Вокруг света в одиночку

Автор: Maks Дек 21, 2018

Первое кругосветное путешествие, как известно, совершил в 1519-1522 годах Фернан Магеллан. Из пяти его кораблей обратно вернулся один, а сам мореплаватель погиб. Тем удивительнее одиночная морская кругосветка, совершенная в 1895-1898 годах американцем Джошуа Слокамом…

Родиться в семье моряка и быть отлученным от моря — что может быть хуже! Но именно в таких условиях прошло детство Джошуа. Его отец — бывший моряк — ни в какую не хотел, чтобы сын связывался с морем, и парню пришлось бежать из родительского дома.

В мечтах о море

Джошуа Слокомб родился в 1844 году в канадской провинции Новая Шотландия. Отец владел фермой, и дети не голодали. Но когда Джошуа стал проявлять интерес к морю, отец не был этому рад. Однажды он увидел, что мальчик сделал модель парусника, и в гневе разломал поделку, а сына выпорол. Джошуа несколько раз сбегал из дома, но отсутствие крова и еды заставляло его вернуться. Наконец, в 14 лет его взяли юнгой и поваром на рыбацкое судно.

Когда он все-таки вернулся к родным, отец выгнал его из дома. В отместку Джошуа сменил фамилию со «Слокомб» на «Слокам».

В 17 лет Джошуа мог уже назвать себя морским волком. За его плечами был переход через Атлантику, а затем на борту английского корабля он отправился в Китай. Но юноша заболел лихорадкой, был высажен на берег, где его позднее подобрал капитан парохода, на котором Джошуа потом избороздил Тихий океан, побывав даже во Владивостоке. Чуть позже, в команде британских судов, Джошуа дважды огибал бушующий мыс Горн.

В 21 год Джошуа осел в Сан-Франциско, где получил гражданство США. Зарекомендовав себя отличным моряком, он получил капитанский контракт с одним из судовладельцев. Судно Слокама не только бороздило прибрежные воды США, но и ходило в Австралию. Правда, жизнь моряка в XIX веке была похожа на рулетку: сегодня ты — капитан, а завтра фортуна от тебя отвернулась. Отчасти причиной тому стало пренебрежение Слокама к морской примете: «Женщина на корабле — быть беде». В плавание на Аляску он прихватил с собой молодую жену, и так случилось, что судно потерпело кораблекрушение. К счастью, никто не погиб, а команда и капитан высадились на острове, где несколько месяцев ждали проходящего мимо судна.

После этого Слокам некоторое время находился без работы. Имея свободное время, он нашел оригинальное решение, как заработать хоть немного денег.

Безумству храбрых…

Джошуа СлокомНа оставшиеся деньги Джошуа приобрел небольшую лодку, нарастил на ней борта, оборудовал маленькую каюту и настелил палубу. Чтобы лодка больше походила на яхту, Слокам соорудил три мачты, а в качестве матросов взял членов своей семьи. Назвав шхуну Liberdade («Свобода»), он оповестил газеты о необычном плавании по Атлантике. Понимая, что пресса принесет ему известность, Джошуа телеграфировал в газеты о своих приключениях. Когда плавание закончилось, моряк написал книгу «Вояж на «Свободе»», которая принесла Джошуа хорошие деньги.

Какое-то время они помогали Слокаму, но деньги имеют свойство заканчиваться. Приближающееся 50-летие он встречал в удрученном состоянии — работы не было, да и пароходы требовали совсем других навыков.

В итоге отчаявшийся Слокам приобрел у своего знакомого 11-метровый шлюп Spray, ранее ловивший устриц. Судно было в ужасном состоянии. Но Слокам имел опыт восстановления судов и, задумав грандиозный план, принялся за работу.

Шлюп был почти заново перекроен. Слокам вложил в него 553 доллара и 13 месяцев труда. Получив отличную парусную яхту, Джошуа остался без средств к существованию. Чтобы купить провиант и расходники для плавания, он продал морской хронометр — прибор, необходимый для определения долготы в открытом море.

24 апреля 1895 года Слокам отплыл из Бостона и взял курс на юг. Поначалу он думал, что плавание закончится у берегов Южной Америки, откуда он вернется обратно. Но в пути моряк решил, что готов на большее — в одиночку обогнуть земной шар. Учитывая, что в южных широтах в те времена процветало пиратство, а джунгли кишели тропическими болезнями и каннибалами, решение было не просто смелым, а граничащим с безумием. Но Слокам решил, что терять ему нечего и, достигнув берегов Бразилии, повернул в сторону Африки.

Во время плавания на яхте, ему не с кем было поговорить, а монотонность моря сводила с ума. Чтобы не спятить, путешественник стал разговаривать днем с птицами, а ночью — со звездами и луной. Разыгрывал представления, отдавая себе команды. Иногда Джошуа пел песни и рассказывал сам себе истории. Ну и, конечно, выручал судовой дневник, в который Джошуа ежедневно вносил подробные записи.

Небывалые приключения

В открытом море Джошуа много раз рисковал стать жертвой пиратов. У побережья Марокко его спас шторм. На пиратском паруснике сломалась мачта, и головорезы отстали от него. В другой раз путешественника спас совет бывалого моряка — перед заходом в Магелланов пролив накидать на палубе острых гвоздей. Жители Огненной Земли были известны тем, что ночью подплывали на пирогах к кораблю и резали команду. Именно крики аборигенов, поранивших ноги, вовремя разбудили Слокама, он успел схватить ружье и отбить нападение.

Вблизи побережья Самоа его яхту боднул кит, а при прохождении мыса Горн путешественник пережил самый сильный шторм в жизни. Как писал он позднее: «Меня там здорово укачало». Его одиночное плавание вокруг света вызывало недоверие людей, которым он о нем рассказывал. На острове Вознесения Слокама приняли за мошенника, и чтобы отвести от себя подозрения, он согласился на ритуал окуривания шлюпа. На этот остров мореплаватель приплыл не один. С ним была коза, подаренная на острове Святой Елены одним соотечественником. Не считаясь с планами капитана, коза сжевала карту Карибского моря, а потом и соломенную шляпу Слокама, за что и была продана в первом же порту.

По пути Спокам встречал немало больших кораблей, команда которых думала, что бедолага попал в переделку, и предлагала ему помощь. В районе Новой Каледонии американец попал в очередной яростный шторм, во время которого его заметил капитан французского пакетбота. По прибытии его в Сидней французы доложили властям порта о шлюпе, который «изрядно треплет». Но легонькое судно лучше преодолевало шторм, нежели тяжелый корабль. Так, у берегов Патагонии Spray едва не потопила волна-убийца. Заметив надвигающуюся лавину, Спокам быстро спустил паруса, а сам залез на мачту и привязал себя к ней, чтобы не смыло за борт. Когда вода обрушилась на суденышко, оно «задрожало всеми шпангоутами и повалилось на бок под страшной тяжестью, но сразу же выпрямилось и гордо понеслось по волнам». Будучи опытным моряком, Спокам не раз повторял «молитву»: «Помни, о Господи, судно мое так мало, а Твое море так велико!»

В конце концов морское мастерство и опыт, помноженные на удачу, помогли Слокаму вернуться домой. Спустя 3 года и 2 месяца, преодолев более 74 тысяч километров, он пришвартовался 27 июня 1898 года в Ньюпорте (Род-Айленд). Героя не только никто не встретил, но никто даже не заметил его кругосветки. Газеты тогда писали об испано-американской войне, а до первой одиночной кругосветки никому не было дела. Только после того, как война закончилась, газеты стали писать о храбреце. А в 1900 году Спокам написал бестселлер «Один под парусом вокруг света».

Книга принесла ему известность и, самое главное, хорошие деньги. Но сидеть дома без дела постаревший капитан не думал. 14 ноября 1909 года 65-летний Джошуа отправился в очередное плавание к берегам Южной Америки. И исчез. Возможно, умер, а судно, потеряв управление, затонуло.

Что ни говори, прекрасная смерть!

Прохор ЕЖОВ



, ,   Рубрика: Великие первопроходцы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,185 сек. Потребление памяти:8.42 mb