Харбинский рубль

Автор: Maks Авг 22, 2022

В годы Гражданской войны появилось множество правительств, которые выпускали собственные деньги. Печатались они даже в китайском Харбине.

ДОРОГА ВО ВЛАДИВОСТОК

В 1860 году был основан Владивосток. Со временем он стал главной базой Тихоокеанского флота Российской империи. Но город был отделен от центральных районов России непроходимой тайгой. Чтобы решить транспортную проблему, требовалось построить железную дорогу. В 1890-е годы началось строительство Великого Сибирского пути. Сразу стало очевидным, что путь до Владивостока получится неблизким, ведь железной дороге придется огибать китайскую Маньчжурию.

Выход предложил министр финансов Сергей Витте: спрямить путь, проложив железнодорожную ветку по территории Китая. Дело осталось за малым: заставить китайские власти предоставить России концессию. Вскоре такая возможность появилась. В 1895 году Япония разгромила Китай и отобрала у него Ляодунский полуостров. Но под нажимом России, Франции и Германии японцы были вынуждены вернуть полуостров.

Правда, китайцам предстояло выплатить огромную контрибуцию, но Россия предоставила Китаю кредит.

Разумеется, российское правительство оказывало помощь китайцам не просто так. Оно потребовало концессию на постройку дороги через Маньчжурию. Китай уступил, но попросил, чтобы строительством и эксплуатацией занималась частная компания.

В результате концессию предоставили Русско-Китайскому банку, а он передал права на строительство и эксплуатацию Обществу Китайско-Восточной железной дороги, которое формально считалось частным, а фактически принадлежало казне. За шесть лет — с 1897 по 1903 год — русские инженеры и рабочие построили КВЖД. Проходя через Маньчжурию, она соединила Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Россия полностью контролировала не только дорогу, но и территорию вдоль нее — полосу отчуждения.

«СЧАСТЛИВАЯ ХОРВАТИЯ»

Деньги Русско-Азиатского банкаПосле Октябрьского переворота полоса отчуждения КВЖД превратилась в островок стабильности и порядка. Местные жители назвали ее «Счастливой Хорватией». К исторической области на Балканах это не имело никакого отношения. Название произошло от фамилии управляющего КВЖД — генерала Дмитрия Хорвата.

Генерал руководил дорогой с 1903 года, то есть с самого начала ее эксплуатации. Хорват был не только хорошим управляющим, но и умным политиком. Он старался поддерживать нормальные отношения со всеми властями, существовавшими тогда в России. Видимо, искусство дипломатии Хорват унаследовал от своего великого предка — по матери он был праправнуком фельдмаршала Михаила Кутузова.

В 1918 году в связи с острой нехваткой наличности Русско-Азиатский банк по согласованию с управлением КВЖД принял решение о выпуске собственных денег. Их отпечатала в США частная компания American Bank Note Company. Сумма заказа составила 20 миллионов рублей. Эмиссия предусматривала номиналы в 50 копеек, 1, 3, 10 и 100 рублей. Новые деньги получили название «харбинские рубли». Иногда их называли также «хорватовками». С декабря 1918 года они стали полноценной денежной единицей, свободно обмениваемой на «керенки» и — с некоторыми ограничениями — на царские рубли. К 1920 году за 1 романовский золотой рубль давали 11 харбинских рублей.

«Хорватовки» были выполнены на высоком полиграфическом уровне. Поскольку заказчиком этих денег выступала железная дорога, неудивительно, что на купюрах красовался паровоз. С этим, кстати, связана интересная история.

На увеличенном изображении пара из-под колес паровоза видно изображение женской головы. По этому поводу существует несколько версий. Вот одна из них. В Харбине жил молодой и талантливый художник. На следующий день после венчания (по другой версии — накануне) его невеста попала под поезд, который ее обезглавил.

Художник был безутешен. Тем не менее он вызвался бесплатно нарисовать эскизы денежных знаков КВЖД. Его эскизы всем очень понравились, никто и не заметил, что в клубах дыма художник изобразил голову своей невесты с открытом в крике ртом.

Олег СЕРОВ

  Рубрика: Деньги и награды 528 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,269 сек. Потребление памяти:9.63 mb