Педагогическая мистерия

Автор: Maks Янв 26, 2020

Имя Рудольфа Штайнера не много скажет большинству читателей, а вот о вальдорфской педагогике наслышаны многие. Детские сады и школы, родоначальником которых и был Штайнер, есть во многих российских городах. Некоторые родители с энтузиазмом выбирают для своих чад эти заведения как альтернативу традиционным садику и школе. При этом даже не догадываясь, что именно они выбрали…

За и против

Если прочитать в Интернете все, что написано о Рудольфе Штайнере, создается впечатление, будто речь идет о двух разных людях. Его последователи не скупятся на похвалу, восхищаются мудростью и выдающимися талантами своего кумира. Оппоненты без тени смущения называют его шарлатаном и пройдохой. Такие же противоречивые мнения и о созданной им вальдорфской системе образования. Одни превозносят ее до небес, считая лучшей в мире. Дескать, она вся насквозь пронизана духовностью, в ней отсутствует всякое принуждение и давление на ребенка, ее основная цель — воспитание свободной, творчески развитой личности. Противная сторона доказывает, что оккультизм и мистицизм — главная составляющая учебного плана в таких учреждениях. Так что же правда и что миф?

Попал в струю

Штайнер родился 27 февраля 1861 года в австрийском Кралевице в семье железнодорожного служащего. С детства считал себя особенным ребенком: его посещали видения и ангелы. Во всяком случае, так позже уверял Рудольф. Окончив реальное училище, поступил в Высшую техническую школу. В возрасте 21 года молодой человек всерьез увлекся творчеством Гете и даже опубликовал несколько работ о великом немецком мыслителе.

Засим последовало приглашение на работу в архив Гете — Шиллера в Веймаре. В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии. В 1897-м переехал в Берлин, начал сотрудничать в научных журналах и страстно увлекся оккультизмом, зачитывая до дыр труды Елены Блаватской. Свои новые идеи стремился донести до читателей, но не все его поняли. Зато поняли и приняли в Теософском обществе, куда пригласили выступить с лекциями. Штайнер влился в ряды теософов, а вскоре возглавил пост генерального секретаря немецкой секции общества. Он без устали мотался с лекциями по Австрии и Германии и довольно быстро стал властителем дум целого поколения не только в Германии, но и в других странах, в том числе в России. Среди наших соотечественников в его почитателях ходили Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

Впрочем, стоит ли удивляться такой популярности? Конец XIX — начало XX века — время небывалого расцвета мистицизма, спиритизма и других оккультных чудес, а Рудольф Штайнер как никто другой призывал к изучению непознанных миров, полагаясь на собственный опыт. Сам он регулярно выходил на связь с духами и получал от них «сокровенные знания». Так, благодаря подсказкам «контактеров», наш герой предложил собственное видение многих исторических событий, в частности, его интерпретация жизни и смерти Иисуса Христа сильно отличалась от общепринятой. В конце концов «зазвездившийся» Штайнер разругался и с руководством Теософского общества и ушел, громко хлопнув дверью. В швейцарском Дорнахе он основал Антропософское общество. С тех пор он как заведенный внедрял свои идеи в жизнь, в том числе и в открытой в 1919 году при табачной фабрике «Вальдорф Астория» школе для детей рабочих.

Умер Рудольф Штайнер в 1925 году. Но вот уж воистину — дело его живет до сих пор.

Что за вывеской?

Вальдорфская школаВ вальдорфских садах-школах многих привлекает красивая вывеска, а вот искусно завуалированная сектантская идеология напоказ не выставляется. Ее можно распознать только при более близком контакте. Вот рассказ одной мамы, Яны З., чей сын посещал вальдорфскую школу: «При первом знакомстве вальдорфская школа просто потрясает… Часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще — они любят себя демонстрировать… Очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт.

Учительница охотно приглашала родителей на уроки: «Посидите, посмотрите». Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при приеме ребенка в школу длилось 2 часа… Всем родителям подробно объясняют, почему школа принципиально отказалась от всякой помощи государства («Мы не хотим зависеть от этого ужасного государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!») Но, кроме платы за учебу, от родителей требуется еще очень и очень многое… Для настоящих родителей-антропософов… постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, еще существует детский кукольный театр… и прочее, и прочее… Учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и еще раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу. Все это преследует одну цель, которую учительница… высказала вполне откровенно: «Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться».

…У большинства… она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе — сами антропософы и чаще всего — питомцы точно таких же антропософских школ. Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального образования — после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение.

Но это им и не нужно! Они живут совсем другим. Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной. Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких безделушек. У детей игрушки — только деревянные, соломенные и т. п.

…Поскольку наша семья, даже будучи «эзотерической», все же сильно отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно советовала пойти на то или другое антропософское мероприятие.

…Как проходят сами родительские собрания? …Мы вначале полчаса занимались «медитативным письмом» — переписывали красивым почерком изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно читает короткую лекцию по воспитанию… Школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всем слушаться учителей и не имеют права на свое мнение, либо ребенок неизбежно чувствует разницу между семьей и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае). Можно подумать, что мы внушили ему эту ненависть… нет, она у него возникла еще тогда, когда мы сами были от школы в восторге».

Вот такой взгляд изнутри. Почему же вальдорфские сады и школы никто не спешит закрывать? А это уже совсем другая история…

Оксана ВОЛКОВА

Достичь господства

Антропософия (от греч. anthropos — «человек» и sophia — «мудрость») — мистическое учение, в основе которого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинств, возможностей может достичь господства над природой. Это достигается усвоением предлагаемых антропософией методов развития дремлющих в человеке особых органов сверхчувств, восприятия и подражанием «учителям человечества» — Будде, Заратуштре, Платону, Христу, в которых вочеловечился высший дух. Так, в языческой по существу антропософской христологии Христос предстает солнечным Божеством, которое было послано на землю и в момент Крещения  соединилось с человеком Иисусом. Смерть Христа на Голгофе, по антропософским представлениям, изменила астральную оболочку Земли.



, ,   Рубрика: Историческое расследование

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:62. Время генерации:0,770 сек. Потребление памяти:10.33 mb