Любимец «Вождя народов»

Автор: Maks Авг 5, 2021

Следует признать, что Сталин умел находить талантливых менеджеров. Конечно, они действовали не рыночными методами. Но кто матюками, кто угрозой расстрелов добивались поставленной цели. Наглядный пример тому  — один из главных организаторов советской автомобильной промышленности Иван Алексеевич Лихачев.

Развитием отечественного автопрома в России озаботились еще до революции. В рамках правительственной программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. Один из них в 1916 году построил торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко». Новая советская власть национализировала это предприятие и переименовала его в 1-й Государственный автомобильный завод.

Неожиданное назначение

В 1927 году директором этого предприятия был назначен бывший слесарь и недоучившийся инженер Иван Лихачев. Выбор советского правительства, мягко говоря, выглядел странно.

Иван Лихачев в 1908-1915 годах работал слесарем на Путиловском заводе. Во время Первой мировой войны служил матросом на Балтийском флоте. В 1917-1921 годах работал в ВЧК. У чекистов был свой автопарк из реквизированных машин, и Иван Лихачев увлеченно занимался их ремонтом. Это, по сути, был его единственный любительский опыт работы, связанный с автомобилями.

И вдруг, совершенно непонятно почему, его назначили руководителем автопредприятия. В принципе с его приходом на заводе мало что поменялось. Он как выпускал грузовики АМО, так и продолжал выпускать. Причем по стоимости они выходили «золотыми». Из-за того что детали выпускались кустарными методами, себестоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей, в то время как автомобиль Ford в агрегатах с доставкой в страну стоил 800-900 рублей.

Но молодому директору оказали доверие и отправили его в Германию и США, чтобы ознакомиться с тамошним опытом. Пишут, что основатель крупнейшей в мире автомобильной империи Генри Форд пригласил его отобедать. И за обедом сказал, что если советский директор будет вести хозяйство по-американски, тогда добьется успеха. Но Лихачев решил искать свои советские методы организации труда.

Конечно, никаких выдающихся методов в автомобилестроении Лихачев не выдумал. И автомобиля своего не изобрел. Но зато запустил на своем предприятии первый в стране конвейер и добился, чтобы советские автомобили оснащались отечественными запчастями. Более того, советские грузовики начали экспортироваться! В 1934-м партия из 100 трехтонных грузовиков ЗИС-5 была продана в Турцию.

Но особенно ярко организаторские таланты Лихачева проявились в годы Великой Отечественной войны. Из-за бомбежек Москвы 15 октября 1941 года производство на Московском автозаводе было остановлено. И это огромное предприятие всего за 11 суток было вывезено из столицы и рассредоточено по пяти городам Урала и Поволжья. В 7700 вагонах отправили на восток 16 тысяч человек и 12 800 единиц оборудования.

В результате советский автопром успешно работал в годы войны, а выпускаемые им машины стали фронтовыми рабочими лошадками, внесшими свой вклад в Победу. Внес свой вклад в нее и Лихачев, курировавший работу гигантской системы заводов имени Сталина (ЗиС), в которую входили автомоторный завод в Миассе, кузнечно-прессовый в Челябинске, автомобильный в Ульяновске, автоагрегатный в Шадринске и завод в Москве, где продолжался выпуск автоматов и минометов.

Золотая теща

Иван Алексеевич ЛихачёвИван Лихачев считался любимчиком Сталина. Он баловал вождя дорогими машинами ЗиС, выпускающимися специально для высшего руководства страны, а тот благоволил к нему.

Благодаря этому Лихачев барствовал в СССР. Имел дачу, сравнимую по размерам с графской усадьбой, и вообще ни в чем себе не отказывал. Увлекаясь футболом, он превратил заводскую команду «Торпедо» в 1938 году в клуб Высшей лиги. Но в личной жизни у него было не все гладко.

В 1919 году Иван Лихачев женился на Анне Шульгиной. Сначала все было красиво и даже страстно. Писатель Юрий Нагибин, ставший мужем дочери Лихачева — Валентины, в одном из интервью поведал: «Валя любила рассказывать, что она дитя взрыва. Когда Лихачевы были молодыми, в перерыве одного из заседаний Иван с будущей женой полюбили друг друга прямо в парке неподалеку от здания, где проходило заседание большевиков (так мало было времени). В момент «извержения» раздался сильный взрыв — эсеры подложили большевикам бомбу. Таким образом, взрыв чудесно совпал с мигом зачатия дочери Вали…»

В 1994 году Юрий Нагибин выпустил автобиографическую книгу «Моя золотая теща», в которой Лихачев фигурировал у него как Василий Кириллович Звягинцев, но всем было понятно, о ком шла речь. Со слов Нагибина получается, что Лихачев имел любовницу, работавшую в Моссовете, а его дочь во время брака с Нагибиным завела любовника в консерватории, тем временем жена Лихачева закрутила любовь с самим Нагибиным. В общем, у богатых в СССР были свои причуды.

По краю пропасти

Иван Лихачев был плоть от плоти советской системы. При нем его предприятие дважды подвергалось массовым чисткам. В период репрессий 1937-1938 годов обновился почти весь состав начальников цехов, сменились главный инженер и его заместители. В 1950 году главный конструктор завода, а также инженеры и рабочие в количестве 48 человек были обвинены во вредительстве, 14 из них были расстреляны.

По делу о «вредительстве» и «шпионаже» на автомобильном заводе имени Сталина самого Лихачева допрашивали Хрущев, Маленков и Берия. Пишут, что при этом он потерял сознание, его окатили водой и отпустили домой, но вскоре сняли с поста директора завода.

Впрочем, Лихачев находился с Хрущевым в хороших отношениях, а потому после смерти Сталина пошел в гору. В 1953 году его назначили министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. 16 июня 1956 года газеты опубликовали постановление о награждении Лихачева пятым орденом Ленина.

Но получить его Иван Алексеевич не успел. 24 июня 1956 года он скончался, не дожив всего нескольких дней до 60-летия. Хотя по рангу простому министру не полагалось погребение в Кремлевской стене, но Хрущев распорядился удостоить Лихачева этой чести.

Хоронили Ивана Алексеевича 26 июня 1956 года со всеми полагающимися почестями, в том числе с траурным митингом на Красной площади и прощальным салютом. Но особенного резонанса в стране эти похороны не вызвали. Во всяком случае, газета «Правда» на первых страницах писала не о них, а о визите в Москву иранского шаха.

Тем не менее в верхах нашли время почтить память советского автомобилестроителя. Когда друзья и родственники покойного были у его матери на поминках, позвонили из Кремля и сообщили, что принято решение бывшему автозаводу имени Сталина присвоить имя Лихачева.

Увы, судьба этого предприятия после крушения СССР сложилась печально. А в 2016 году Завод имени Лихачева выпустил свой последний грузовой автомобиль, а за год до этого на нем было демонтировано большинство цехов и уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачева.

Олег ЛОГИНОВ

ДРАМА В ПУСТЫНЕ

Лихачев стал прототипом главного героя советского фильма «Директор» о пионерах советской автомобильной промышленности. По сюжету ставший директором завода матрос Зворыкин в исполнении актера Евгения Урбанского, стремясь доказать превосходство отечественных машин над зарубежными, должен был прыгнуть на грузовике с бархана в пустыне. Во время съемок этого эпизода Урбанский погиб. На дальнейшую съемку Госкино наложило запрет. В 1969 году «Директор» все же вышел на экраны, только Зворыкина уже играл будущий министр культуры Николай Губенко.

  Рубрика: Власть 616 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,313 сек. Потребление памяти:9.66 mb