Тайна Экстерских скал

Автор: Maks Сен 28, 2020

На севере Германии, в холмистой местности между долинами рек Везер и Эмс есть удивительный таинственный уголок — Экстернштайн. Это уединенное и пустынное место надежно прячет свою тайну, которая напрямую связана с небом…

С северо-запада на юго-восток на протяжении почти километра тянется гряда скал — колоссальных столбов и глыб песчаника, кое-где повалившихся и представляющих собой огромные, почти отвесные утесы. Вокруг Экстернштайна раскинулся знаменитый Тевтобургский лес, который тянется на 80 километров. Но когда-то он был гораздо обширнее и дремучее, а его красоту составляли буковые и елово-пихтовые чащи.

Алтарь на камнях

У подножия одной из Экстерских скал вырублена христианская часовня, освященная, как видно по надписи, в 1115 году. Снаружи, над входом в часовню, высечен барельеф размером 5×4 метра, с изображением новозаветной сцены «Снятие с креста». Две бородатые фигуры (Никодим и Иосиф Аримафейский) снимают с креста бездыханное тело Иисусово; Богородица поддерживает голову своего Сына. По другую сторону от креста стоит удрученный горем апостол Иоанн. Вверху — Бог Отец. Он поддерживает дух Христа и благословляет Его Своею десницею.

Известно, что в ранние христианские времена церкви и монастыри зачастую появлялись в самых невероятных местах, куда простым верующим добраться было не по силам, да и ни к чему. Одним из таких заповедных мест являлся Тевтобургский лес.

В первые века нашей эры на его окраинах, по берегам рек и озер, обитали воинственные германские племена — язычники. Экстерские скалы служили для них сакральным центром задолго до «пришествия» христианства. Необычные камни, столь схожие с широко распространенными в Западной Европе менгирами, не могли не привлечь внимания людей, и они полагали, что боги изваяли эти каменные престолы для того, чтобы люди приносили здесь им жертвенные дары.

Действительно, над часовней в Экстернштайне, на одной из вершин скалы сохранился древний языческий алтарь. К нему ведут каменные ступени. Те, кто поднимался когда-то к алтарю, вступали в каменный «шатер» с прорубленным круглым отверстием в восточной стене. Первые лучи солнца восходили над скалами и проникали через отверстие, падая на алтарь. Что лежало на нем в тот момент и какие ритуалы здесь вершились, мы не знаем. Но некоторые события истории помогают найти ответ.

Дерево Ирменсулъ

ЕкстернштайнЕще в 1564 году теолог и краевед Герман Хамельманн предположил, что Экстерские скалы являлись древним культовым местом германцев, где почитался гигантский священный дуб. В VIII веке этот ветвистый фетиш был срублен по приказу императора Карла Великого, дабы искоренить язычество.

Изображение на рельефе часовни пригнувшегося перед торжествующим Крестом Спасителя мифического древа Ирменсуль (у скандинавов — Иггдрасиль), видимо, не случайно — оно связано с насилием над старой верой германцев. Лес для них был особым миром, он окружал их повсюду. Римский историк Тацит описывал обряд инициации, когда германских юношей уводили в лес, чтобы испытать их храбрость. Лишь после успешного возвращения они могли стать полноправными членами племени.

Немецкий хронист XI века Адам Бременский приводит описание главного капища в Уппсале — древнейшем культовом центре Скандинавии. Возле храма течет священный источник и растет священное дерево — таким образом, сам храм воплощает вселенную с Мировым Древом и центр мира. В храме, украшенном золотом, стоят статуи трех главных богов. В середине — статуя Тора, самого могущественного из богов (покровителя людей). По сторонам — идолы Одина и Фрейра. Тор держит в руках молот. Он, подобно римскому Юпитеру, правит громом и молнией, ветром и дождем, от него зависят погода и урожай. Бог Один (немецкий Вотан) одет в доспехи, он вселяет в людей храбрость, помогает воинам в битве. Фрейр (Фрикко) — бог мира и сладострастия. Жрецы регулярно приносили в жертву животных всем трем богам. Но на празднике, проводившемся каждые девять лет в Уппсале, совершались жертвоприношения людей. Их вешали на деревьях священного леса, окружавшего капище.

«Вар, верни легионы!»

Повседневную жизнь германских народов заполняли военные походы. И когда на их земли явились римляне, они дружно восстали против невесть откуда пришедшего врага. Бунт начался после того, как самоуверенный римский наместник в Германии Публий Квинтилий Вар перенес свой летний лагерь на Везер и пытался насаждать свои жестокие порядки среди местных племен. Тогда заговорщики решили заманить римлян в Тевтобургский лес.

Однажды, в сентябре 9 года, когда начались дожди, Вар во главе трех легионов и нескольких вспомогательных когорт двигался в свой штаб на Везере. Чтобы сократить путь, он, поверив коварному совету Арминия, своего проводника из племени херусков, пошел через лес. Местные «сусанины» повели римлян по топким местам и дебрям. Легионеры разбрелись, ливни затрудняли их движение, выматывая силы. В это время явились вооруженные заговорщики и со всех сторон стали теснить врага. Вару лишь к вечеру удалось отбить нападение и окопаться. На второй и третий день, во время страшной бури, легионеры, неся большие потери, были вновь окружены и атакованы. Вар и офицеры его штаба в отчаянии закололи себя мечами. Всего в Тевтобургском лесу погибло около 27 тысяч легионеров.

Известие о поражении Вара произвело в Риме ошеломляющее впечатление на императора. По утверждению историка Светония, Октавиан Август отпустил бороду в знак траура и бился головой о косяк, повторяя: «Вар, верни легионы!» С этого времени римляне ограничились обороной, закрепившись на границах по Рейну и Дунаю. Арминий же стал на все времена для германцев символом свободы.

Можно лишь представить себе, как торжествовали варвары. Множество захваченных в плен врагов было подвергнуто жестоким мучениям и принесено в жертву Вотану и Тору. Головы легионеров украсили ветки деревьев Тевтобургского леса. Возможно, особо знатных римлян привели на заклание непосредственно в Экстерское капище. Есть там такое место, которое весьма соответствует символике жертвоприношений. Это большая каменная ниша, внутри которой высечен каменный гроб в виде выемки под человеческое тело. Длина выемки около 185 сантиметров.

«Здесь был я»

Экстерские скалы привлекали внимание во все времена, о чем на камнях свидетельствуют надписи вроде: «Здесь был я». Одна из старейших гласит: «В 1600 году в этом месте завтракал граф Арнольд фон Бентхайм». Экстернштайн приобрел печальную известность в годы Третьего рейха. Здесь проводили свои изыскания руководители нацистского института «Аненербе». После войны работали археологи. Они обнаружили насыпь из светлого песка, а в песке остатки кострищ и очагов. К скале от насыпи шла полузасыпанная шахта, где попеременно следовали странные слои, возможно, следы погребальных обрядов. Тела покойных сжигались, а пепел ссыпали в шахту.

В наши дни Экстерские скалы посещают ученые, туристы, а также современные язычники. Последние проводят здесь свои фестивали два раза в год.

Одним из разрешенных мест сбора является крайняя, пятая скала каменной гряды, где в средней ее части можно ясно разглядеть в фас и в профиль «мужское лицо». Строгий взор. Широкий рот приоткрыт в безгласном окрике. Отчетливо видны глазные впадины. Лоб изборожден морщинами, брови сурово сдвинуты, переходя в мощный мясистый нос. Над лбом нависает участок скалы, напоминающий причудливую шапку с двумя отростками-выступами. Невольно вспоминаются изображения Одина в рогатом шлеме.

Созданный природой «лик бога» люди разглядели давным-давно и постепенно обновляли. В 1988 году искусствовед Ульрих Нидхорн при помощи пожарных лестниц поднялся к «лику», чтобы разглядеть его вблизи. Его вердикт состоял в том, что песчаник явно обработан примитивными инструментами. И все-таки лицо кажется самой сутью камня. Массивное и тяжелое, оно производит сильное впечатление на зрителей.

Да и как же иначе: ведь это лицо языческого бога!

Михаил ЕФИМОВ

  Рубрика: Невероятные артефакты 372 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,347 сек. Потребление памяти:9.72 mb