Из зала в зал…

Автор: Maks Ноя 24, 2018

Как известно, люди ходят в музеи, чтобы приобщиться к культуре, соприкоснуться с шедеврами прошлого и раритетами настоящего. Но кое-где экскурсантам предлагают такие экспонаты, при виде которых многие ахают от удивления, а то и дрожат от страха и даже падают в обморок.

Никуда не годное искусство

Музей плохого искусства находится в США, в штате Массачусетс, и представляет собой выставку дилетантских работ художников-любителей. По словам устроителя экспозиции Скотта Уилтона, хранилище, открытое для свободного посещения в 1994 году, существует для того, чтобы люди имели возможность отличить мерзость и пачкотню от образцов подлинного искусства. Его коллекция состоит из нескольких сотен, если так можно выразиться, полотен и скульптур, до того бесталанных, что рамы картин и материал, из которого сделаны изваяния, стоят гораздо дороже самих «шедевров». Примечательно, что в эту коллекцию хозяин берет не любое бездарное произведение, а только такое, что отличается оригинальностью или вызывает хоть какой-то интерес у посетителей музея.

Этот паноптикум неоднократно подвергался, казалось бы, уничтожающей критике искусствоведов, считающих его рекламой безвкусицы и китча, но музей продолжает существовать, поскольку неиссякаемый поток посетителей даёт хозяину приличную прибыль. При этом Уилтон не обращает внимания на выпады знатоков искусства, утверждая, что его коллекция не является восхвалением пошлости и уродства, а, напротив, существует для того, чтобы продемонстрировать искренние попытки не обремененных талантом людей как-то выразить себя в поисках путей достижения творческого идеала.

Любопытно, что на аукционе, который, желая выручить дополнительные средства на содержание музея, проводил Уилтон, некоторые экспонаты были проданы за полторы сотни долларов. И это несмотря на то, что многим из них место только на помойке.

Отвращение и ужас

Музеи смерти существуют в разных странах, несмотря на то, что при их посещении многие экскурсанты испытывают отвращение и ужас. Разумеется, такого рода музеи существуют не для тонко чувствующих натур, а для людей с крепкими нервами, которые ходят туда, чтобы узнать что-то необычное, а заодно и получить порцию адреналина в кровь…

Один из наиболее посещаемых подобных музеев находится в столице американского кинематографа Голливуде. Странный паноптикум, по замыслам его создателей, посвящён смерти во всех её неприятных проявлениях. В этом музее выставлены работы, сделанные серийными убийцами, находящимися в заключении, а заодно во всех подробностях изображены их жертвы (в виде муляжей). Здесь же имеются жуткие фотографии сцен казни, леденящих душу дорожных аварий, результаты вскрытия мёртвых тел и тому подобные образцы зрелища не для всех. Большая часть экспозиции музея посвящена похоронной тематике, включающей гробы и фотографии мертвецов.

Музей сновидений

Этот музей был торжественно открыт в Петербурге 4 ноября 1999 года, к столетнему юбилею издания книги автора психоанализа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Музей расположен на Петроградской стороне, неподалёку от Петропавловской крепости, в здании Восточно-Европейского института психоанализа. Экспозиция включает в себя коллекцию самых разных экспонатов, имеющих отношение к жизни и деятельности Зигмунда Фрейда. Здесь, например, имеются материализованные образы сновидений из названной выше книги — трости, шляпы, платья и многое другое. Эти экспонаты рассчитаны на то, чтобы погрузить экскурсантов в их собственный мир представлений, воспоминаний и снов, в чём им помогают искушённые сотрудники музея. При этом предметы расположены таким образом, чтобы стимулировать фантазию посетителей, тем самым делая их самих экспонатами музея. Для достижения такого эффекта некоторые предметы освещены так, что становятся едва различимыми, как это бывает во сне. Другие же можно увидеть только в особом ракурсе, третьи вообще даны в расплывчатом виде. В конечном итоге получается так, что посетители видят и чувствуют только то, что они хотят увидеть, дополняя это собственной фантазией в соответствии с бессознательной установкой.

Помимо столь своеобразной экскурсии, Музей сновидений Зигмунда Фрейда периодически проводит лекции, выставки альтернативного искусства, концерты экспериментальной музыки, показывает редкие и артхаусные фильмы, а также организует семинары и дискуссии по теме бессознательного и сновидений.

Туалетная культура

Музей канализацииМузеи туалетной культуры существуют во многих странах мира. Их задачей является ознакомление посетителей с историей санитарии и гигиены от древности до наших дней. Тут имеются унитазы самых различных форм и конструкций, биде, писсуары, образцы туалетной бумаги и многое другое, чем подчас разрешают пользоваться и посетителям.

Наиболее интересным в этом плане является Музей канализации Парижа, включающий в себя наряду с вышеупомянутыми экспонатами уголок реально действующей канализации. В музее выставлены различные механизмы для очистки сточных вод, а также их древние аналоги. Почти все экспонаты подлинные, а некоторые из них — действующие. Особенно примечателен сегмент средневековой клоаки, описанный в романах Виктора Гюго и Эжена Сю. При том, что в музее хорошо налажена система вентиляции, внутри ощущается специфический запах, который также является своеобразным экспонатом.

Добавим, что экскурсоводы рассказывают посетителям и об истории парижской канализации. Так, например, самые первые подземные коллекторы для вывода сточных вод были построены ещё древними римлянами. В Средние века, характеризуемые упадком гигиены и какой-либо культуры, канализация была забита отходами и не действовала, а по улицам текли зловонные ручьи. Сообщается, что в те годы горожане выливали содержимое своих ночных горшков прямо из окон на головы беспечных прохожих. Неслучайно именно в то время вошли в моду широкополые шляпы, которые в какой-то мере защищали горожан от падающих сверху «подарков».

Интересно, что в 1131 году сын Людовика VI Филипп Молодой, проходя по загаженным улицам, поскользнулся на нечистотах, упал в сточную канаву и наглотался её содержимого, а через несколько дней умер. Позднее власти города были вынуждены вернуться к идее канализации из-за невыносимого смрада на улицах, а также из-за опасности развития эпидемий. Несмотря на то что после спускания продуктов жизнедеятельности горожан в подземные реки воздух в Париже стал чище, опасность эпидемий долгое время оставалась актуальной: ведь всё это напрямую и без всякой очистки текло в Сену, откуда те же горожане брали воду для своих нужд…

«Аллея вождей» под водой

Этот уникальный в своём роде музей находится в Чёрном море, возле мыса Тарханкут, в Крыму, на глубине 12 метров. Создателем музея является дайвер Владимир Боруменский, который в 1991 году выставил на пляже бесхозный бюст Ленина, но через некоторое время вождю пролетариата хулиганы отломали голову. Именно тогда Боруменскому пришла мысль создать подводный музей скульптур большевистских вождей, тем самым избавив их от посягательств различных вандалов. Вскоре не без помощи других дайверов, увидевших в идее не только прикол, но и особый шик, была создана подводная «Аллея вождей», куда вошли Карл Маркс, Клим Ворошилов и несколько клонов Ильича. Есть среди скульптур и довольно редкие, например Ленин, ведущий за руку маленького мальчика, которую дайверы в шутку назвали «Ленин с внебрачным сыном от Инессы Арманд». А для того чтобы нейтрализовать негативный «шарм» собрания коммунистических лидеров, экспозиция вскоре была дополнена изваяниями представителей творческой элиты. Таким образом, рядом с видными большевиками разместились Есенин, Высоцкий, Бетховен, Шукшин и другие писатели, поэты и композиторы, образовав самостоятельную подводную аллею творческих работников.

К сожалению, хулиганы уже дважды проникали и на эту глубину, но наибольший вред причинили музею даже не они, а непогода. Так, например, во время одного из штормов каменному Сталину в прямом смысле снесло голову, а фигуры остальных персонажей перемешало самым невероятным образом, в результате чего великий поэт Пушкин оказался в компании чекиста Дзержинского, а Есенин «побратался» с Ворошиловым…

Под водой у Ленина постоянно вырастает «шевелюра» из ракушек и водорослей, которую периодически приходится «сбривать», как и «бороду» у Ворошилова… «Охраняют» вход в подводный музей каменные изваяния шахтёра с отбойным молотком и матроса с автоматом.

Аркадий ВЯТКИН

, , ,   Рубрика: Музеи мира





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,727 сек. Потребление памяти:38.81 mb