«Одежда» уличной торговли

Автор: Maks Сен 9, 2022

С древних времен купцы знали правило успешной торговли — демонстрация товара в лучшем виде. Но солнце, дождь, летающие и ползающие насекомые, а то и действия злоумышленников могли напрочь испортить его внешний вид. Что же можно было сделать?! Ответ был прост — закрыть товар стеклом. По-французски «стекло» — vitre, отсюда и произошли два термина — «витраж» и «витрина».

Несмотря на то что стекло люди стали производить еще в IV тысячелетии до нашей эры, более-менее вменяемое листовое стекло у мастеров стало получаться только в XVII веке.

От лавки до универмага

В эпоху Средневековья ремесленники выставляли товары в окнах лавок, мастерских и домов. Однако их обзор оставлял желать лучшего. В середине XVII века в Англии торговцы придумали накрывать уличный прилавок стеклом. Идея со стеклянным покрытием, или по-французски — витриной, быстро нашла отклик и в остальной Европе. В 1840-х годах англичане придумали технологию производства стеклянных листов больших размеров, что дало возможность стеклить огромные окна в торговых заведениях.

В тот же период в умах предпринимателей стали возникать идеи по организации супермагазинов, где можно было купить все, от чайной ложки до кареты. В 1852 году француз Аристид Бусико открыл в Париже первый в мире универмаг «Бон Марше». Затем подобные торговые заведения стали появляться в США: «Мейси» (Масу) в Нью-Йорке в 1858 году, «Маршалл Филд» (Marshall Field) в Чикаго в 1865 году и прочие.

Все эти магазины имели огромные по тем временам окна, где выставлялся продаваемый товар. В 1908 году из США в Лондон прибыл экс-директор чикагского «Маршалл Филд» Гордон Селфридж. А в 1909 году он открыл здесь универмаг «Селфриджез», ставший эталоном европейской розничной торговли. Огромные витрины из зеркального стекла были забиты качественными товарами, которые манили покупателей. А после окончания работы заведения его витрины продолжали жить насыщенной жизнью. Дело в том, что владелец приказал оставлять освещение витрин на ночь, чтобы люди могли рассматривать товары круглосуточно.

И это был не единственный прием привлечения покупателя через витрину. Когда в июле 1909 года после перелета через Ла-Манш летчик Луи Брелио приземлился на аэроплане на поле в графстве Кент, об этом написали все газеты. Заплатив пилоту определенную сумму, Селфридж в 2 часа ночи погрузил аэроплан на железнодорожную платформу, а в 10 часов утра уже выставил его в витрине своего универмага. Поглазеть на аэроплан только в первый день пришли 50 тысяч человек, что серьезно увеличило выручку магазина. И таких фишек витринного маркетинга в жизни Селфриджа было немало.

«На европейский манер»

Стоит отметить, что в Российской империи пристально следили за европейскими тенденциями, и появление витрин не прошло мимо русских предпринимателей. Одна из первых витрин, как тогда говорили — «на европейский манер», появилась в Москве в магазине художественных изданий Дациаро на Кузнецком мосту. Она представляла собой новое на тот момент сплошное остекление фасада. В 1830-е годы лавки и магазины пришли к необходимости увеличивать пространство окон, дабы в них можно было выставлять продаваемый товар. Владельцы заведений считали, что чем больше товара демонстрировалось в витрине, тем «богаче» и привлекательнее был магазин в глазах покупателя. Декор витрин часто включал в себя роскошные фарфоровые вазы, статуэтки, корзины в виде рога изобилия, искусственные цветы. Все это вместе с товаром переплеталось яркими шелковыми лентами, образующими утомительную взгляду палитру. На товары в витринах нередко клали ценник. Со временем появились таблички о ценах по прейскуранту (Prix-courant) или цене без запроса (Prix fixe).

Витрина 19-го векаА когда появился такой рекламный ход, как сезонная распродажа, то в витринах за несколько недель до этого вывешивались огромные плакаты с размером предполагаемых скидок. Появление крупных магазинов в Москве и Петербурге, аналогичных европейским универмагам, привело к «европеизации» их витрин. Ведь магазины и гастрономы «высшего сорта» отличались роскошью отделки, огромными хрустальными люстрами и бра, позолоченным архитектурным декором и даже наличием фонтанов.

К началу XX века витрины в российских магазинах серьезно «подросли», а с появлением двухэтажных магазинов внизу высотных домов размеры их де-факто удвоились. При этом витрины второго этажа, из-за невозможности обозревать товар в них, просто украшались надписями или изображениями товара масляной краской. Русским покупателям пришлось по душе и уже упоминавшееся электрическое освещение витрин. Анастасия Цветаева (сестра поэтессы Марины Цветаевой) назвала витрины московского универмага «Мюр и Мерилиз» «аквариумами света, налившимися волшебством предметов, плавающих в этой световой воде».

«Мумии» напоказ

В начале XX века витрины гастрономов стали наполняться не настоящим товаром, который быстро терял продажный вид, а бутафорским хлебом, сыром и колбасой. Примерно в то же время, сначала во французских, а потом — в европейских и российских витринах «поселились» манекены. Созданные из воска, окрашенного в телесный цвет, они имели натуральные волосы и стеклянные глаза — отчего их сходство с живыми людьми выходило пугающим. Между тем владельцы магазинов составляли из манекенов целые мизансцены в надежде завлечь покупателя. Но многие просто шарахались от «мумий» в дорогих костюмах, смотревших на них пристальным взглядом. Выход нашелся быстро — манекены стали делать из папье-маше, они утратили пугающую схожесть с людьми и стали привлекать покупателей поглазеть то ли на них, то ли на их костюмы, продаваемые в магазине. Но маркетологи вековой давности на этом не остановились и стали устанавливать в витринах механические куклы, которые выполняли разные манипуляции. В магазине фирмы «Зингер» кукла строчила на швейной машинке, а в чайном магазине механический джентльмен сидел за столом и подносил ко рту чашку.

Специально к рождественским праздникам в Европе и США витрины стали украшать елью с игрушками и использовать световую иллюминацию. Да и вся витрина оформлялась в соответствующем антураже — из ваты создавались снег, сугробы, снеговики. Картина дополнялось кедровыми шишками, гирляндами и подарками, купить которые предлагалось в указанном магазине.

В 1920-х годах во Франции молодые художники, желая, чтобы их холсты могли видеть все желающие, договорились с владельцами магазинов и стали выставлять картины в витринах магазинов. В то же время в Советской России витрины заполнялись «Окнами РОСТА» — плакатами в лубочном стиле на политические темы с пропагандистским текстом. Но в эпоху НЭПа советская витрина вернулась к стандартному оформлению. После чего стиль оформления советских и мировых витрин пошел разными дорогами.

В 1930-е в нью-йоркских универмагах на Пятой авеню Сальвадор Дали создал новый стиль витрины для универмага «Бонуит Теллер». То была композиция «Нарцисс», но она оказалась слишком радикальной даже для Нью-Йорка. Американцы написали кучу жалоб и композицию убрали. Но пример Дали вдохновил его последователей на эксперименты в этой области. Так, знаменитые дизайнеры Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист и Роберт Раушенберг начинали карьеру с должности оформителя витрин в универмагах Нью-Йорка.

В конце XX века появились такие новые супербренды, как «Гуччи» (Gucci) и «Прада» (Prada), которые использовали витрины не как рекламу продаваемого товара, а как пропаганду целого бренда. Теперь в витринах модных универмагов выставлялись гигантские фото супермоделей, блиставших в вещах указанного бренда, а потом фото сменили экраны с показами дефиле этих же моделей. Увы, XXI век увел розничную торговлю с улицы в Интернет, что может стать приговором классической витрине. Впрочем, взамен нее веб-дизайнеры уже придумали онлайн-витрину.

Алексей МАРТОВ

  Рубрика: Люди и вещи 447 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,153 сек. Потребление памяти:11.56 mb