«Пешеходец» Василий

Автор: Maks Апр 3, 2017

Среди великих русских первопроходцев Василий Григорович-Барский знаменит не только сделанными открытиями, но и большим количеством оставленных материалов — заметок, описаний, рисунков, портретов. Благодаря им отечественное востоковедение и палестинология вышли на мировой уровень.

Жизнь и похождения Василия Григоровича-Барского могли бы лечь в основу увлекательного романа. Одержимый страстью к путешествиям, он еще юношей покинул отчий дом и вернулся в него почти четверть века спустя.

Тяга к загранице

Василий Григорович-БарскийСын небогатого купца, жившего в Киеве, Василий с детства отличался неукротимой любознательностью и неизбывной мечтой повидать дальние страны. Отец, владевший грамотой, дал ему начатки знаний, которые считал вполне достаточными для всей последующей жизни.

Василий родился 1 января (по старому стилю) 1701 года в Киеве. Семья жила на Подоле, возле храма Успения Богородицы Пирогощи. Здесь же, при Киево-Братском монастыре располагалась академия — колыбель богословов, ученых и зодчих. Выполняя мелкие поручения отца, мальчик частенько бегал мимо этого заведения. Может, поэтому начального домашнего образования Василию оказалось недостаточно. Он был ребенком любознательным, настойчивым и решил продолжить обучение.

В 1715 году по протекции ректора Феофана Прокоповича 14-Летний юноша стал студентом Киево-Могилянской академии. Обучаясь на философско-богословских курсах, он тяжело заболел -на левой ноге появилась незаживающая язва. Это и стало причиной того, что в 1723 году будущий странник без ведома отца вместе с другом Иустином, который ради этого записался родным братом Барского, поступил во Львовскую иезуитскую академию. В письме к отцу Василий просил прощения и сообщал, что едет не только учиться, но и лечиться — у него была большая надежда на Львовских врачей.

Префекта академии зачислить «братьев-самозванцев» в число студентов убедили два главных фактора — прекрасные знания латинского языка и польские корни города Бар, где родился отец Василия. Поступив в класс риторики, самозванцы первое время жили у игумена монастыря святого Иоанна Богослова Пахомия — немного позднее он и благословил их на паломничество.

Львов очаровал Василия архитектурной красотой и образованностью горожан, а львовские эскулапы доказали свою высокую квалификацию: язва на ноге заживала. И уже здесь будущий путешественник дал себе обет — как только полностью исцелится, совершить паломничество по святым местам. Его друг Иустин хотел и дальше учиться, а Барского все больше влекла дорога. Но вскоре их обман раскрылся. В результате обоих выгнали из академии, хотя Василий был к этому Готов. Он запланировал паломничество по святым местам Европы, и в апреле 1724 года отправился в путешествие через империю Габсбургов.

У «фараоновых гор»

С этого времени Василий начал вести дневники, где все записывал и зарисовывал. В Вене он своими глазами увидел Карла VI. Побывал в Падуе и Бари, поклонился мощам святого Николая Чудотворца. И надо же такому случиться: он опять заболел, на этот раз лихорадкой, попал в лечебницу, жизнь его висела на волоске, однако судьба все же смилостивилась над странником, и Григорович-Барский выздоровел. Но к несчастью, он потерял свои «патенты» (путевые документы). Уладив все свои дела, путешественник отправился дальше, посетив Рим, Флоренцию, Венецию. В 1725 году отплыл к Ионическим островам, побывал на Керкире (Корфу), Кефалонии, Закинфе и других островах. На острове Хиос встречался с иерусалимским патриархом Хрисанфом, общаясь с ним на латыни. Через некоторое время Василий попал в Фессалонику и пешком совершил первое путешествие в Афон. Здесь он познакомился с содержанием монастырских архивов. В начале 1726 года вернулся в Фессалонику, а уже в сентябре отплыл в Палестину, останавливаясь по пути на нескольких островах, в том числе на Кипре.

Обойдя достопримечательности Святой земли, вновь посетил Кипр, а затем достиг и Каира, где встречался с патриархом Александрийским Космой II. На протяжении 1727-1728 годов паломник проживал в столице Египта. Здесь он изучал архитектуру города, а также обычаи египетского народа, которым посвятил целую главу описаний.

Григорович-Барский быстро понял значение Нила в жизни страны и написал об этом вдохновенные страницы. Он пребывал в изумлении перед развалинами старинных зданий города, его поражали огромные «единокаменные» колонны в три обхвата и шесть-семь саженей (12-14 метров) в высоту. На полуразвалившихся стенах Барский заметил остатки живописи, которую характеризовал как «хитрую и искусную». Он постоянно восторгался мастерским изображением «земли, цветов разных, деревьев, плодов, птиц и прочих вещей».

По ту сторону Нила странник увидел «рукотворные горы» — так образно он называл пирамиды. Из множества пирамид выделил три самые крупные, который именовал «фараоновыми горами». Побывал странник и в городе Розетта, где сделал детальное описание не только разноязычного населения, но и богатой южной растительности, особенно вечнозеленых финиковых пальм, которые служили материалом для изготовления различных вещей домашнего обихода.

Ссора с резидентом

В 1728 году паломник направился в Каменистую Аравию, посетил монастырь святой Екатерины на Синае, познакомился с патриархом Иеремией III. На протяжении 1729-1731 годов он жил в Триполи. Здесь он поступил в Греческое православное училище и успешно окончил его. В 1731 году Василий оказался в Александрии, а потом в Сирии, наладил близкие отношения с патриархом Антиохийским Сильвестром, который в 1734 году в Дамаске постриг его в монахи под именем Василия. Об Александрии в своих дневниках он писал, что та «некогда была городом великим и крепким», ныне же город «опустел и разорился». В этом городе Василия заинтересовали два древних обелиска — «столбы Клеопатры», и знаки, которые на них были изображены. Он не только описал обелиски, но и зарисовал один из них. Русский художник-самоучка, не знавший древнеегипетской письменности, с большим мастерством воссоздал на бумаге большинство иероглифических знаков. Красочно описывал Григорович-Барский «Иглу Клеопатры», однако он ошибался, полагая, что эти обелиски воздвигла именно она.

Всюду его неизменными спутниками были чернила, гусиные перья и тетради, с которыми он не расставался. Изо дня в день путешественник заносил на бумагу свои впечатления, а то, что представлялось ему особенно интересным, будь то старинная монета, утварь, здание, река, тщательно зарисовывал. Сохранилось около 150 зарисовок Григоровича-Барского, самых разнообразных по содержанию: от портретов отдельных исторических лиц до живописных изображений целых городов. Свои работы он часто подписывал псевдонимами: Василий Киевский, Василий Рос, Беляев Плака-Альбов, Василий Киево-Российский.

Впечатления от невиданных стран, городов, морей, рек, животных и растений, верований, легенд паломник изложил в своем труде, где показал изумительную по яркости картину жизни народов Малой Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и Северной Африки. Его книга «Странствования по святым местам Востока» служила неиссякаемым источником ознакомления русского читателя с далекими восточными странами.

Позднее по просьбе кипрского архиепископа Филофея Василий преподавал на Кипре латинский язык ученикам местной школы. В 1737 году поселился на острове Патмос, жил там шесть лет и совершал поездки по разным уестам. На протяжении 1743-1744 годов находился в Стамбуле у российского резидента Алексея Вешнякова, отказался занять место священника при посольстве, но составил подробное описание города, чаще в записках называя его Константинополем. А в мае 1744 года снова отправился на Афон, где провел полтора года, работая над собранными материалами, на обратном пути посетил Эпир, Ливадию, Крит. Вернувшись вскоре в Стамбул, Григорович-Барский сразу же не поладил с новым послом Адрианом Неплюевым, который обвинил его в грекофильстве и предательстве национальных интересов страны. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной паломник вернулся на родину, в Киев. После долгих лет странствий своим внешним видом и произношением он настолько стал походить на грека, что даже мать с трудом узнала его. А уже через месяц больной путешественник умер и был похоронен в Киево-Братском Богоявленском монастыре.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ

, ,   Рубрика: Великие первопроходцы


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
28 − 20 =


SQL запросов:62. Время генерации:0,648 сек. Потребление памяти:31.61 mb