Бывшие хозяева юга

Автор: Maks Янв 23, 2018

Многие африканские народы воевали против белых колонизаторов. И некоторые даже добивались в этом немалых успехов. Однако, в конце концов, превосходство в вооружении, снаряжении и организации решало исход дела в пользу европейцев. Для народа коса, когда-то занимавшего территорию нынешней Южно-Африканской Республики, решающим фактором поражения стали более тонкие материи. В критические моменты они слишком истово верили предсказаниям колдунов и пророков. Этим и погубили себя сами.

Одна из больших групп африканских народов называется нгуни. Именно в нее входят два народа, оставившие заметный след в борьбе африканцев против европейской колонизации. Но если про воинственных зулусов с их королем Чакой знают почти все, то коса известны гораздо меньше. А ведь они оформились значительно раньше зулусов и до появления голландцев и англичан были настоящими хозяевами юга Африки. Коса противостояли попыткам отобрать у них землю около 100 лет.

Железо вместо керамики

О коса не слишком много известно до того момента, как они вступили в контакт с белыми переселенцами. По всей видимости, когда-то они жили значительно севернее, возможно, в районе озера Виктория. Но между VIII и X веками они прочно осели на юге и жили там, занимаясь земледелием и ремеслами. При этом главным сокровищем, как и у многих народов, для коса всегда был скот. С ним было связано множество условностей, которые позднее сыграли роковую роль в отношениях с белыми колонистами.

В земледелии коса не продвинулись дальше простого подсечно-огневого способа. Этого вполне хватало для того, чтобы разводить просо и сорго, а позднее — полученные от европейцев кукурузу и табак. В отличии от многих народов, у коса не ценилось искусство гончаров и не было хорошо развитой керамики. Зато они весьма преуспели в выплавке и ковке железа, из которого изготавливали все — от оружия до украшений и орудий труда.

Коса — это упрощенное название. Сами они называют себя амакоса, а свой язык — исикоса. Но в точности повторить слова их языка европейцу, как правило, очень трудно — он включает в себя множество странных и непривычных звуков. Например, щелкающие или цокающие звуки — этим исикоса похож на язык бушменов.

Коса, как и большинство африканских племен, отличались воинственностью. Они не колеблясь вступали в схватку и при необходимости решительно захватывали приглянувшиеся им земли у более слабых племен. Основой их тактики, в отличие от тех же зулусов, была тесная схватка, а не закидывание врага дротиками издалека.

К 1770-м годам территории коса стали непосредственно соприкасаться с границами Капской колонии Голландской Ост-Индской компании, которая в будущем станет основой для бурских государств на юге Африки. Но до этого было еще далеко. Пока что основными противниками европейцев стали именно коса. Победить которых оказалось не так-то просто.

Воровство как традиция

Народность КосаИзначально голландцы (а также смешавшиеся с ними переселенцы из Германии и Франции) относились к африканцам с традиционным для того времени презрением. Но начинать масштабную войну не планировали. Торговать с «глупыми дикарями», которых легко обмануть, казалось более выгодным. Но здесь сыграли свою фатальную роль культурные различия.

В системе взглядов коса хитрость считалась доблестью. И воровство, обставленное с должным хитроумием (например, если украденную корову перекрашивали так, что ее невозможно было узнать), не наказывалось. Зачастую если факт кражи скота вскрывался, то он просто возвращался к своему хозяину, а вор не нес никакого наказания. Даже наоборот — приобретал авторитет среди соплеменников. Понятно, что европейцев такие нравы приводили в бешество.

Коса же воспринимали белых поселенцев как странных простаков, которых удивительно легко было обвести вокруг пальца. И очень удивлялись, получая в ответ на свои хитрости претензии и угрозы. Например, голландцы не знали, что, по традициям коса, корову нельзя обменивать на неодушевленный предмет. Поэтому когда африканец приходил и в открытую уводил обменянную вчера на табак или лопату корову обратно в свое стадо, колонист искренне считал, что его обокрали. Еще одним постоянным поводом для конфликтов было то, что бывший хозяин коровы, по представлениям коса, имел право на часть приплода. Это голландских фермеров тоже не устраивало.

Ситуация, когда одни постоянно «воровали», а другие «не соблюдали традиции», в конце концов привела к войне. Точнее, к целой череде войн, длившейся на протяжении столетия. Они вошли в историю как Кафрские войны (португальским словечком «кафр» европейские колонисты презрительно именовали всех чернокожих).

С 1779 по 1803 год коса удалось постепенно оттеснить колонистов. Но затем ситуация резко поменялась — Капскую колонию захватила Великобритания. Имеющие большой опыт колониальной войны британцы развернули в 1811-1812 годах настоящий террор против коса. Людей не просто изгоняли с их земли, но и делали все, чтобы они не могли вернуться. Разрушались жилища, посевы вытаптывались стадами быков. Африканцы, никогда раньше не знавшие, что такое война на уничтожение, оказались совершенно не готовы к такому повороту.

Британский губернатор Капской колонии Чарльз Сомерсет потребовал от вождя коса Нгкики полностью прекратить воровство скота и сохранять строгий порядок на границе. На это озадаченный вождь откровенно ответил: «Наши порядки отличаются от ваших, у вас один вождь, но у нас не так. Хотя я большой человек и правитель коса, однако каждый вождь сам правит и руководит своими собственными людьми». В итоге он оказался между двух огней — его стали считать врагом и колониальные власти, и часть соплеменников. В 1818 году Нгкика был разбит собственным дядей, и началась очередная кафрская война.

Ложные пророки

Сопротивление колонизаторам на этом этапе возглавил прорицатель Нскеле. Он сумел собрать войско в 10 тысяч человек. Всем им он заявил, что является посланником великого духа Утланги и вскоре прогонит завоевателей в море. Нскеле утверждал, что с помощью магии превратит пули англичан в простую воду, а потому африканские воины шли в атаку без страха. Все закончилось настоящей катастрофой — потери коса исчислялись тысячами человек. Территория племени еще более сократилась, скот был угнан.

И все же окончательно одолеть африканцев британские солдаты не могли. Новые ожесточенные столкновения происходили в 1840-х и начале 1850-х годов. А в 1856 году все коса попали под влияние нового пророка.

На этот раз спасти народ при помощи магии обещала девушка Нонгкавусе. Она рассказывала, что встретилась с тремя духами своих предков, которые пообещали помощь в борьбе против британцев. Но сначала коса должны были уничтожить все свои посевы и забить скот. Зато после победы наступит золотой век, когда коров и зерна для всех будет вдоволь. Она называла даже точную дату исполнения своего пророчества — 18 февраля 1857 года, «когда Солнце станет красным».

По приказу верховного вождя Сархили коса начали массовый забой скота. Считается, что в это время было убито 300-400 тысяч голов. Разумеется, 18 февраля солнце взошло самого обычного цвета, а британские колонизаторы никуда не делись. Среди коса начался чудовищный голод, который доводил некоторых даже до каннибализма.

В течение следующего года умерло около 40 тысяч человек. Еще примерно столько же в отчаянии покинули свои земли, отправившись искать лучшей доли. Воспользовавшись этим, британская администрация прибрала «брошенные территории» к своим рукам. Позднее появилась вполне обоснованная версия, что вся история Нонгкавусе была хитроумной провокацией, устроенной губернатором Джорджем Греем. Сама пророчица была заключена в тюрьму, а потом освобождена и спокойно дожила отпущенное ей время на ферме в Капской колонии. Заодно британцы арестовали и наиболее авторитетных вождей, чтобы окончательно обезглавить сопротивление.

Оправиться после такого чудовищного удара коса так и не смогли. Последняя попытка поднять восстание была предпринята в 1870-х годах, но она не привела ни к чему. Тем не менее численность народа медленно, но верно восстанавливалась. По состоянию на 2001 год в ЮАР насчитывалось 7,9 миллиона человек, относивших себя к коса. Община численностью около 5 тысяч человек живет в Ботсване. В XX веке из народа коса вышел известный борец с апартеидом Нельсон Мандела.

Виктор БАНЕВ

,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:74. Время генерации:0,951 сек. Потребление памяти:31.85 mb