университет Айовы принес официальные извинения всем пострадавшим. Некоторые сотрудники учебного заведения пытались, однако, защитить своих коллег. В частности, доцент кафедры речевой патологии и аудиологии Патрисия Зебровски в обширной научной статье отметила, что данные, полученные в результате эксперимента, являются крупнейшим источником научной информации в области патологий речи.

Смерть за рабочим столом

Несмотря на негативные последствия эксперимента, Уэнделл Джонсон продолжал защищать свою теорию заикания. Ученый скончался в 1955 году в возрасте 59 лет от обширного инфаркта, когда сидел за рабочим столом и писал для Британской энциклопедии статью о расстройствах речи. Это эссе из 4000 слов было опубликовано посмертно — и в нем Джонсон продолжил развивать идею, которой придерживался всю сознательную жизнь: о том, что психологическое воздействие способно помочь человеку побороть речевые дефекты.

В настоящее время в США существует несколько ассоциаций, объединяющих действующих логопедов. Часть из них запрещают проводить эксперименты над детьми — но эти ограничения носят лишь рекомендательный характер. Известно, что в ряде случаев именно воздействие на сознание и подсознание избавляло юных пациентов от дефектов речи.

В 2006 году шестеро пострадавших участников Чудовищного эксперимента подали иск, требуя от штата Айова материальной компенсации (на общую сумму 13,5 миллиона долларов) за получение психической травмы. Суд, состоявшийся 17 августа 2007 года, постановил выплатить пятерым из них по 180 тысяч долларов и еще одному — 25 тысяч долларов.

Элина ПОГОНИНА

Загадки истории » Злодеи » Чудовищный эксперимент в штате Айова

, , ,   Рубрика: Злодеи 135 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,166 сек. Потребление памяти:7.21 mb