Живущие за облаками

Автор: Maks Окт 28, 2018

В 2015 году в Лиме, столице Перу, прошла большая археологическая выставка андских народов. На ней впервые было представлено богатейшее собрание экспонатов, связанных с таинственными индейцами чачапойя, которых инки называли «живущими за облаками» или «воинами облаков», поскольку те проживали в селениях, расположенных на склонах гор.

Заброшенный мир

Чачапойя — это доколумбова индейская культура, одна из самых развитых в древней Амазонии. Существовала она примерно между 800 и 1500 годами, хотя истоки её прослеживаются с IV века. Представители этой древней культуры обитали на горном плато — территории современного перуанского региона Амазонас. Вопрос о происхождении чачапойя и их этнической принадлежности актуален по сей день. Легенды инков свидетельствуют, что «живущие за облаками» были очень красивыми, высокими, белокурыми и светлокожими. Некоторые испанские источники тоже говорят о том, что у этого народа была светлая кожа.

Своеобразные природные условия надёжно изолировали от остального мира земли, на которых проживал таинственный народ. Цивилизация чачапойя развивалась и существовала в своеобразном треугольнике. Две стороны его были образованы бурными реками Уальяга и Мараньон, а третья — скалистыми горными хребтами и непролазными джунглями. Проникнуть в этот затерянный мир можно было либо по бурным горным потокам, либо через глухие джунгли и труднопроходимые амазонские Анды.


Реконструкция поселения инедейцев ЧачапойяУже к 800 году светлокожие индейцы сформировали достаточно развитую цивилизацию, и их покрытое джунглями плато было плотно заселено. Культура преимущественно основывалась на сельском хозяйстве — «живущие за облаками» были умелыми земледельцами, возделывавшими поля на ступенчатых террасах. В суровом горном климате у них выработались и ремесленнические навыки — чачапойя были мастерами гончарного дела и ткачества. Находки археологов подтверждают, что они умели работать с металлами и камнем, были высококлассными строителями, архитекторами и художниками.

На неприступных скалах чачапойя возвели несколько сотен поселений. Некоторые из них насчитывали едва ли десяток строений, а другие — до тысячи. Крупные городища были укреплены мощными оборонительными сооружениями. В 1964 году американские археологи во главе с Джином Савоем обнаружили в землях заоблачных жителей огромную крепость с валом и каменными стенами протяжённостью около километра. Это сооружение — явно одно из самых примечательных на всей территории Южной Америки. При возведении крепости было использовано в два раза больше гранитных блоков, чем при строительстве пирамиды Хеопса в Египте!

Спустя 21 год группа Савоя сделала ещё одно феноменальное открытие. Неподалёку от крепости под густым покровом джунглей был обнаружен огромный город — площадью около 80 квадратных километров. Архитектура его совершенно непохожа на стиль инков. Джин Савой отнёс период его строительства к 800 году. Во время исследований археологи часто встречали среди местного населения высоких голубоглазых блондинов и блондинок. Савой рассказывал: «Они были весьма суеверными и считали найденные руины заколдованными. Многие из них рассказывали о семиглавой змее, которая оплетала каждого, кто пытался проникнуть в древнее поселение, после чего люди превращались в камень».

Под пятой завоевателей

По данным перуанского писателя и историка Инки Рарсиласо де ла Беги (1539-1616), во второй половине XV века, в период правления Тупака Инки Юпанки, государство чачапойя было покорено инками. По многим свидетельствам, светлокожие индейцы были отважными воинами, и инкам на протяжении четырёх столетий никак не удавалось покорить их страну. Сохранилось много исторических свидетельств о войне чачапойя с инками, особенно много их можно встретить в рукописях Педро Сьесы де Леона (1518-1554) — испанского священника, историка, географа и этнографа, одного из первых хронистов эпохи испанской колонизации Южной Америки.

Во всех крупных поселениях «живущих за облаками» инки размещали большие постоялые дворы и склады. У чачапоия сохранялись храмы, где они приносили жертвы своим богам; у них имелись огромные стада овец. Светлокожие индейцы делали для инков роскошную одежду и необычайно красивые, изысканные ковры. Однако вражда между соседями время от времени вспыхивала с новой силой, и война продолжалась, пока не пал город Куэлап, оплот чачапоия. Выжившие были насильно переселены из родных мест в отдалённые уголки инкской империи, простиравшейся, в современных параметрах, от Чили до Эквадора.

В середине XVI века в земли чачапоия вступил испанский конкистадор Алонсо де Альварадо, капитан экспедиции знаменитого Франсиско Писарро, «могильщика» империи инков. Конкистадоры нашли в лице оставшихся «воинов облаков» верных союзников в борьбе против воинственных инков. Впрочем, союз с чужеземцами сослужил чачапоия дурную службу: слишком многие светлокожие индейцы умерли от привезённых конкистадорами из-за океана болезней. За 200 лет, прошедших со времени гибели государства чачапоия, численность этого народа уменьшилась почти на 90 процентов — войны и болезни не щадили никого. Выжившая горстка «живущих за облаками» не смогла сохранить свою самобытность, и чачапоия постепенно слились с другими индейскими народностями. И лишь необычайная красота их женщин продолжала поражать местную испанскую знать.

Выходцы из Средиземноморья?

Само существование цивилизации светлокожих индейцев способно поставить под сомнение факт длительной изоляции Нового Света. Всё та же археологическая группа Савоя в 1986 году сделала удивительную находку. Ранее до их руководителя доходили слухи, что во времена конкисты народ чачапоия спрятал в неких пещерах «говорящие камни». Историки, однако, не верили в эти предания, считая, что в древнем Перу письменности не существовало. Но вот однажды Савой, карабкаясь по скале над древним городом, наткнулся на столь же древнюю гробницу, скрывавшую в себе множество костей и кусочки керамики. В стены гробницы были вставлены три каменные плиты с надписями. После их изучения Джин Савой и его спутники были попросту поражены. Оказалось, что первыми на плитах шли слова древнееврейского языка, насколько можно судить, — из древних египетских, израильских и финикийских источников. Савой полагает, что плиты эти были доставлены в Перу из Офира — загадочной полулегендарной страны на востоке Африки или в Южной Азии, куда отправлял свои корабли библейский царь Соломон.

Найденные письмена поставили перед учёными много вопросов. Как в городе индейцев чачапоия, построенном в 800 году, могли оказаться слова из произведений, относящихся к I тысячелетию до нашей эры? Как объяснить особенности внешности «живущих за облаками» — ведь ни Египет, ни Израиль никогда не славились рослым, белокожим и белокурым населением. Высказывалось даже предположение, что чачапоия были викингами, перебравшимися в Перу с берегов залива Святого Лаврентия в Канаде, куда скандинавский мореплаватель Лейф Эриксон снаряжал экспедицию из Гренландии. Однако эта норманнская эпопея относится к концу X века, тогда как цивилизация чачапоия зародилась лет за 600 до этого.

Известно, что феномен светлокожих индейцев перуанских Анд чрезвычайно интересовал также знаменитого путешественника и археолога Тура Хейердала. Норвежский исследователь отмечал, что этот таинственный народ не принадлежит ни к одной из известных расовых групп, живших на Южно-Американском континенте. Хейердал выяснил, что чачапойя строили свои суда, используя технологии, почти идентичные древнеегипетским. Норвежскому путешественнику и его единомышленникам удалось преодолеть Атлантический океан и достичь берегов Южной Америки на папирусном судне «Ра-2», построенном именно по методике андских народов. Таким образом, было доказано, что чачапойя вполне могли прийти в эти края из Средиземноморья. Известно также, что их саркофаги напоминают погребения «в позе зародыша», характерные для доиспанской культуры прибрежья и высокогорья, известной как Уари. «Мавзолеи» чачапойя представляли собой разновидности типично американских погребальных сооружений «чульпа» и «пукульо», также характерных для Уари. Все это может свидетельствовать в пользу местного происхождения «заоблачных жителей». Поэтому весьма актуально, что в настоящее время планируется проанализировать ДНК мумий чачапойя, найденных на берегах озера Кондоров в Андах, и сравнить их с генетическим материалом современных жителей Перу и государств Востока.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

  Рубрика: Без рубрики 291 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,052 сек. Потребление памяти:11.59 mb